joomplu:6380
joomplu:5094

«Покров» - праздник невероятного русского духа

Новгородская иконаВчера одна учительница делилась своей обеспокоенностью тем, что она не смогла объяснить детям, почему Святые князья Борис и Глеб не пошли войной на своего брата, а приняли от него добровольную смерть. Россия, Русь, и тем более Русь Святая, становится нашим детям непонятной! Учителя плохо понимают отличие добра от зла, по слову тьютера (т.е. учителя учителей) города Тары. Богатство высокой духовной культуры, имеющей обратную перспективу, как в канонической иконописи, не доступно обществу, опустившему уровень потребностей своих граждан. Когда обесценивается небесное, земные ценности переворачиваются и начинают вести в преисподнюю. Традиционные ценности и праздники становятся маяками и спасительным кругом в бушующих водоворотах пространства смыслов.

Обратимся за спасением к одному из любимейших традиционных народных праздников – Покрову Пресвятой Богородицы.

В этот день, по одной из версий, войска русского князя Олега, нападавшие на Константинополь, потерпели поражение. Но в Греции этого праздника нет, его празднуют только в России. Чтобы понять радость, которая побудила установить праздник во времена князя Андрея Боголюбского, нужно подняться над горизонтом житейских попечений, опираясь на мысль Св.. Когда ему католические Римские легаты предложили военную силу против татаромонгол при условии, что Русь оставит Православие и подчинится папе Римскому, то святой князь сказал: «Лучше внешне мы будем порабощены, но внутренне свободны, чем внешне свободны, а внутренне порабощены». На Покров мы празднуем ещё более превосходящую победу духа. Бл. Кн. Александр Невский был просвещён верой, а воины князя Олега были язычники, ослеплённые жаждой грабить и убивать. И вот они, побеждённые впечатлением от заступничества Царицы небесной, вернулись на Русь не с радостью, которая бывает от добычи вещественной, а с радостью, что стали христианами, что победили сами себя, свою злобу.

«В основу этого одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской земли, а из византийской.

Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля)

Византия праздника Покрова не знала.

Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений.

И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».

Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце войска русского князя Олега (по другой версии — его осаждали войска сарацын). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.

В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском». Известнейший из них Покровский собор на красной площади, именуемый как собор Св. Василия блаженного».

Пресс-служба Тарской Епархии

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии