joomplu:6380
joomplu:5094

Город воинской славы Тара - как колыбель Омской земли

КартаКак говорит наш Президент, ни одно общество не может существовать без трех вещей: без материнства и детства, без осознания достижений истории и культуры и без религиозных ценностей. Очень важно углубляться в историю, ведь, как говорили классики, вектор в будущее нужно проводить из прошлого через настоящее. Я не историк, но позвольте мне высказать несколько впечатлений – как нам видится история из Тары. В Таре был кремль, вокруг которого был двойной острог. (Видеоверсия: https://www.youtube.com/watch?v=5TYrg01FzgU)

Днем окончания строительства Кремля считается день освящения Успенской церкви. И с этого времени Тара стала  значимым городом. В Сибири  многие не любили Тару, потому что она снабжалась особенно повышено. Это было связано с тем, что Тара непрестанно воевала. Историки говорят, что если не каждый год, то через год были приступы. Земля тарская  усеяна  ядрами, пулями, стрелами и наконечниками копий. Кремль несколько раз горел, но не разу небыл взят. Когда очередной раз сгорел Тарский Кремль, в 1801 году было принято решение его восстановить, т.е. через двести лет сохранялось военное значение Тарского Кремля. Множество событий из истории Тары могли бы быть поучительны для нашей молодежи и для нас с вами. Расскажу только об одном. Вы знаете, что преподобный Сергий Радонежский благословил святого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле положить начало освобождения от татаро-монгольской орды. Так вот, окончание этого дела – совершилось на Ирменском поле тарскими воинами во главе с воеводой князем Андреем Матвеевичем Воейковым с четырюстами воинами разбил пятьсот кучумовских всадников. В Новосибирске на том месте поставлен памятник и мемориал. Там каждый год собираются патриоты, вспоминая победу над Кучумом великих тарских войнов под предводительством князя Воейкова. Очень интересен сам род Воейковых. Они пришли из-за рубежа, как сказано в летописях к благоверному князю Дмитрию Донскому. С того времени этот род прослеживается даже до нынешних времен.  Известно, что командующим танковыми войсками украинского фронта был Воейков. В основном они были воеводами. Но среди монахов чёрной сотни, защищавших Троице-Сергиеву Лавру, прославился подвигами монах Сергий Воейков. Был также игумен Воейков. И мы видим, что те, кто пришел помогать Дмитрию Донскому на Куликовском поле, окончили это дело в Сибири на Ирменском поле. Интересно, что среди воинов тарских было много местных татар. И получается, что местные татары приняли активное учасие в победе над кучумовскими всадниками. В результате к Успенской церкви Тарского кремля был пристроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Очевидно было потомку славного рода Воейкову, что преподобный Сергий, благословивший воинов на Куликовом поле, молитвенно помог победить последнего чингизида - Кучума и воиско Сибирского ханства на Ирменском поле. Казаки сохранили предание об этой славной победе и возможно потому,  когда строили Омскую крепость ещё южнее, на 300 километров ближе к степным ордам, это стало причиной того, почему первый храм в Омске был освящен именно в честь прп. Сергия Радонежского.

История Тары интересна не только подвигами столетней войны, но и самими жителями: какой был дух у тарчан. Представьте,  в Таре 3,5 тысяч жителей, не имея современной техники, построили шесть  огромных, до сорока метров храмов, таких как в Омске Рождественский собор на левом берегу. Кирпичи делали сами, известь возили по реке, один раз даже утопили. Жители построили шесть  огромных церквей и пятнадцать часовен. Это говорит не только о религиозности, но и о могучих способностях: на супротив наших, один за сотню. Такая же сила духа наблюдается и в гражданском домостроительстве, и в предпринимательстве. Известно, что самые богатые люди в Сибири жили в Таре и они не заботились о том, чтобы жить роскошно. Иной раз они жили даже не в самой Таре, а в ее окрестностях. Так, один купец, имевший магазины в Китае, в Москве, Санкт-Петербурге, а сам жил в  Могильно-Посельском.

Наши сельчане производили продукцию, которая на европейских выставках занимала призовые места. Когда собирались на ярмарку, с юга приезжали на верблюдах, с севера на оленях.  На баржах плавали в Тару от устья реки Тары до Европы по тому Северному пути, который только сейчас начинают освоить. И сам дух этих купцов был особенный: они множество зданий передавали для гражданского общества.  Например, большое каменное здание медучилища было подарено купцами, чтобы оно использовалась в медицинских целях, и даже при Советской власти этот завет был ненарушаем. Известен факт, что один купец построил большой трёхэтажный дом, в одной половине которого располажил банк, а в другой – сиропитательный дом для детей сирот. Мы где-нибудь  видели с вами, чтобы в одном здании строили банк и детский дом? А у нас в то время это было возможно. У русского человека, у русского предпринимателя такое отношение было, и он заботился особенно о благотворительности церквам и содержании священников, потому, что в России даже урожай ростит не земля, а небо. 

Выступление епископа Савватия на межрегиональной научно-практической конференции, посвященнаой 300-летию основания города Омска «Православие в Омском Прииртышье: история и современность».

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12