joomplu:6380
joomplu:5094

Из Тары в Кайсы

икона Праведного Симеона ВерхотурскогоВ Тарской и Тюкалинской епархии есть село Кайсы с чудным Храмом Святому Праведному Симеону Верхотурскому. 31 декабря 2012 года, в день Прославления Праведного здесь состоялась Праздничная Литургия.

В этот особенный день сие Святое место посетили священник Спасского кафедрального Собора города Тара о. Михал Сафичук с паломниками из Омска. Так же присутствовал о.Вячеслав Павлухин с паломниками из села Скородум. Подвизающиеся в соседней Вятской обители братья, на праздник прибыли торжественным Крестным Ходом. Местные жители, с нетерпением ожидавшие гостей встретили всех с нескрываемой радостью.

Храм Праведного Симеона Верхотурского Село КайсыЗазвучала в праздничном храме Божественная Литургия. Мирно и трепетно откликался клирос на проникновенные молитвы Священника.

Находясь на крутом, заснеженном берегу обледенелой реки Иртыш, в дивно расположившемся Храме Святого Праведного Симеона Верхотурского, невольно переносишься в село Меркушино Свердловской области. В то самое место, которое выбрал Угодник Божий для того, чтобы там, в малонаселённом месте угодить Богу в смирении, терпении, послушании, милосердии… . И вот этими то добродетелями вошел Святой Симеон в царствие Небесное ко Господу нашему, которому посвятил всю свою недолгую жизнь.

Всемилостивый Господь наш, Иисус Христос, личным примером указал нам путь ко спасению. Так же и все Святые, идущие свой жизненный путь узким и трудным путём, являются тому подтверждением. Вот и Святой Симеон жил очень просто.

Родился Святой Праведник в начале 17-го века, в семье благочестивых дворян. Часто посещал Он село Меркушино, где летом на берегу Туры ловил рыбу, а зимой шил шубы в крестьянских семьях. Часто, не желая получить вознаграждения за труды, оставлял свои изделия с небольшими недоделками, за что был, даже побиваем. Но всё переносил со смирением, терпением и молился за своих обидчиков. Проповедовал Евангелие в окрестных сёлах, не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей тех мест.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины Святого, жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли.

Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

25 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено первое перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя Святителя Николая.

В маленьком, но уютном сельском храме тоже находится чудотворная Икона с мощами Святого Праведного Симеона Верхотурского. Икона была написанная тогда ещё насельницей монастырского подворья в селе Кайсы, монахиней Вероникой, теперь же служащей Господу нашему игуменьей «Ачаирского монастыря» Омской и Тюкалинской митрополии.

Глядя на эту Икону где Святой подвижник предстоит в молитве ко Господу, вдруг, понимаешь, что и сея церковь Святого Симеона расположилась на изгибе местной реки Иртыш, как и на месте подвижничества угодника Божия в селе Меркушино.

С благоговением ждут прихожане села Кайсы праздника своего Покровителя, Покровителя земли Сибирской!

Милостивый Господь даровал нашему краю молитвенного заступника Святого Праведного Симеона Верхотурского.

Храм Праведного Симеона Верхотурского Село КайсыОтрадно отметить, что в этот день причастились почти все присутствовавшие на Празднике. По окончании Литургии был совершен Водосвятный Молебен и Крестный Ход вокруг Храма.

Не терпелось пообщаться с местными жителями: «Как вы живёте…?», но в ответ: «В храме разговаривать нельзя, когда выйдем, тогда и поговорим», и уже находившись на улице сказали: «У нас всё Слава Богу, в храм ходим, молимся и за всё Слава Богу». Да! Не услышали мы повествовательного рассказа, но видно подражают местные жители своему скромному покровителю.

После состоялась праздничная трапеза, в которой приняли участие все, кто пришел в этот день отслужить долгожданную литургию.

И с новыми силами Братья монастырского подворья Крестным ходом, с молитвами Святому Симеону отправились в обратный путь, в село Вятка.

И ныне, по молитвам Святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам Святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Паломническая поездка в Кайсы закончилась уже традиционным посещением Вятской обители Св. Василия Блаженного.

