joomplu:6380
joomplu:5094

Котики мирской окраски

20140403Хвалите Господа от земли… зверие и вси скоти. (Пс. 148, 7-10.)
 
При небольшом Спасском братстве чернецов-послушников неведомо откуда, то есть без благословения благочинного, появились два меньших брата - котики мирской (не монашеской) окраски.

Были они совершенно белые. Несмотря на то, что они позволяли себе нестрогую жизнь, на молитвенное правило собирались своевременно. И вот или оттого, что они были ещё малые котята, или оттого, что Бог сотворил их бельцами, а не чернецами, во время правила они постоянно баловались, испытывая терпение старшего брата.
 
С одной стороны, я искренне удивлялся, всякий раз невольно наблюдая эту картину, потому что за семнадцать лет церковной жизни я впервые видел хотя и незлобивое, но все же непочтительное отношение животных к богослужению. Но, с другой стороны, понимал: ну, будь они хотя бы серыми или рыжими, а то ведь совсем белые, не монастырские.
 
Вот раньше помню в Вятской обители Усть-Ишимского благочиния были у нас кот Барсик и пес Вятич. Мы зайдём в церковь на службу, а они сядут возле порога и сидят всю службу снаружи, зимой и летом. А службы монастырские долгие. Как только у них терпения хватало? Пёс-то, понятно, привычный, а кот мог бы и попроситься внутрь, ведь Покровская церковь-то из простого дома сделана. Но не смеет попроситься.
 
А когда шли ежедневным крестным ходом вокруг обители, тут уж было их время. Барсик впереди уверенными прыжками дорогу показывал, а Вятич был замыкающим. Скит пустынный, отдаленный, там, если на север идти, то до самой Америки никого не встретишь - край света. Братьев немного, так они для большего счёта пристроятся - и мы уже поуверенней себя чувствуем.
 
Зайдем в церковь, а они опять не заходят, будто под эпитимией. После службы братья расходятся, но они ни с места, пока последний выходящий брат не закроет церковь. Как они узнавали, кто из нас последний? То ли считали, то ли как-то им Господь указывал? Тогда я понял, почему животных меньшими братьями называют.
 
Когда на въезде в деревню поставили крест, то охотники говорили, что волки там тропу проложили - чтобы, значит, перед охотой благословляться. У волков обычай: где живёшь - не пачкай, поэтому они нас не обижали, только жалобно, но красиво на три голоса иногда выли. Старшие волки завывают более высоким тоном, а молодые низким, и получается у них своеобразный многоголосный клирос.
 
На медведей в полукилометре от нас охотники ловушки ставили, но их мы не видели и не слышали, и за эту деликатность в сожительстве им спасибо.
 
В тайге человека всякий зверь уважает. И только если человек берет в руки оружие, тогда зверь вынужден защищаться, в том числе и посредством нападения. Медведь или рысь пройдут вперёд, сделают петлю и смотрят: кто за ними по следу идёт. Око за око, зуб за зуб. Доброго человека звери любят.
 
Читал я где-то, что в тридцать седьмом году с поезда сбросили одного страстотерпца за веру, зимой, в одной рубахе. Он стал уже замерзать, как вдруг увидел во тьме что-то большое, тёмное. Это медведь подошёл и лёг рядом с ним. Батюшка сначала до полусмерти испугался, а потом, видя незлобие зверя, понял, что Бог услышал его молитвы и послал медведя для того, чтобы он согрелся и выжил.
 
Что же наши бельцы – сорванцы? Как-то на правиле мы одного меньшего брата не досчитались, но потом, обратив внимание на необычный звук, увидели, как из подполья сквозь небольшое отверстие для водопроводных труб высовываются две белые лапы, похожие на щупальца. На другой день, проходя мимо того места, я увидел, как вместо лап из того же отверстия смотрят с надеждой два знакомых глаза. Мордочку котик с усилием и не ослабшей за сутки верою вдавил в отверстие и смиренно ожидает помощи. Рядом, поверх пола, сидит другой котик и всем своим видом сопереживает заточенному собрату. Я раскаялся в том, что накануне не осознал бедственного положения. Я не подумал, что котёнок может заблудиться. Открыл подполье, высвободил друга. Но не мог избавиться от впечатления, которое на меня произвел сострадавший собрату котёнок, а также не слабеющая надежда котёнка из подполья и ожидание помощи от человека. Он всем сердцем, каждой клеточкой организма желал выйти из плена. Я с грустью подумал, что это пример нами людям. Люди для домашних животных – это как бы домашние боги. Известно также, что природа - это живое Евангелие, нам в научение.
 
Человек, молящийся Богу, блажен, если похож в своих усилиях хотя бы на этого котёнка. Неотступным усилием вжаться бы нам в узкие врата Царства Небесного и ждать, когда Господь благоволит внять нашим понуждениям себя на исполнение Заповедей Божиих и освободит из тьмы суетных желаний временной жизни.
 
Пресс-служба Тарской Епархии
 
Подобные материалы:
 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии