joomplu:6380
joomplu:5094

Судьбы репрессированных священников Колосовского благочиния и их семей. Статья третья.

поклонный крестМногие гонения пережила Церковь Христова. Среди невинных страдальцев, которые пошли по стопам Христа и умножили ряды бесчисленных исповедников и мучеников Церкви Христовой, и наши земляки - тихие русские деревенские батюшки.
 
Отец Павел Дурыгин, село Сафоново, храм во имя святого Николая Чудотворца; село Владимировка, храм в честь Михаила Архангела
 
Дурыгин Павел Петрович, русский, родился 7 января 1893 г. в селе Соколовское Ишимского округа. Будучи семинаристом, он женился на Ольге Александровне, окончившей гимназию. По окончании Тобольской семинарии по первому разряду в 1913 году отец Павел сначала состоял священником в Тобольской епархии, а с 3 мая 1914 года стал служить в селе Сафоновское Тарского уезда (ныне это село Сафоново Колосовского района). Он сменил на этом приходе своего отца священника Петра Дурыгина. Отец Павел Дурыгин проводил также службы и обряды во Владимировской церкви, построенной в 1910 году в честь Михаила Архангела, и исполнял требы в других близлежащих селах и деревнях.
 
Первая репрессивная мера против священника последовала в 1929 году, когда колосовские власти лишили Дурыгина Павла Петровича избирательных прав. Для них он был дважды неблагонадежным: во-первых, - священнослужитель, а духовенство стало преследоваться сразу же после октябрьского переворота 1917 года, а, во-вторых, имел большое хозяйство, власть же Советов желала все обобществить и создать коллективные хозяйства. Вот такое время было в истории нашей страны, когда плохим считалось учить добру и любви к Богу и человеку, а жить в достатке.
 
Собранные воспоминания свидетельствуют, что паства любила отца Павла, люди высоко отзываются о нем, как о священнике и очень добром человеке.
 
Потомки священника, ныне проживающие в селе Ложниково Тарского района, рассказали, что у отца Павла и матушки Ольги родилось 16 детей, из них выжили семеро. Крепкое хозяйство необходимо было для большой семьи. Отец Павел по хозяйству делал все своими руками, никого не эксплуатировал: косил сено, был хорошим пчеловодом, посадил большой фруктовый сад, который стал украшением всего села и плодами которого пользовались все его жители. Дом священника стоял недалеко от храма, по другую сторону дороги, там же был дурыгинский сад. На праздничных церковных трапезах стол был полон яств. Отец Павел играл на гармони, матушка Ольга играла на гитаре, хорошо пела.
 
Многое из жизни сафоновского священника и его семьи, потомков рассказала жительница села Сафоново Хоряк Капитолина Васильевна. Ее мать Анна Моисеевна Поликарпчук еще девчонкой убежала из собственного дома, где мачеха жестоко обращалась с ней, била. Сначала она у кого-то жила и работала, но приезжали из ее дома и забирали все, что девушка заработала. Тогда она покинула это место и нашла приют в семье священника. Анна стряпала, помогала нянчить ребятишек, все дети называли ее лелей. На вопрос: «Тяжело было матери у священника?» К. Хоряк ответила: «Нет, не тяжело, хорошо» и продолжила: «За свой труд она получала плату. В конце концов, мама купила небольшой дом, корову и вышла замуж. Для семьи священника мы были как родные. Представитель ОГПУ предложил отцу Павлу сотрудничать с органами, сообщая о людях, недовольных советской властью. Священник написал отказ и попросил маму отвезти его в Колосовку. В результате, семью отца Павла в 1933 году раскулачили: забрали дом, коров, лошадей, пчел, сад. Жить им пришлось после этого на квартире».
 
Сафоновский священник был арестован 12 апреля 1933 года. Дома остались матушка и дети разных возрастов, младшей дочери Нине был всего один год.
 
Особая тройка ОГПУ по Западносибирскому краю 29 апреля 1933 года приговорила отца Павла за якобы контрреволюционную деятельность к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. Невинный человек был отнесен по надуманным основаниям к врагам народа.
 
Сорокалетний священник был направлен в БАМЛАГ ОГПУ дальневосточного города Свободный, как будто по иронии так названный. Ближайший к нему, из известных крупных населенных пунктов, - город Благовещенск.
 
Когда наступил в 1937 году пик репрессий, и в таком дальнем месте его не забыли: на пятом году отбывания назначенного срока тройка УНКВД 1 декабря 1937 года повторно осудила Дурыгина Павла Петровича по новому сфабрикованному делу о контрреволюционной агитации к расстрелу. Решение тройки приведено в исполнение 24 декабря 1937 года. Место смерти и захоронения отца Павла не известны.
 
Реабилитирован Дурыгин П.П. 1 февраля 1957 года президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления и заключением Прокуратуры Амурской области от 30 июля 1990 года.
 
Семья ничего не знала о его судьбе долгие десятилетия. Произошло чудо, что, по милости Божией, матушка не была подвергнута аресту и осуждению, а дети избежали полного сиротства в детских домах. Но и им всем досталось немало испытаний.
 