Мы шли по заснеженной Вятке, ступая на расчищенные насельниками дорожки. По-сказочному величественный Храм встретил нас зимней тишиной. Зайдя в него и остановившись, как тут же воображение начало перелистывать картины из прошлого: то будто бы храм полный богомольцев ожил возгласом Священника; то зашумел и закрутился в людской толпе под звуки патефона, когда в нем устроили клуб; то разразился грохотом сбрасываемых колоколов… Но тишина победила и открыла все немощи человеческие.

Выйдя из Храма и оглядевшись понимаешь: Кайсы и Вятка это незыблемый оплот для спасения душ человеческих, породнившихся как брат и сестра.

Праздничная трапеза село Кайсы На подъезде к селу КайсыХрам Праведного Симеона Верхотурского Село Кайсы о. МхаилХрам Праведного Симеона Верхотурского село Кайсы о. ВячеславХрам Праведного Симеона Верхотурского село Кайсы Крестный ХодПраздничная трапеза село Кайсы насельники ВВятскоздничй ОбителиПраздничная Литургия Храм Симеона Верхотурского село ККайсычная


Алтарь в Храме Василия Блаженного село ВяткаХрам Василия Блаженого село Вятка
Из сохранившихся рассказов местных жителей. Наш посёлок называется Кайсы, по названию протекающей здесь речки Кайсы, или, как у нас её ласково называют, Кайсушки. "Сы" в переводе означает "река, вода, влага", а "кай" - заболоченное место. И действительно, своё начало маленькая речушка Кайса берёт далеко в болотах, и бежит себе, струится на много километров, а в том месте, где она потихоньку впадает в Иртыш, и стоит наш такой же маленький посёлочек Кайсы. В очень удобном и красивом месте на правом берегу. Со всех сторон наш посёлок окружен речками: Иртыш, Кайсушка, Скородумка. Сразу за Кайсой начинается тайга, и могучие сосны живописно отражаются в широко разливающихся весной водах скромной на вид речушки.

Кайсы образовались в 1928 году.

Вначале здесь стояла только одна будка, в которой жил бакенщик. Кругом был густой непроходимый лес. Постепенно стали приезжать люди, селиться здесь, строить дома. В 1937 г. был построен бондарный завод в Вятке, позже его перевели в Кайсы. Здесь выпускали спички, бочки, обручи для бочек, лыжи, столы, стулья. Рядом с заводом была пилорама. От пилорамы до завода шла железная дорога. На пилораме делали доски и везли на бондарный завод. В посёлке была одна улица, теперь она называется Кооперативная. Лес на пилораму зимой возили на конях, дороги были ледяные, их заливали водой перед тем, как возить лес, и назывались они ледянки. Дорога шла через речку Скородумку. Лес пилили вручную, по два человека, обыкновенной ручной пилой. Было очень тяжело, а весной, когда сплавляли лес по реке, были и несчастные случаи. Машин тогда никаких не было.

Во время Великой Отечественной войны завод работал на всю мощность, выпускал приклады к автоматам и винтовкам, была очень строгая «сталинская» дисциплина. За опоздание или невыход на работу карали тюрьмой. Завод стал называться Артель «Спартак». Всё мужское население было на фронте, трудились женщины, старики да дети-подростки. Много было эвакуированных из блокадного Ленинграда, которые после войны уехали. Были не только русские, но и немцы, украинцы, чуваши и люди других национальностей.

После войны стали строить новые, просторные дома. В 1964 году построили восьмилетнюю школу.

Посёлок разрастался, стал передовым леспромхозом. Период расцвета посёлка приходился на 1969 – 1988 годы. Теперь леспромхоза нет, он полностью распался в 1996 году, был переименован в акционерное общество, а потом и вовсе перестал существовать.

В 5 километрах от нашего родного посёлка Кайсы есть одно замечательное место с названием Вятка. Когда-то это было большое красивое село, говорят, даже больше Усть-Ишима. В начале 20 века в нём насчитывалось 90 дворов, а сейчас осталось только 2 да красавица-церковь, при которой создана мужская монашеская обитель. Неподалёку от Вятки ещё недавно была деревня Орловка (2 км от Кайсов), в которой теперь уже никто не живёт. В ней была одна длинная улица. Деревни распались, когда закрыли местные колхозы и школы. Многие жители Вятки и Орловки переехали жить в Кайсы. Раньше в округе было много деревень, теперь от них остались только названия: Верхний и Нижний Тюляк, Седовское, Чудесное, Прекрасное, Воздвиженка, Рамазановка, Васильев Бор…

У нас в Кайсах есть и свой маленький храм, устроенный в одном из брошенных домов. Храм освящён в честь Святого праведного Симеона Верхотурского, покровителя Урала и Сибири. Здесь по воскресным и праздничным дням ведутся службы. При храме создана женская обитель. В 2003г. Кайсы и Вятку посетил Владыка Феодосий, благословив наш край чудотворным образом Казанской Божией Матери.

Ещё одна местная достопримечательность – Кайсинский курганный могильник. Здесь при раскопках открываются погребения, много обломков глиняной посуды. Кайсинский курганный могильник известен не только всем жителям поселка, но и в области, сюда приезжали представители Министерства культуры из Омска. Курган датируется XIV – XVI веками, потому что сложная политическая обстановка внутри западно-сибирского поселения, постоянная вражда между племенами приводили к тому, что побежденные группы уходили на север в таежные, далекие места Западной Сибири. Здесь и открываются, в ходе раскопок, погребения по обряду трупосожжения, много обломков глиняной посуды. Их формы отвечали вкусу мастера и традициям семьи.

Основная часть населения – русские, украинцы, белорусы – православные. Средний возраст больше сорока лет. Основное занятие жителей – животноводство, земледелие.

Когда в Кайсах школы не было, дети ходили учиться в Вятку. Кайсинская 8-летняя школа основана в 1964 году. До 1964 г. была только начальная школа, которая стояла на красивом месте, на берегу Иртыша, сейчас это улица Береговая. В новой 8-летней школе было 8 учителей. Коллектив был дружный, сплочённый, учителя вели большую общественную работу, были и участниками художественной самодеятельности, и в колхозе летом работали, помогали в уборке сена. Количество учащихся доходило до 260 человек, были параллельные классы. В 1968 году директором школы стал Рогачев Виктор Иванович, который руководил школой три года. За эти годы произошли многие изменения: появились ТСО, наглядные пособия, пионерская организация по всем показателям в районе занимала первые места. Пристроили к школе спортивный зал, учебные мастерские, интернат, в котором проживали учащиеся из соседних деревень: Орловка, Вятка, Магазы. В 1984 году директором школы стала Воробьева В.Я., которая проработала в должности директора 25 лет. С 2002-2003 года школа именуется МОУ Кайсинская ООШ. В школе проводятся кружки, спортивные секции. В 2009 году школе исполнилось 45 лет.

Ныне в нашем посёлке, где ещё недавно не было ни одного предприятия, появилось лесоперерабатывающее предприятие "АлиАн", что означает "Алексей и Анатолий", по именам его руководителей, бывших жителей Кайсов, которые решили восстановить лесозаготовки в нашем посёлке. Посёлок всё же живёт, жизнь идёт своим чередом. Сейчас он называется Кайсинское сельское поселение. Население на начало 2010 года составляет 325 человек. В посёлке есть школа, детский сад, почта, ФАП, администрация, дом культуры, 2 магазина.

Летом по Иртышу ходят малые теплоходы «Восход», «Ракета» и "Заря", но всего 2 раза в неделю. Зимой тоже дважды в неделю ходит рейсовый автобус до Усть-Ишима. Традиционно в поселке чествуют ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла. На сегодняшний день в посёлке не осталось ни одного ветерана Великой отечественной войны, последний ветеран Леонид Ефимович Киселев переехал в Усть-Ишим к сыну. В поселке проходят встречи со знаменитыми людьми. В школе, детском саду проходят интересные мероприятия, все желающие могут в них поучаствовать. Жители следят за чистотой улиц, в палисадниках многих домов растут цветы. Молодежь вечерами ходит в спортивный зал школы, в сельский дом культуры, работает теннисный кружок. В школе проводят вечера, посвященные великим историческим и другим памятным датам, по субботам для молодежи организуется дискотека. В поселке есть верующие люди, которые могут прийти в Кайсинский храм и в церковь в селе Вятка.

Мы любим свой уголок России, нашу малую родину – Кайсы. Любим за бескрайние просторы лесов, могучий Иртыш, милую Кайсушку, доброту сердец его жителей.

Дни памяти Святого праведного Семиона Верхотурского

25 сентября - первое перенесение Святых мощей
25 мая - второе перенесение Святых мощей
10 июня – Собор Сибирских Святых
31 декабря – Прославление Святого

Пресс-cлужба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12