joomplu:6380
joomplu:5094

Господи, и мне не ставь, пожалуйста, двойку

Благодатный огонь в Большеречье_7Ученики бывают разные. Есть такие, которые учатся с интересом, не позволяют себе прийти на урок с невыполненным домашним заданием, даже после звонка не идут на перемену, пока не допишут упражнение; каждую свободную минуту повторяют заданное; если что-то не доделали в классе, обязательно доделают дома.

Когда-то я сама была такой прилежной ученицей, любила учиться, находить что-то интересное дополнительно, приготовить ответ гораздо шире, чем дано в учебнике, или совсем по-своему и рассказать выразительно и без единой запинки. А если вдруг делала в тетради помарку или ошибку, то вырывала листок и аккуратно переписывала.

Есть такие, которые учатся так себе, лишь бы сдать, по принципу "Мне и тройки хватит, чего зря напрягаться? Есть вещи поинтереснее - вот, например, лес или рыбалка, или футбол с друзьями на школьной площадке". (И хорошо, если это лес, речка, футбол, а не что-то худое.)
Есть такие, которые учатся так, будто делают одолжение учителю, будто это учителю, а не им надо, чтобы они получили образование, учатся, лишь бы отделаться, лишь бы отстали родители, а само учение им противно.

Есть такие, кому учение дается с огромным трудом, но они карабкаются изо всех сил, хоть и мало что получается. Таким ученикам ты всегда особенно рад помочь и на многое закрываешь глаза, радуешься, что ребенок хоть что-то выучил, хоть чуть-чуть, но у него получилось.

А есть и такие (немного, но почти в каждом классе хоть один есть), кому русский язык не дается ну никак, как ты ни бейся. Ты можешь каждый день твердить ему, что "ча-ща" пишется с буквой "а", и он сам тебе всегда это скажет, но напишет все равно через "я". И любое проверочное слово тут же подберет, если спросишь, а напишет все равно с ошибками. И в каждом диктанте всегда красным-красно. Как-то с огорчением вздохнула: "Ребята, учебный год еще только начался, а я уже всю красную пасту истратила, проверяя ваши тетрадки". Как по команде они один за другим вынули из пеналов ручки с красной пастой и положили мне на стол. Мы, конечно, вместе посмеялись, но иногда просто совсем не знаю, что делать с этими злополучными ошибками.  Не раз жаловалась я опытной учительнице, проработавшей в школе сорок лет:
- Валентина Яковлевна, ну что мне делать? Опять куча ошибок в диктанте у N.
- А вы группируйте: ошибки на одно правило считайте за одну.
- Да я группирую, а все равно много остается. Ума не приложу, как экзамены будем сдавать.
- Ничего, вы меня позовите, сгруппируем.

Вот так, жалея детей (Ну а куда их девать-то? Как они потом в жизни без образования?), и ставят учителя "троечки" - слабые, малюсенькие, едва живые, чуть-чутошные, кто как назовет, в общем, как говорится, "три пишем, два в уме". Да, совершают должностное преступление, нарушают все правила, а что делать-то?

Думается, вот так и Господь, только в гораздо большей мере прощает нам, нерадивым ученикам Своим, наши грехи. И группирует, группирует нам наши тьмочисленные ошибки там, где уже, кажется, некуда больше группировать и по всем правилам надо ставить жирную двойку и исключать из школы за неуспеваемость. Ведь все мы Его дети, все разные, кто-то более прилежен, кто-то менее, а кто и вовсе еле-еле, но всех нас ему жалко несравнимо больше, чем любому земному учителю. Как велико милосердие Божие к нам, грешным! На него - наша единственная надежда.

«Не унывайте никогда, родная моя. Верю – безмерное множество грехов наших потонет в бездне Божия милосердия.

Суд Божий не суды людские. Если здесь выискивают всё, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, - там будут (если не грешно так выразиться) выискивать всё, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, смоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником. При всех наших недостатках у нас с Вами все же остаётся одна такая зацепка, на которую я крепко уповаю, - это то, что многократно повторяется в чине иноческого погребения: «Твой есмь аз… Твоя есмь аз». Мы Твои, Господи… За имя Твое спаси нас. При всех наших грехах мы никогда не отрекались от имени Твоего, не стыдились именоваться христианами… Не унывайте же и Вы, родная моя. Опасна беспечность, но не менее опасно и уныние». (Из писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, прославленного в сонме новомучеников и исповедников Российских).

Уповать на милосердие Божие - это не значит, конечно, что самому не надо стараться, а можно сложить ручки и ничего не делать: "На Бога надейся, а сам не плошай!" Но как милостив Господь наш! Как долготерпелив и многомилостив!

Когда-то давно уже, в один из тяжелых моментов в моей жизни, утром (ужас!) опоздала на урок. Влетела в класс – внутри всё кипит: «Так. Домашнее задание. Сдаём высказывание «Das Schulsistem in Deutschland». Наталья… Катя… Вовка… Волнуется, на третьей фразе тормознул: «Das Schulsistem in Deutschland…». Готова взорваться. Опять не выучил! «Я выучу, - робко так, глядит на меня со страхом, но и с надеждой, - в среду обязательно расскажу, я ещё не доучил». «Господи, да что ж это я? - прихожу в себя, - Хорошо, учи до среды». Горе ты моё. На что тебе эта «Deutsche Schulsistem»? Тебя своя умучила. «Не ставьте мне, пожалуйста, двойку! Вы мне точку поставили? Я в среду обязательно сдам», - облегченно вздыхает…

Господи, и мне не ставь, пожалуйста, двойку, поставь точку. Я выучу, я обязательно всё выучу, я буду стараться.

Потом пошла хлопотать за Вовку – он умудрился «схватить» ещё две двойки по труду. А слёзы сочатся предательски сквозь плотно сжатые веки. Маюсь, мечусь. Господи! Не ставь мне, пожалуйста, двойку, поставь в пустой клеточке маленькую точечку – залог надежды, моей и Твоей, что исправлюсь. А Вовка мой в среду и правда всё сдал и по труду обе двойки исправил.

Один батюшка не раз повторял в проповеди нам, прихожанам: "По моим грехам вот сейчас, сию минуту, надо бы, чтобы ангел Господень попалил меня огнем. А вот не сходит огнь небесный. Терпит Господь меня грешного, прощает и милует. Видите, каково милосердие Божие!"

Теперь уже и я ощущаю себя не отличницей, как когда-то в школе, а последней двоечницей, которую милостивый Господь терпит, не попаляя тотчас огнем.

Из многолетней практики знаю, что хорошие ученики очень редко бывают благодарными учителю. Они обычно считают, что своими успехами обязаны только самим себе, своим способностям и упорству. Благодарят чаще именно двоечники. "Емуже мало оставляется, меньше любит" (Лк. 7,47).

Когда я только начинала свой педагогический путь, у меня был ученик, который совсем не хотел учить немецкий язык, отвечал (мягко говоря): "Зачем мне это надо?" И пропускал уроки. Мне крепко доставалось от директора: "Плохой вы учитель, раз не можете привить ребенку интерес к своему предмету". Много я слез пролила из-за этого. Как-то, уже после того, как он закончил школу, пришел он ко мне по какому-то делу и стоит за воротами, не смея войти.

- Ты чего, - говорю, - не заходишь? Проходи в дом.
- Нет, - отвечает, - не могу, мне так стыдно. Простите меня, я такой дурак был!

Иногда ученики говорят: "Простите, что вам так много пришлось с нами помучиться".

Недавно на улице в райцентре мне на шею неожиданно бросилась девчушка, моя ученица, которая переехала сюда с родителями и которой я, много группируя, ставила тройку по русскому. Радостно обняла меня:
- Здравствуйте! Как вы? А я в следующий класс перешла!
- Слава Богу! Рада за тебя!

Впрочем, бывает, с сожалению, и по-другому. Копается как-то на огороде старенькая учительница. Рядом останавливается проезжавшая мимо иномарка. Выходит из нее бывший ученик и говорит своей учительнице, которая в свое время кое-как дотянула его до окончания школы:
- Ну что, все копаешься? А я вот, гляди, на какой машине езжу!

Вот так и мы, бывает, черной неблагодарностью платим Богу за Его великие милости к нам, многогрешным.

Помоги, Господи, нашим дорогим учителям! Дай им здравия и спасения, терпения и сил! А нам по великой Твоей милости прости наши безчисленные ошибки!

Безделева М.В.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12