Матушка Ольга родом была из Тобольска, до всех этих трагических событий она работала учительницей, пела в церковном хоре. После ареста отца Павла его семья скиталась, вынуждена была переезжать с одного место в другое: то в Сафоново, то в Ложниково Тарского района, где были их родственники, то в Тобольск, где жил брат Ольги Александровны.
 
Когда матушка вернулась с семьей из Тобольска, их дом в Сафоново еще был цел. Они поселились на одной половине, на второй жила другая семья. Люди в селе относились к ним хорошо. Ольга Александровна после возвращения работала в бывшем своем саду. Сад принадлежал маслозаводу, в нем собирали богатый урожай яблок, ирги, малины, слив.
 
В Ложниково Ольга Александровна учительствовала. Некоторые жители села приглашали ее на семейные праздники играть на гитаре и петь, платили, в основном, продуктами. Это помогло большой семье выжить. Анна Моисеевна Поликарпчук посылала им посылку, а матушка ей – семейную фотографию, которую теперь бережно хранит ее дочь. Умерла Ольга Александровна в 1978 году, похоронена на Ложниковском кладбище.
 
Дочь священника Стародумова Нина Павловна, которой был всего год во время ареста отца, и поныне живет в селе Ложниково Тарского района, остальные дети отца Павла и матушки Ольги уже почили. Ныне здравствуют их внуки и правнуки. Потомки отца Павла много раз приезжали в родное село Сафоново.
 
Мы узнали, что семья священника сохранила написанную на дереве старинную икону Казанской Божией Матери из Сафоновской церкви, в 2010 году ее передали в Ложниковский Свято-Преображенский храм. До наших дней сохранились у потомков и две фотографии: одна - свадебная отца Павла с матушкой Ольгой и вторая – их же, где отец Павел в рясе и с крестом. Но что стоит за этими фактами? По всему видно: велика была вера и молитва матушки Ольги. Семья репрессированного священника, храня икону и фотографии, очень рисковала, ведь и членов семьи «врага народа» могли арестовать, приговорить к лишению свободы в исправительно- трудовом лагере или расстрелять. Но они не побоялись и тем продолжили подвиг исповедания веры отца Павла.
 
Здания церкви в Сафоново уже давно нет, но это святое место остается, слава Богу, свободным. На нем сохранилось лишь несколько деревьев. Недалеко от храма был похоронен первый сафоновский священник Петр Дурыгин. Постепенно холм на его могиле сровнялся с поверхностью земли, и точно показать захоронение уже никто не может. Хорошо было бы поставить поклонный крест на месте, где стоял Никольский храм, и была могила отца Петра.
 
Слава Богу, что в настоящее время возвращены добрые имена множеству невинных, оклеветанных, замученных и расстрелянных людей. Но с каким же тихим мужеством и достоинством вели себя в этих немыслимых, невероятных обстоятельствах наши колосовские священники, показав всю красоту и благородство своих душ. Они приняли мученическую кончину за веру и Христа.
 
В июле 2013 года на территории Обители труда и милосердия во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в селе Колосовка был установлен памятный крест убиенным в 1937 году священникам Колосовского благочиния Константину Фролову, Иоанну Жернакову и Павлу Дурыгину. На кресте размещены икона Господа нашего Иисуса Христа и таблички с информацией о священниках. Прихожане и другие жители района, а также гости Обители подходят к кресту и возносят свои молитвы к Богу об упокоении их душ.
 
Колосовский приход продолжает собирать сведения по истории церквей Колосовского района. В связи с этим, просим желающих поделиться своими воспоминаниями, присылать сообщения о храмах, их священниках и церковнослужителях, просто верующих людях, фотографии. Наш почтовый и электронный адрес, контактный телефон: 646350. Омская область, с. Колосовка, ул. 40 лет Октября, 38. Тел.: 8-381-60-21-1-91, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Источники информации:
  1. О. Павел Дурыгин.
  2. Дурыгин Павел Петрович // Забвению не подлежит. Т. 3. Д – И. - 2001. - С. 159.
  3. Иоанн Голошубин (священник). Справочная книга Омской епархии . - 1914 г.
  4. Сигутов П. Деревня Владимировка // Новый вымпел. – 2004 – 4 июня.
  5. Воспоминания жительницы с. Сафоново Хоряк Капитолины Васильевны.
  6. Воспоминания правнучек отца Павла Дурыгина, жительниц села Ложниково Тарского района Епифановой (Викуловой) Марины Валерьевны и Коваленко (Викуловой) Татьяны Валерьевны по рассказам своей бабушки - дочери отца Павла Стародумовой Нины Павловны и своей матери.
  7. Ответы на запросы об отце Павле Дурыгине из Управления ФСБ России по Омской области, Главного информационно-аналитического центра МВД России (г. Москва) и ИЦ УМВД России по Амурской области (г. Благовещенск), казенного учреждения «Исторический архив Омской области».
  8. В интернете список выпускников Тобольской духовной семинарии 1913 года.
 
Ольга Моисеенко
 
Подобные статьи:
 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12