20170708
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Благочиния

Саргатское благочиние

20140315Церковь в Саргатском селе была построена в 1836 году на средства прихожан. Была она прочна, «вместительна и утварью достаточна». Рядом с крестами древнего кладбища на фоне тёмной зелени огромных берёз, говорят, она смотрелась внушительно.

Сейчас на этом месте торговая площадь и кинотеатр.

При храме служили: священник, псаломщик, диакон. Доход прихода был примерно 300-400 рублей в год. Доход складывался от: жалования из казны; преподавания в школах Закона Божия, а так же сбора хлеба на Рождество и Пасху. Так же в Саргатском Храме священнослужитель вёл записи в метрической книге, в которую заносились сведения «о родившихся, браком сочетавшихся и умерших». После заполнения такой книги сделанные записи проверялись в Тобольске или Омске, и она возвращалась «для хранения в церковном архиве». Тогда в Саргатский приход входили деревни: Сиб. Саргатка (1260 чел.), Интенис (487 чел.), Кушайлы (78 чел.), Урусова (250 чел.).

 

Причт в Саргатской церкви состоял из: священника – Андрея Викторовича Севилова выпускника Тобольской духовной семинарии, поступившего на служение в 1905 году; псаломщика – Михаила Андреевича Карпова сына пономаря, в 1860 году из второго класса Тобольского духовного училища поступил дьячком, и занял место псаломщика, которое никогда не покидал. За заслуги имел он стихирь и серебряную медаль на Анненской ленте для ношения на шее. Для причта было выстроено обществом целых три дома. У саргатского священника он был крыт железом и состоял из трёх комнат и кухни. Псаломщик жил в ветхой пяти стенке. Дрова они заготавливали в своих угодьях или, как в Баженово, покупали по 3 – 4 рубля за погонную сажень. Часть угодий саргатский священник и его подчинённые использовали для своих нужд, часть пашни сдавали в аренду за 3 рубля за десятину. До сих пор на сельхозкартах возле каждого села обозначены поповский лес, грива, поле.

В 1917 году на службу в Храм св. Николая Чудотворца пришли: новый священнослужитель о. Арсений Петров; диакон – Федот Прокопьев; клирос в составе Мити Галактионова – певчего, Даши Покровьевой, Лизы и Дарьи Проковьевых, Евдокии Гришановой, Федосьи Аристовой; звонарь – вдовец Генадий Смирнов; и Дунья Гришанова, которая пекла просфоры для храма.

Церковь была деревянная, высокая, стены были сделана из бруса и облицованы плашками небесно-голубого цвета, купала и кресты были золотые. Храм состоял из двух пределов и алтаря: в первом – крестили людей, во второй – отпевали. Вход был со стороны улицы Кооперативной, а с правой стороны находилась сторожка, в которой продавались свечи и иконы. Вокруг храма была огромная ограда, в которой находились могилы священников: отца Владимира и отца Василия (сейчас неизвестно место их расположения, т.к. при разрушении храма всё сравняли с землёй).

В 30-е годы произошли большие перемены, которые очень сильно отразились на Православной Церкви. Сталинский режим постепенно подбирал всех неугодных: тех, кто, когда – то воевал на стороне Колчака, высказывался против колхозов, к числу неугодных относились и служители церкви. Окончательно подкосили Церковь репрессии против её служителей. Верующие подвергались гонениям с первых лет Советской Власти. Некоторые священники снимали с себя сан и уходили в гражданскую службу, церкви закрывались. Перед войной уже во многих деревнях имелись клубы и размещались они в обезглавленных церквях.. В те тяжелые времена Саргатский Храм обнищал на столько, что священник не мог прокормить свою семью. Верующие прихожане всеми силами пытались сохранить свой храм и защитить свою веру, но на заседании Саргатского райисполкома в сентябре 1936 года в протоколе записали: «…Религия вредна. Это опиум для народа. Церковь закрыть…»

В 1934 году в Саргатском храме Николая Чудотворца сбросили колокола, снимал их Михаил Шеремов, в последствии весь род, которого, погиб (кто спился, кто повесился, а кто и просто сгинул). В разрушении церкви принимали участие: секретарь райисполкома Ковригин, который специально приехал из города, Анастасия Павловна – врач терапевт, Кобылин Семён Фёдорович.   В

1936 году, когда церковь стали переоборудовать под клуб, и вся дорогая утварь шла в город на переплавку, иконы выбрасывались в огонь, некоторые иконы удалось спасти, вышедшим на защиту храма, прихожанам. Но, даже после этого прихожане приходили в разрушенный храм, становились в алтарную часть и молились. За, что, всех их забрали в НКВД и впоследствии расстреляли.

Большинство церковнослужителей привлекались «за ведение пропаганды и агитации, содержащих призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской Власти», и осуждены были по ст.58 п.10 УК РСФСР (“враги народа”). Среди них оказался и бывший служитель Саргатской церкви Левин Максим Лаврентьевич, работавший на момент ареста дворником в Омске, он был расстрелян.

На многих православных писались доносы, причём своими же местными. Как правило, арестовывали по ст.58, увозили в НКВД и расстреливали. Для сфабриковывания дела нужно было обвинение. И тогда следствием создаётся легенда об «Офицерско-повстанческой организации Тарского округа», у которой якобы имелись районные филиалы, создавшие на местах повстанческие ячейки. Воспользовавшись таким предлогом, можно было смело начинать репрессии против «врагов народа». Организатором «Саргатского филиала» записали священника Алексея Петрова. «23 сентября омская тройка вынесла приговор тридцати участникам саргатской «повстанческой организации»». К расстрелу было приговорено 17 человек , 11 человек отправлено в концлагеря сроком на 10 лет каждый, к 8 годам приговорены двое. Кровавый конвейер работал бесперебойно. Советская власть наводила свой порядок.

В 90 годы, годы развала СССР, в Саргатском районе начали возрождаться церкви. Верующие предлагали построить церковь в Саргатке на том месте, где раньше стояло здание старой церкви приспособленной под клуб. Под заявлением властям стояло более 200 подписей людей разных поколений. Но местное самоуправление, пришедшее на смену райисполкому предложило верующим передать под церковь здание дома культуры. Такой вариант оказался приемлемым для всех. Народную инициативу поддержал Митрополит Омский и Тарский Феодосий. В 1991 году зарегистрирован приход Храм. Св. Николая Чудотворца. В настоящее время настоятелем, которого является иеромонах Серафим.

Иеромонах Серафим (Максимов) говорит, что церкви строятся миром. Люди помогают, кто чем может: одни деньгами, другие материалами, а кто вкладывает свой труд. Например, колокольню в Саргатской церкви строили акционеры общества «Сибирь». Колокола отлили москвичи на заводе ЗИЛ, там, где изготовили колокола для храма Христа Спасителя. Купол «пожертвовали люди добрые из Челябинска», и теперь издали над берёзками виден православный крест и под ним горит в солнечных лучах позлащённая луковка купола.

Было время, когда разбрасывали камни, а теперь пришло время собирать их. Всё возвращается на круги своя.

Да сохранит Господь в мире страну нашу, да утвердит святую Церковь нашу Православную, и незыблемо соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Материалы с сайта Омская область на карте

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru