joomplu:6380
joomplu:5094

История храма Рождества Христова в Больших Уках

 Поклонный Крестна Сибирской трассе с. Тамбовка д. Верблюжье Тарской епархииСело БольшиеУки, в прошлом Рыбино, возникло на Московско-Сибирском тракте в 1735 году. Первоначально наше село не имело ни храма, ни часовни. И жителям села приходилось для проведения православных обрядов (крещение, венчание, причастие, исповедь, отпевание) обращаться в церковь Знамения Божией матери, расположенной в селе Чередово (ныне село Знаменское).

В 1782 году наша деревня Рыбино получает статус волостного центра. В связи с этим возникает необходимость в собственном храме. Первый храм был построен на высоком правом берегу реки Большой Ук (место, где в наши дни был возведен новый храм).

Строительство велось силами прихожан на деньги жителей Рыбинской волости. Храм освятили в честь Рождества Христова, он был одноэтажным деревянным на листвяжном фундаменте. Вокруг него стал формироваться административный центр - строится волостное правление, базарная площадь.

В конце 18 века в этот приход входили деревни: Аёвский Волок (Избушки), Верх-Аёвка, Форпост, Становка, Решетино, Зудилово, Уки, Баслы, Фирстово, Уралы, Чаунино, Рыбино.

Точную дату строительства церкви установить не удалось. Как свидетельствует «Справочная книга Омской епархии» Рыбинская церковь сгорела, а вместе с ней погиб и весь церковный архив.Уже в 1856 году на прежнем месте была построена новая Христорождественская церковь. Построена она была по инициативе прихожан их силами и средствами. Второй построенный храм был деревянным одноэтажным и тоже на листвяжном фундаменте.

В 1892 году у церкви возводятся новая колокольня и придел (пристройка) в честь святых Фрола и Лавра - покровителей домашней скотины, особенно лошадей. Рыбино стояло на тракте, и лошадь была основной тягловой силой. 31 августа - это день почитания святых Фрола и Лавра. По традиции в этот день священник окроплял лошадей святой водой. Крестьяне купали этих животных в реке, расчесывали гривы, этот день был единственным в году, когда лошадей не запрягали и не принуждали к работе.
Удивительно, но даже в наши дни, некоторые хозяева подворий, где имеется лошадь, знают об этой традиции и соблюдают её. Примером этого является житель села Аёв Трофимов Валентин Иванович.

1895 год - это особый год в истории нашего храма. Из города Верхотурье в наше село была принесена местночтимая икона Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Прихожане встречали её в поле за околицей. Среди встречающих было много жителей из других сел и деревень, таких как Авяк, Бутаково, Завьялово, Форпост. В торжественной обстановке икона была установлена в храме Рождества Христова.

Спустя два года на месте встречи этой иконы была построена деревянная полевая часовня. Ежегодно 25 сентября в день почитания Святого Симеона к часовне совершался крестный ход.

Этот Святой почитается на Урале и в Сибири и считается покровителем этих земель. Святой Симеон рожден был в богатой дворянской семье. Однако в юношестве он отказался от всех земных богатств и удалился в отдаленный и глухой Верхотурский уезд, где приобщал к православной вере коренные народы, населявшие эти земли - хантов и манси. Безвозмездно помогал селянам работой на них. Постоянно пребывал в посте и молитве. Много времени Святой проводил в молитве на берегу реки Тура. Камень, на котором он молился, сохранился до наших дней и является местом паломничества верующих.

Вся жизнь Святого Праведного Симеона Чудотворца является примером духовного подвига. Умер он в 1642 году в молодом возрасте. Впоследствии были обретены его нетленные мощи и 12 сентября 1704 года перенесены в Верхотурский Никольский монастырь. Поклониться этой иконе приходили жители других волостей и уездов.

Удалось найти сведения о священниках, служивших в нашей церкви. Среди имен значится: Попов Ксенофонт Дмитриевич, Целерицкий Сергей Александрович, Овчинкин Петр, Бояркин Михаил Николаевич, Избалыков Михаил Васильевич, Десятых Стефан Александрович.

Имеются данные, что в начале 20 века казенное жалование священника составляло 300 рублей в год, а псаломщика - 100 рублей в год. Священник проживал в общественном деревянном доме с прислугой. Псаломщик снимал частную квартиру. Прихожане платили ему 4 рубля в месяц квартирного пособия. Рыбинские крестьяне заготавливали дрова на зиму и продавали их священнослужителям по 1 рублю 50 копеек за сажень.

Особый след в истории и просвещении нашего района оставил священник Попов Ксенофонт Дмитриевич. Он открыл в 1894 году при церкви Рождества Христова школу министерства народного просвещения. В разговорной речи её называли просто Рыбинская министерская школа. Располагалась она в одном из крестьянских домов.

Благодаря Ксенофонту Дмитриевичу открыты церковно-приходская школа в Форпосте и школы грамоты в Чаунино, Фирстово, Поспелово, ВерхнихУках, Становке, Решетино, Уралах.

В отличие от школ грамоты и церковно-приходских школ, находящихся на содержании прихода, министерские школы содержало государство.За преподавание Закона Божьего в Рыбинской министерской школе священник получал 60 рублей в год, кроме батюшки преподавала учительница Толмачева Мария Васильевна. Попечителем школы был Пановский Георгий Васильевич.

Занятия в школах начиналось после Покрова Пресвятой Богородицы, когда завершались полевые работы, то есть воктябре. Учебный год завершался с началом посевных работ в поле. Были также и каникулы у учеников - в Рождество и в Пасху.

В начале 20 века Попова Ксенофонта Дмитриевича переводят из Рыбино в город Омск, где он продолжает служить в Омских храмах.
В старину была традиция съезжих праздников. В Рыбино таким праздником было второй и третий день Рождества. К нему готовились заранее и ждали гостей. В эти дни священник посещал дома жителей села со святым крестом и совершал молебен.Это был один из любимых праздников жителей нашего села.

В фондах музея истории Московско-Сибирского тракта хранятся документы о последнем священнике нашего храма Рождества Христова - Десятых Стефана Александровича. Прибыл он с матушкой Пелагеей Андреевной служить в Рыбино из Енисейской губернии. На его долю выпали тяжелые испытания, связанные с революцией, гражданской войной, сталинскими репрессиями. В начале 1930-х годов специальным постановлением районного исполнительного комитета был запрещен колокольный звон, а вскоре церковь в Больших Уках закрыли. Колокола сняли и увезли в переплавку, кресты сброшены, многие иконы исчезли, в том числе и икона Святого Симеона, в здании церкви разместился клуб.

В стране разворачивается компания по преследованию священников, прокатывается волна арестов и расстрелов. Стефан Александрович избежал расстрела из-за скоропостижной смерти. Похоронен он на Большеуковском сельском кладбище. Могила его сохранилась до сих пор. Матушка Пелагея Андреевна после закрытия церкви работала в Большеуковской средней школе учительницейначальных классов, прожила долгую жизнь, и умерла в глубокой старости на 95 году. Похоронена рядом с батюшкой.
В 1960 году, после переезда клуба в новое здание в бывшей церкви размещается районная библиотека и одна комната отводится под детскую библиотеку.

В 1962 году с закрытием Большеуковского района здание церкви отдано под вспомогательную школу. В 1970 - х годах там вновь на два десятилетия размещается районная библиотека. В середине 1990 годов здание становится бесхозным и сильно ветшает. Даже вновь открывшийся приход Рождества Христова не смог здесь разместиться. Расположился он в бывшем магазине райпо на улице Почтовая.

Большая заслуга в открытии этого прихода принадлежит жительнице Больших Уков Пономаревой Тамаре Сергеевне, которая много лет отдала работе в библиотеке нашей школы.

В 2001 году здание церкви, одно из старейших культовых сооружений в Омской области, которой исполнилось 145 лет, было снесено и на этом месте установлен поклонный православный крест.

От старого храма сохранилась только массивная входная дверь и оконная рама, которые хранятся в музее истории Московско-Сибирского тракта.

В 2002 году на этом месте НПО «Мостовик» заложил фундамент под новую церковь. Организатором работ был священник прихода Храма Рождества Христова Михаил (вмиру Федоренко).На открытый в отделении сберегательного банка счет прихода поступали средства, для сбора пожертвований, в общественных местах установлены специальные ящики. Не смотря на это, средств на строительство храма не хватало.

Дальнейшее строительство церкви стало возможным благодаря спонсорской помощи нашего земляка Гук Сергея Валентиновича, проживающего в городе Омске.Много сил приложил к этой работе, сегодняшний настоятель Христорождественского прихода, отец Сергий.

На сегодняшний день построено здание храма, ставшее украшением нашего села, возведены купола, воздвигнуты кресты, в скором времени будут установлены колокола.

Е.П.Зензин

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logo

Тарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат


  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru