joomplu:6380
joomplu:5094
joomplu:18549

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Святой Тарской Епархии Преподобномученик Феоген (Козырев).

Преподобномученик  Феоген (Козырев)Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прославил во святых Преподобномученика Феогена (Козырева). Преподобномученик с 1933, по 1935гг. отбывал ссылку в Таре. В его лице и в лице всех пострадавших на Кулае, и в землях Тарской епархии, имеем небесных покровителей.

Память 13 июля (30 июня по церковному календарю).

Преподобномученик архимандрит Феоген (в миру Василий Львович Козырев) родился 27 января в 1862 году в Санкт-Петербурге, в семье Льва Козырева, близкого к царскому двору. Там же окончил Александровскую гимназию в 1883 году, женился, но скоро овдовел. Его сын Николай после Октябрьской революции эмигрировал за границу, а Василий Львович вынужден был скрываться от преследований большевиков из-за того, что его отец служил при царском дворе. 

Он нашел приют в одном из монастырей Калужской губернии, где в 1924 году принял монашеский постриг с именем Феоген. С 1926 года он был игуменом Георгиевского мужского монастыря в городе Мещовске.

Там же в Калужской Губернии городе Мосальске произошло знакомство игумена Феогена с епископом Мосальским Германом (Вейнбергом). Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него одновременно келейником и старцем. И владыка в духовных и текущих епархиальных делах всегда спрашивал его совета. После назначения владыки Германа 3 апреля 1930 г. на Алма-Атинскую кафедру о.Феоген приехал с епископом в Алма-Ату, где служил в Николо-Кучугурской церкви. Жил вместе с владыкой Германом в Никольской церкви в правой боковой комнате у притвора. В начале 1930-х годов Никольский собор был единственным православным храмом в Алма-Ате, где клир, подвизающиеся и жившие при соборе монахини помогали ссыльному духовенству, которое в то время находилось в Алма-Ате.

В начале весны 1932 в городе Алма-Ата, в Никольском соборе епископ Герман (Вейнберг) был возведен в сан архимандрита в присутствии архиепископов Прокопия (Титова) и Амвросия (Полянского).

В начале декабря 1932г. мать начальника ГПУ Алма-Аты Иванова предупредила Владыку, что его и всех священников Николаевской церкви арестуют в ночь под 10 декабря. Вечером под 10 декабря была Всенощная накануне празднования иконы Божией Матери "Знамение". Торжество в церкви было такое как никогда. Служил Владыка Герман. Ему сослужили о.Феоген, о.Александр Скальский, о.Стефан Пономарев, и о.Филипп Григорьев. Служба шла особенно празднично. Кроме епископа Германа, священников и сестер-монахинь, никто не знал о предстоящем аресте. Служба закончилась, сестры-монахини спустились в свою келью. Кроме них, в церкви находились епископ Герман, архимандрит Феоген, о.Виктор Поливанов с семьей, инокиня Параскева и странник Виктор Матвеев, который остался у них в ту ночь.

Из рассказа Анастасии Нагибиной: "Уже 10 часов вечера... Слышим - в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала... и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: "Без старосты дверь не откроем".Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату Владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту... ".

Красноармейцы арестовали находящихся в церкви. Владыку Германа, игумена Феогена, а также священников Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева, инокиню Параскеву (Буханцову) и монахиню Евфросинию (Даурцеву).

Осуждение: тройка при ПП ОГПУ по Казахской ССР 25/06/1933;

Обвинение: «член к/р организации церковников»;

Статья ст.58-10 УК РСФСР;

Приговор: 3 года ссылки в Западную Сибирь.

Групповое дело «дело к/р организации церковников, г. Алма-Ата, 1933г.»

Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди приходили до рассвета и целый день, до вечера толпа народа томилась, ожидая своей очереди на прием передачи. 25 июня 1933г. было вынесено обвинительное заключение, в котором клир Никольского собора (трое священников умерли во время следствия), владыка Герман и архимандрит Феоген (Козырев) обвинялись как члены "контрреволюционной организации церковников, охватывающей своей деятельностью ряд общин Сергиевского течения, существующих в Алма-Ате и близлежащих населенных пунктах".

Из следственного дела:

"Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ Сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачу сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения".

Из обвинительного заключения:

"Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему:

  1. развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами г. Кульджи китайской провинции Синьцзян;
  2. Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
  3. Создание к/р пораженческих настроений среди членов «религиозных общин».

Архимандрит Феоген отбывал ссылку в Омской области городе Тара в течении 2-х лет с 1933 г. по декабрь 1935 г.

Сразу после окончания ссылки возвратился в г.Алма-Ату, где прослужил несколько месяцев в Никольском соборе до марта месяца 1936 г.

Снова был арестован в марте 1936 г. и сослан в Чимкентскую область Каратальский р., с. Ленинское до сентября 1936 г.

После освобождения в конце 1936г. приехал в г. Чимкент, где поселился в доме священника Аверьянова Федора Ильича, который, по словам следствия, организовал нелегальную церковную общину, в которую входил и архимандрит Феоген.

В декабре 1936 года был вновь арестован.

Осуждение: тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 27/05/1937;

Обвинение: а/с и к/р деятельность под видом религии, бежал из ссылки;

Статья ст.58-10,58-11,59-7 УК РСФСР;

Приговор: 5 лет ссылки в Северную обл.

В следственном деле говорилось, что "Козырев В.Л. отбывал ссылку в с. Ленинском

Каратасского района. В сентябре месяце из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте,

активно проводил религиозную пропаганду среди населения, прибегая к агитации

об исцелении имеющимися у него мощами, к которым публично привлекал население".

Из материалов дела:

"В процессе следствия установлено, что в Чимкенте существует нелегальная религиозная община, актив которой, под видом религии, вел контрреволюционную деятельность". На следствии о.Феоген отрицал факт побега из ссылки, объясняя свой отъезд из с.Ленинского в Чимкент для лечения по разрешению органов НКВД.

О мощах он дал следующие показания:

«Действительно, я имел небольшой серебрянный крест, в котором была заделана частица святых мощей св. Анны Кашинской, крест этот мне дала одна игумения в 1929г. в Бугуруслане. Крест я постоянно носил с собой и некоторые из верующих прикладывались к нему, и я говорил, что это святые мощи. Посещая молитвенный дом, я получал от верующих деньги, как материальную помощь, но за благословение мощами я денег не получал».

В окончательном обвинительном заключении было сказано:

«Козырев В.Л. из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте активно проводил религиозную пропаганду, прибегая к агитации об исцелении имеющимися у него «мощами», к которым публично привлекал население».Виновным признал себя частично (т.е. не признал обвинения в антисоветской деятельности).

Место заключения: Коми АССР;

Дата окончания: 12.07.1939;

Икона Казахстанских СвятыхКончина: 12.07.1939, скончался в местах лишения свободы;

Место погребения неизвестно.

Канонизация: Преподобномученик архимандрит Феоген (Козырев);

Дата: 08.20.2000;

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.;

Кто представил: Алма-Атинская епархия;

Дни памяти:

  1. Собор новомучеников и исповедников Российских - Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02;
  2. День мученической кончины (1939г.) - Старый стиль 29.06. Новый стиль 12.07

Реабилитация:

  1. Дата 28.02.1990 Реабилитирован прокуратурой Казахской ССР по году репрессий 1936;
  2. Дата 29.06.1990 Реабилитирован Чимкентский областной суд по году репрессий 1937.

Публикации:

  1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г;
  2. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.105-109,115-117; Заявитель: Королева В. В;
  3. Использованы материалы Архива ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.01058 и Главного информационного центра МВД России, Д.255771.

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru