joomplu:6380
joomplu:5094

Покров прп. Серафима Саровского над Вознесенско-Иннокентьевским храмом города Тары

2014102015 января 1986 года (в день преставления преп. Серафима Саровского) Вознесенско-Иннокентьевский храм города Тары, Омской области был освящен архиепископом Максимом (Крохой). Это произошло в 2 часа ночи, однако было так многолюдно, что не всем хватило места даже в притворе. Были паломники из Омска, Украины, Белоруссии и т.д. Участвовал также внучатый праправнук Серафима Саровского (фотограф из Ленинграда).

Краткая история Вознесенско-Иннокентьевского храма г. Тары.

После официальной регистрации православной общины г. Тары (Примерно в 1981 году) здание Спасского храма (постройка XVIII века) официальные власти продолжали использовать не по назначению, однако разрешили строительство нового храма по ул. 40 лет ВЛКСМ. По правилам тех лет, культовые здания не имели права возвышаться над соседними постройками, т.е. на высоту нового храма было наложено архитектурное ограничение.

Место для строительства освятил в 1985 году в день Вознесения Господня архиепископ Максим (Кроха). Иеромонах Гавриил, возглавлявший в ту пору Тарский приход, доставил из Таллина облицовочный кирпич (25 тыс. штук) и привез цемент. Остальной кирпич очищали при разборке старого здания на территории молокозавода, причем большинство трудившихся прихожан были женщины. Начал строительство иеромонах о. Димитрий, которыйодновременно вел службы во временном молельном доме (пер. Заводской, 10), купленном на средства прихода.

Местный строительный песок районные власти приобретать не разрешали, предлагая завозить его из Казахстана. Прихожанам за свои деньги приходилось доставать песок и пиломатериалы разными путями, из-за чего возникали даже судебные преследования в отношении прихожан, но до уголовных наказаний дело не дошло. Однажды (после разгрузки стройматериалов) о. Димитрий провел три дня в милицейском участке. Впоследствии по благословению правящего архиерея многие жертвователи были записаны на вечное поминовение, в том числе р.б. Наталья, р.б. Галина, р.б. Анастасия (они живы и сейчас), а также ныне покойная р.б. Мария (продала дом и пожертвовала на строительство тысячу рублей). Было благословлено записать в алтаре имя р.б. Анны «и 15 сродников», передавшей на строительство храма 4,5 тыс. рублей. Храм был построен за полгода.

В новопостроенном Вознесенско-Иннокентьевском храме был назначен служить родной брат о. Димитрия – иеромонах о. Борис, приезжавший на службы из Омска в течение двух месяцев. Затем был поставлен еще один священник, который через два месяца был разжалован архиереем за употребление спиртного. С июня 1986 года настоятелем храма стал иеромонах о. Зосима (Горшунов). В 1988 году он был переведен в Тобольск, а приход возглавил о. Иоанн (Гармаш). Он построил в церковной ограде кирпичный дом для священника. После возрождения Спасского храма (ставшего кафедральным в г. Таре) приход был разделен на два прихода.

В 1992 году настоятелем Вознесенско-Иннокентьевского храма был назначен о. Василий (Каргаполов), который служил до августа 2009 года, после чего (в результате перенесенного инсульта) вышел на инвалидность. До лета 2010 года литургии служили попеременно священники близлежащих приходов.

С июля 2010 года приход возглавлял о. Димитрий Селезнев. А с осени 2013 гола по настоящее время о. Владимир Новиков.

История записана Владимиром Дмитриевичем Червенчук (бывший доцент Тарского филиала, прихожанин Вознесенского храма) со слов прихожанки Татьяны Степановны Яниной

Рассказ р.б. Тамары (Лудовой)

Я многое уже не помню. Помню, как котлован рыли, и стали строить церковь. Много здесь ведь и пожилых было. Теперь уж многие из них, царст-вие им небесное, отошли. Приезжали даже из Тобольска… Из Омска и Тю-мени приезжали мужчины, отпуска брали и приезжали совсем посторонние. С транспортом было худо щебёнку и песок возить. Татьяна Янина, по-моему, у нас бухгалтером тут была. Машин нет, так она левые машины нанимала. Про это, конечно, прознали, и потом её вызывали, пытали номера машин, которые она нанимала. Она же их скрыла – сказала, что попутки брала, а но-мера не помнит.

А Иващенов Александр Николаевич дал нам трактор на своём производ-стве. И об этом узнали. И его лишили тогда премиальных и выговор влепили.

А кирпича не хватало. Облицовочный то кирпич, тот, что сверху обло-женный, привезли из Таллинна, тамошний епископ помог. А остальной с кирпичного завода возили. Он колхозам кирпич отпускал. Если вовремя не увезём, его тут же в колхозы вывезут. Срочно надо было грузить кирпич и вывозить. А кому грузить? И мы, бабы, много нас – Маша Потапова, Наста-сия Ведерникова, Фрося Созонтова, Дуся на протезе… встанем конвейером, и давай его быстро на машину складать.

Тогда в Таре был маслозавод, а на его территории был фундамент от Ни-кольской церкви ещё не разобранный. И мы вот туда тоже ходили за кирпи-чом. А батюшка Дмитрий был по строительству главный, как бы прораб. Он всё это умел и знал, как церквы строить. Он нас посылал работать, и мы хо-дили туда кирпич долбить.

Шесть-семь человек нас туда идёт. А кирпич этот такой большой ранеш-ний и как железо, не ломался ничо. Но трудно было его очищать, он же был ведь в этим, в растворе. Вот цемент раньше был! И надо было его очистить.

До вечера мы одну машину нагрузим. И как тут теперь разгружать? И тут идут совсем посторонние мужчины – идите бабы домой, мы разгрузим. Теперь в такое поверить трудно. Но так было. И так ходили мы туда, пока не выбрали весь фундамент.

А потом, да… Кормить. С Тобольска были, с Омска были строители. Их ведь кормить надо. Продукты несли – у кого что было. Все от души всё дела-ли. У кого корова – молоко несли. А Иващенов Александр, царствие ему не-бесное, ведро рыбы несёт. Батюшка Дмитрий, он мяса совсем не ел никакого, только рыбу.

Мы с приезжими строителями одной семьёй жили. Такая в стране друж-ба была. А пожертвования шли отовсюду. Так на пожертвованиях и добро-вольном труде нашем всё строительство и велось.

Спали строители в старой церкви-избе. Владыка Максим осветил строй-ку в мае. А в мае и июне даже ещё ночи холодные. Мы, ну кто что принёс, ну матрасы, ну одеяла, подушки там… Вот это, считай, июнь, июль, август, сен-тяберь, октяберь, нояберь и декаберь. Семь месяцев строились. Рождество мы справляли ещё в той старой церкви, избе, а крещение уже в новой церкви встретили.

За семь месяцев построили, а ещё толи на месяц, толи на два, точно не помню, нам запрещали, останавливали строительство. Потом, правда, опять разрешили стройку. Мы уже тогда щикатурить внутри начали. А потом ещё столько работы, чтобы этот старый песок убрать, строительный мусор. Все – и Малахова, и Фрося Созонтова, и Дуся, вот это, на протезе – все без отказа шли уборку делать. Много женщин ходило помогать щикатурить и чистить. Тогда уже батюшка Иаким здесь командовал стройкой, он и службу вёл.

Теперь, вот много уже я забыла теперь. Да, были ещё недоработки. Сна-чала, когда батюшка Иаким после окончания стройки уехал к себе на Алтай, здесь служил батюшка Гавриил. При нём мы недоработки эти устраняли. И при батюшке Зосиме всё заново перекрасили. А купол, вот я не помню. По-моему, его уже при батюшке Иване на второй раз красили.

Всего за семь месяцев такой храм построили, и еще месяц стояла строй-ка, запрещали её. Наверно хотели, чтобы народ разворовал всё, что уже на-строили. Но Господь уберёг. Даже воры не посмели церковное добро воро-вать. И мы следили, ведь каких трудов эта стройка нам стоила!

Настя Ведерникова много помогла стройке, она помогала доставать лес. У неё в леспромхозе знакомые были. Маша Потапова, ее подруга, тоже много работала на стройке.

А Татьяна, вот эта, Янина – она хорошо машины нанимала. И Шура ещё Ищенкова трактор наняла. Как кирпич то выпишут – ведь кирпича-то очень много надо было, – его надо сразу было убрать, а машину-то не всегда най-дёшь. Тут и трактор сгодился. Весь день кирпич вывозил. А батюшка Гаври-ил сам разгружал.

И батюшка Дмитрий, и батюшка Анатолий, и Батюшка Иаким много труда сюда положили. Трудились все священники. Все трудилися, и Господь помогал. Представьте себе, ведь ничего не было. Когда владыка Максим приехал освещать стройку (тогда ещё владыки Феодосия у нас не было), то ведь один только песок лежал, Куча завезённого песка и всё. Он нам и гово-рит, мол, пока по ведёрочку растаскивайте этот песок, а там Бог благословит. И вот Бог благословил, и вот помаленьку, помаленьку и вот видите – какой храм воздвигли!

А народу было на открытии – ой-ой-ой. Несмотря на ночное время пол-Тары пришло. Ну и, начиная с Крещения Господня, мы теперь в новый храм на службу ходим.

Тогда ведь нам Спасский храм не давали. В то время православным при-теснение было, и храм тот не отдавали. Там детская спортивная школа была. А в той избе, где раньше была наша церква, потолки низкие. На праздники как набьётся народу – дышать нечем.

Составил Владимир Дмитриевич Червенчук (бывший доцент Тарского филиала, прихожанин Вознесенского храма)
Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12