joomplu:6380
joomplu:5094

История сельского храма Тюкалинского уезда

20140427Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1866 году на средства, выделенные тюкалинским купцом Исааком Андреевичем Лантратовым и прихожанами. Место расположения церкви в те годы - с. Лесковское Тюкалинского уезда.

Первоначальный облик строения позволяет восстановить страховая ведомость от 2 августа 1910 года: «Церковь каменная, оштукатурена снаружи и внутри, покрыта железом, окрашенным масляной краской. На церкви имеется одна небольшая деревянная главка; больших окон — 10; дверей наружных, створчатых, обшитых железом — 3, внутренних — 6… Церковь отапливается одной печью круглой, обшитой железом. Колокольня общей высотой до верха карниза —1 саж. 2 арш. Ближайшая к церкви постройка — дом священника — находится с северной стороны в 25 саж…»

Церковь оценена вместе с иконостасом и колокольней в 9000 руб.

Ядро храма — односветный четверик, — к которому примыкают пониженные прямоугольные апсида и трапезная, а к последней — двухъярусная колокольня с нижним прямоугольным, вытянутым в направлении север — юг ярусом, и верхним — восьмигранным — шатром. Железная кровля была уложена по деревянной обрешетке (сейчас шатровое покрытие разрушено, остался лишь деревянный каркас со шпилем). Четыре широких грани яруса звона, ориентированных по сторонам света, прорезаны прямоугольными окнами с полуциркульным завершением. Узкие диагональные грани завершаются высокими фронтонами. Плоскости стен боковых фасадов апсиды и первого яруса колокольни имеют по одному окну, трапезной и четверика храма — по два оконных проема. Все окна высоко подняты на уровень пят арок входных проемов. В центральной части четверика расположено по одной входной двери - с северной и южной сторон. Проемы представлены вертикально вытянутой прямоугольной формой и имеют полуциркульное завершение. Фрагментарно сохранились металлические решетки на окнах и в верхней части дверных проемов четверика храма. На уровне пят арок входных проемов и оснований окон фасады здания членятся карнизом на два яруса. Верхний из них завершается антаблементом, раскрепованным над трапезной и апсидой типично дорическому, имеющему гладкий архитрав, фриз из метоп и триглифов, несложный профилированный карниз. Вертикальное членение северного и южного фасадов храмовой части и первого яруса колокольни осуществляется одиночными дорическими пилястрами, широкими внизу и узкими в верхней части. Аналогично оформлен и главный фасад церкви, разделенный спаренными пилястрами на три части. Центр выделен дверным проемом с арочным завершением и розеткой. Колокольня по сторонам света прорезана арочными проемами, углы оформлены лопатками.

Длина церкви, считая и колокольню, 10 сажен, наибольшая ширина 4 саж. Высота до верха карниза — 3 саж. 1 арш. Иконостас длиной — 3 саж. 1 арш., высотой — 2 саж. 1 арш. (Оценен в 3000 руб.). О приходе. По сведениям 1900 года. Крестные ходы были: один на Пасху, а другой — в июне месяце по полям. В приходе состояло 10 деревень, 1632 души мужского пола и 1737 душ женского пола, из них было 7 раскольников.

При церкви имелось 3 десятины усадебной земли, 99 десятин пахотной и столько же десятин сенокосной и под лесом.

По утвержденному расписанию от 16 февраля 1885 года в храме состояли по одному священнику и дьякону и два псаломщика.

При церкви располагалась церковноприходская школа, построенная в 1901 году и оцененная в 1000 рублей. Псаломщиком с 15 января 1914 г. был Константин Платонович Трофимов (1892-?).

В 1920 году произведена национализация имущества, ликвидация молитвенного здания относится к 1937 году. В деле "Журнал регистрации заявлений и учета церковных зданий" имеется информация о храмах за 1945 год. По Называевскому району: "д. Лески Ростовского с/с - Никольская, одноэтажная, каменная - механически прекратила действие - не используется - купола сняты, состояние хорошее - внутреннее оборудование находится в церкви".

В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе - 50 кг мяса.

Какие события привели к "механическому прекращению действия" церкви? Ответ мы находим в книге М.С. Шангина "Террор против совести". В 1937 году на священника А.В. Фокинского поступило несколько доносов в УНКВД Омской области. Арестовали Александра Владимировича 11 августа 1937 года. Но первый допрос, датированный 13 января и связанный с делом епископа Антония (А.Н. Миловидова). В нем говорится: "Миловидов… давал мне установку, что нужно всеми силами стремиться закреплять храм, закреплять верующих, - внушать им о необходимости держаться за религию - путем высказывания во время служения в проповедях и личным внушением в беседах с гражданами. Кроме того, он говорил, что для того, чтобы увеличилось число верующих, нужно внушать колхозникам, чтобы последние выходили из колхозов…"

Тексты допросов противоречивы - с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин - председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева - монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли.

Николаевская церковь в с. Лески в течение многих лет была в полуразрушенном состоянии - с нее сняли крышу, выломали рамы.

В настоящий момент храм передан Тарской епархии.

По материалам сайта Веб-лаборатория Омского государственного университета

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии