joomplu:6380
joomplu:5094

Проект решения собрания о реставрации Спасского собора г. Тара

Собрание прихода Спасского собораВ последнее время представитель агностического* мировоззрения Аскаленко А.А. и представитель коммунистического мировоззрения Олег Денисенко стали активно распространять негативное отношение по поводу реставрации Спасского кафедрального собора города Тара, выдавая своё частное неприязненное мнение за мнение общественности. В связи с этим мы, прихожане Спасского и Вознесенского приходов города Тары, после окончания Божественной литургии, 4-го сентября провели обсуждение хода реставрационных работ собора. В результате составили наше коллективное мнение для общественности.

При осуществлении реставрационных работ возникают вопросы, не выявленные на стадии проектирования или не поддающиеся проектированию. При обсуждении данных вопросов, а также здоровой критики, производители реставрационных работ Спасского собора воспринимают это конструктивно, выражают при этом заинтересованность в замечаниях со стороны пользователей церкви и общественности. Считаем полезной и конструктивной деятельность краеведов и иных представителей общественности, особенно общественной организации «Историко-краеведческий центр «Тарский уезд». На представленные ими опасения о возможных недоделках было обращено особое внимание. 

В 2015-м году при осуществлении работ было обнаружено, что кладка барабана храмовой части находится в аварийном состоянии. От действий стихии образовались щели, сквозь которые был виден уличный свет. К удивлению реставраторов, кирпич и связывающий раствор утратили прочность и были рыхлыми. Впрочем, и при восстановлении в иное время колокольни, разрушенной молнией, Какорин В.М. также свидетельствовал о непрочности на колокольне старинного кирпича и раствора. Необходимо было принимать решение в связи с приближением холодов. Эти работы не были предусмотрены в проекте, сметах, а соответственно и в финансировании. Реставраторы, к их чести, приняли жертвенное решение выполнить эти работы за свой счёт, не тратя время на процедуры конкурсного финансирования. За это им большое спасибо. Декор барабана выполнить своевременно не удалось. Но реставратор 2016-го года О.Ф.Царёв ещё до обращения гражданина А.А. Аскаленко взял на себя обязательство за свой счёт методом вычинки кирпича и последующей укладки декора из выточенного кирпича восстановить декор в первозданном виде. Общая высота и толщина двусоставного барабана были изготовлены по размеру разобранного. Однако, нижняя часть барабана оказалась ниже. В настоящее время пропорции восстановлены. Форма окон ныне также восстановлена идентично старой. Но и прежде изменённый вид нисколько не нарушал канонов и красоты храма.

А.А.Аскаленко также утверждает, что реставраторы при разрушении барабана разрушили фреску. На самом деле фреска была, но свидетельствуем, что на момент начала реставрации она была закрашена и ни проектировщики, ни реставраторы её видеть не могли.

По проекту реставрации не было предусмотрено финансирование изготовления декора окон на пристройке к церкви, в которой располагается крестильня. За свой счёт реставратор его изготовил. У гражданина А.А.Аскаленко это почему-то вызвало негодование. Он заявляет, что отсутствие декора на барабане изуродовало храм, а восполнение декора на  окне он считает преступлением. То есть на этот раз изуродовало храм наличие декора. В этом он сам себе противоречит. При искреннем уважении к его мнению и деятельности, соглашаясь с некоторыми его замечаниями, в тоже время с общей резко негативной оценкой реставрационных работ мы не можем согласиться. Он считает работы выполнены на не удовлетворительно. Мы считаем, что если работы проведены не на отлично, то по крайней мере на хорошо или удовлетворительно. О чём можно будет судить после окончания реставрации собора. 

На второй этаж спроектировано восстановление всходов традиционной формы в связи с их отсутствием. До реставрации была явно не по проекту смонтирована деревянная пожароопасная винтовая лестница по периметру узкой колокольни, в которой остались остатки разрубленных сводов, свидетельствующих о том, что там был сводчатый потолок. Кем и когда он прорублен для установки лестницы, не имеется исторической справки. Но ступени и подъём винтовой пожароопасной лестницы были настолько крутыми, что пожилые люди практически не имели возможности подняться на второй этаж. И поэтому второй этаж фактически был закрыт и служили в нём раза два в год. Хотя акустика, убранство, высота сводов и, соответственно, удобство богослужения намного превосходили возможности первого этажа.

Аскаленко говорит, что всходов не должно быть. На вопрос, как же должны были забираться на второй этаж прихожане, если в колокольне явно сохранились большие элементы исторических сводов и, соответственно, лестницы там не было, отвечает: "Не знаю". Когда указывали ему на явно сохранившиеся исторические кладки четырёх дверных проёмов для внушительных двустворчатых дверей, двух построенных для всходов, двух на балконы, при том на двух из них сохранились наружные противовандальные металлические двери, от него следовал фантастический ответ: «Для вентиляции».

Само по себе поведение А.А.Аскаленко вызывает, по меньшей мере, недоумение. Когда он выступал 8-го апреля на заседании организации «Тарский уезд» и реставратор просил его дать копии показанных им исторических фотографий, то Аскаленко отказался их дать. Ему предлагали за них деньги, только чтобы иметь возможность повторить исторические формы при реставрации памятника, но он опять отказал. Первоначально приезжала комиссия из Министерства культуры по его письму, он отказался встречаться. Ему предлагали поговорить с реставратором, он отказался, сказав: «Я с ним разговаривать не буду!» Позиционируя себя как имеющего архитектурное образование, в то же время безосновательно утверждает, что всходы произведут смещение грунта и завалят колокольню, а вместо аргументов говорит: «Я чувствую". Со слов строителей, проходя мимо, говорит: «Стройте, стройте, всё равно я добьюсь, что будете разбирать". На вопрос, ради чего он это делает, ведь так красивее и так народу удобнее, он отвечает, что он делает это не ради красоты или народа, а ради закона.

Вызывает удивление, что господин Денисенко, приезжая в Тару как будто для встречи с заинтересованной общественностью, на самом деле встречался с Аскаленко. Ни со священниками, ни с прихожанами встречаться он не захотел. На мнение какой общественности ссылается Денисенко в статьях на своём портале - не известно.

Государственным заказчиком этих реставрационных работ является Министерство культуры Российской Федерации. Генеральным подрядчиком первого этапа стало выигравшее конкурс московское ООО «Ремстрой». Технический надзор осуществляло ОАО «Мосстройреставрация», авторский надзор – ООО «Раставрационный проект». Орган исполнительной власти - Министерство культуры Омской области. Проект реализуется в рамках проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» по восстановлению самых значимых в стране храмов-памятников.

Мы, представители православной общественности, считаем произведённую на сегодняшний день работу по реставрации Спасского собора удовлетворительной и благодарим тех, чьими трудами и заботами данный проект осуществляется. Особенно благодарны рабочим самоотверженно, с любовью и заботой исполняющим свои работы.

*Примечание: "Агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры". (ru.wikipedia.org)

https://www.youtube.com/watch?v=oDseen1DQuI

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии