joomplu:6380
joomplu:5094

Свой путь к Богу

Тихвинская икона В любом возрасте можно найти свой собственный, чудесный, таинственный путь к Богу, но есть особая проблема молодых, тех, кто только присматривается к жизни за порогом родительского дома, тех, в ком еще светится детство: кардинально изменить привычный, привитый с детства образ мыслей – сложно. Все-таки и ценности, и жизненные приоритеты, и даже вкусы и привычки родителей дети усваивают прочно.

В порыве подросткового отрицания всего и вся можно отринуть какую-то сторону родительского воспитания, но создать собственную, новую и прочную жизненную базу – невозможно: слишком мало образцов, юному сознанию не за что зацепиться.

Семей, в которых традиции православного воспитания не прерывались, сейчас немного. В основном, современная молодежь, юноши и девушки до двадцати пяти – тридцати лет, воспитаны в отрицании веры либо в полном равнодушии к ней. Вакуум неестественен для души, он стремится к замещению. Неслучайно именно в последние два десятилетия произошел такой всплеск эзотерики. Тарология, нумерология, хиромантия и прочие суеверия, замаскированные наукообразными умными терминами, очень популярны среди молодежи, так как они восполняют жажду неизведанного и "тонких миров", но в то же время они новы, неконсервативны и находятся на пике моды.

Но, как говорил Тертуллиан, душа человеческая – христианка от природы, каждой душе Господь указывает путь, в скрытых подсказках, в неожиданных прозрениях. Так, может, например, студент-культуролог, готовясь к экзаменационному билету по культуре Древней Руси, неожиданно для себя посмотреть совсем другими глазами на иконопись, а говоря об Андрее Рублеве – внезапно увидеть в нем православного святого. Может и студент-филолог, анализируя Достоевского, осознать, что история чудесного воскресения Лазаря не просто библейская реминисценция в сюжете "Преступления и наказания", в ней есть что-то большее, прекрасное и дарующее надежду на обновление. А можно и просто однажды увидеть новый смысл в давно просмотренном фильме, как некогда я с удивлением увидела религиозный подтекст фильмов Андрея Тарковского. Можно даже случайно пройти мимо храма и ощутить неведомое ранее умиротворение. Такие маленькие прозрения подталкивают человека к размышлениям.

Моменты размышлений – о чем-то нематериальном и удивительном, таком новом и таком знакомом одновременно – расцветают в душе желанием узнать о вере. И возникает неожиданный вопрос: как это сделать? Переступить порог храма – трудно. Трудно, когда нормой для тебя всегда было обходить храмы стороной, а принимать собственные решения ты еще толком не научился. Еще труднее, когда ты живешь вместе с родителями-атеистами, которые обращают внимание на то, где ты бываешь, что читаешь, с кем общаешься. Этап размышлений может быть долгим, ведь человек сначала и вовсе не всегда осознает свой интерес к вере – именно к вере, а не к истории религий, не к церковному искусству, не к науке, наконец.

Тихвинская иконаИменно так когда-то давно (хотя давно ли это – десять лет назад?) я выбрала темой своей курсовой работы лексику религиозной сферы. Почему-то это было для меня очень важным, важным до какого-то невероятного и не выразимого словами ощущения в сердце. Я даже ходила тогда вместе с мамой по книжным магазинам и покупала какие-то книги по православию, говоря, что нужны они мне для научной работы. Вот такое вот прикрытие: маме ведь не понравилось бы, если бы я читала подобное для себя. Впрочем, я и сама тогда не признавалась себе, что книги эти нужны мне для чего-то еще. Так что прикрытием это было даже для меня самой: ведь в рамках научной работы не возбраняется изучать любой материал, лишь бы проблематика была актуальной. ...И вот на защите диссертации меня спрашивают: "Почему выбран такой объект исследования, почему именно религиозная лексика?" Я, конечно же, объясняю, что это очень актуально, да, это перспективное направление современной лингвистики, но... Но не могу ведь я сказать о том, что на самом деле так я, глупая и наивная я, всего лишь заполняла собственный духовный вакуум.

Период размышлений может быть очень долгим, но в конце концов человек приходит к мысли о том, что душа его стремится к православному храму, по-настоящему, сознательно. Но сделать самый главный шаг – невероятно сложно. Мешает нежелание меняться, работать над собой, кого-то слушать, в чем-то себя смирять. Мешает старомодный "дресс-код" с длинными юбками и без губной помады, ведь молодые девушки привыкли к женскому образу, навязанному культурой потребления и нравами так называемой свободной любви. Мешает назидательный тон легендарных "бабушек в иконной лавке", ведь мы обращаем на чужую грубость больше внимания, чем на собственную. Мешает экзотичность церковнославянского языка, ведь мы привыкли к простоте и доступности. Мешает понимание того, что за порогом храма твоему взгляду предстанет совершенно другой мир, пусть и притягательный, но непонятный, ведь можно прочесть массу статей в сети о том, как следует вести себя в православном храме, но это не избавит от непонимания и неловкости. Побороть страх перед такой неловкостью сложнее всего. Как найти в себе силы преодолеть страх, когда твоя вера еще слишком слаба? Решиться на что-либо в одиночку особенно трудно, поэтому так бесценна помощь любого знакомого или родственника, который может рассказать о храме и указать дорогу.

Но как быть, если среди родных, друзей, знакомых и коллег нет ни одного православного, и даже более того: на работе темами для регулярных обсуждений являются "попы на мерседесах" и прочее "мракобесие", а родители считают православие той же сектой, а посещающих богослужение людей – психически нездоровыми?..

Для нас с мужем этот вопрос был актуален как никогда несколько лет назад, только первый шаг мы сделали – вместе: мы твердо решили венчаться.

Я и сейчас иногда вижу в храме такие пары: молодые люди заходят, держась за руки, не знают, как вести себя, как креститься, что вообще происходит вокруг, они явно здесь в первый раз (не считая того дня в глубоком детстве, когда родители, повинуясь моде, зачем-то их крестили – «от сглаза», «для красивого обряда» и т.п.), скоро у них – венчание. Придут ли они еще? И молишься за них: Господи, пусть придут, пусть останутся!..

Мы остались. На наше венчание с удовольствием пришли даже родители-атеисты: это показалось им не более чем любопытным обрядом, способом приобщения к этнической культуре. Потом много было и недопонимания, и сложностей, но ведь без них и жизни не бывает.

Сейчас в храмах много молодых. Будем надеяться на то, что их дети, поколение будущего, увидят красоту православия и найдут свой путь к Богу еще в детстве! И слава Богу за все!

Евгения М.
Фото Александра Тихонова.
Усть-Ишим 2016г.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии