joomplu:6380
joomplu:5094

От икон дружины Ермака до Абалакской Чудотворной иконы Божией Матери, главной святыни Сибирского казачества

Icona_cozakiВ жизни православного христианина икона занимает важное место. Она стала неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое - либо дело - его жизнь сопровождает священный образ - икона. Значение иконы в православном мире можно сравнить со Священным Писанием и Преданием. Если они содержат богооткровенные истины в словесной форме, то икона свидетельствует о Боге языком линий и красок.

Дружины казаков, участвовавших в освоении Сибири в конце XVI в., как это было принято на Руси, имели с собой по нескольку икон, считавшихся помощниками на трудном пути и в сражениях. Из нескольких источников известно, что у дружины Ермака во время ее первого похода в Сибирь в 1581 г. была с собой походная часовня. [1] По данным А.И.Сулоцкого, к шестидесятым годам XIX века "Ермаковых икон в Тобольском соборе, как это видно из описей соборных, сохранилось до 7-ми, между прочим, икона Христа Спасителя с предстоящими в серебряных венцах". [2] "Она взята на Ермаковой часовни и, следовательно, быть может, принадлежала самому завоевателю Сибири". [3]

По данным сотрудников Тобольского церковного древлехранилища, организованного в 1900 г., это была икона новгородского письма XVI в., а композиция в основе представляет Деисус: около Христа слева - Богоматерь, справа - Иоанн Предтеча в позах предстояния, моления. За ними - Николай Чудотворец и Димитрий Солунский, а у краев доски - архангелы Михаил и Гавриил. Икона написана в Сибири для дружины Ермака после ее решительного сражения с Кучумом 25 октября (1582 г.), в день памяти Димитрия Солунского, что стало причиной считать его покровителем новой земли, присоединяемой к России.

Другая достоверная икона из часовни Ермака - образ Николая Чудотворца. Никола с древнейших времен на Руси считался покровителем путешествующих; в Сибири с ее огромными пространствами, передвижения по которым были трудными и опасными не менее трехсот лет, особое почитание его совершенно естественно. Результатом этого стало и его широкое почитание крещеными и даже некрещеными представителями аборигенных народов под разными именами: например, у якутов Саган Убукгун - седой или белый старик. "Святой человек Никола самоедам шибко помогает" - опубликована запись, сделанная на севере Сибири. [4] В поэме П.Ершова, хорошо знавшего ранний этап истории Сибири, Ермаковы казаки говорят: "С нами Божеская сила и угодник Николай". [5]

В Сибирь в конце XVI - начале XVII вв. шли отряды первопроходцев, многие несли с собой иконы. Так, в березовском Воскресенском храме до средины XIX в. хранились две иконы, перенесенные сюда первыми пришедшими для постройки города Березова казаками, отправленными в 1592 г. из России царем Федором Иоанновичем. Это опять образы Святителя Николая, а также архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, главного победителя дьявола, покровителя русского воинства - их присутствие в березовском отряде закономерно. [6]

Особенно важна вторая икона "Архангел Михаил изображен на крылатом коне и в княжеской короне, с трубой в устах, с крестом, кадилом и копьем в правой руке и с Евангелием в левой, с поверженным у ног коня дьяволом в виде крылатого льва и с Господом Иисусом Христом в младенческом возрасте с хлебами предложения и потиром вверху ее". [7] Откуда эта икона? В собрании П.Д. Корина хранится икона архангела Михаила, атрибутированная В.И. Антоновой как Поволжская икона XVII в. [8] Она в точности повторяет иконографию березовской иконы, в особенности редкую деталь - Христос в виде младенца с хлебами предложения вверху ее. Разнятся только детали: дьявол, поверженный у ног коня, в коринской иконе не похож на льва, но имеет косматые перепончатые крылья и две личины - одну на брюхе. Быть может, именно с Поволжьем связано происхождение березовской иконы? По версии современных историков в Поволжье сформировалась и дружина Ермака. Огненный крылатый всадник иконы из собрания Корина, стремительный и победоносный, должен был импонировать сознанию казаков - воинов.

cossacsНесколько позже, в XVII в.. когда осваивалась Восточная Сибирь, казаки-землепроходцы, построившие Илимск, принесли в эти места хоругвь, на одной стороне которой находится изображение Спаса Нерукотворного, а на другой - Крещение (Иркутский художественный музей). Иконы с сюжетом Крещения в XVII веке становятся особенно популярными в Сибири, так как церковные власти сделали задачу обращения в христианство аборигенных народов девизом ее освоения. Можно предположить, что Илимская хоругвь была написана специально для похода.

Иконы, принесенные в Сибирь казаками-первопроходцами, пользовались большим уважением, и потому оказывали влияние на принципы слагающейся сибирской иконописи, прежде всего в особом почитании определенных сюжетов. В течение этого же столетия складываются культы сибирских святых. Местные святые имели особое значение для каждого человека, так как канонизированный праведник ранее был его земляком, что создавало кровную близость. Появление местных святых в новых землях становилось для переселенцев обретением духовной родины.

Тобольский Софийский дом сразу после организации начал оформление культа Ермака и его дружины, был составлен "Синодик" и организованы службы в храмах. Однако Московская патриархия трижды отклоняла документы, так как Ермак до сибирского похода разбойничал на Волге и Оке. В Сибири его почитание сохранялось более столетия, и во многих домах были его портреты, ныне нашедшие место в музеях Тобольска, Томска, Иркутска. Написанные в XVIII - XIX вв. они близки русским парсунам XVII столетии, когда определялась их образная структура - двойственность отношения к нему как к святому, с одной стороны, и историческому деятелю - с другой. Тяжеловесность и неподвижность фигуры, закованной в латы, создают значительность образа, его мощь и энергию. [9]

В первой половине XVII века появляются новые собственные сибирские святыни - в 1637 г. протодьякон Матвей Мартынов написал икону Богоматери Абалакскую, ставшей чудотворной и палладиумом Сибири. Вскоре, в 1641 г., создается "Повесть об Абалакской иконе Богородицы". "Бысть явлена в Сибири, в Тобольском уезде села, нарицаемого Абалак... государева пашенного крестьянина Ивана Симанова дочери вдове именем Марии". [10]
Вот ее краткое изложение. Далеко, в стране Сибирской на высоком берегу Иртыша близ Тобольска, недалеко от места гибели легендарного Ермака и его дружины, в Абалакском погосте, жила благочестивая вдова, по имени Мария. 10 июля 1636 года эта женщина во тонком сне увидела в своей хижине образ "Знамение" Богородицы с изображениями по сторонам Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской. От образа она услышала глас: - Мария! Объяви о видении твоем народу и скажи, чтобы построили на Абалакском погосте, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новый деревянный храм во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами святителя Николая и преподобной Марии Египетской.

Пробудившись, Мария не решилась рассказать о своем видении, боясь подвергнуться осмеянию. Некоторое время спустя последовало новое видение: наяву предстал ей виденный в первый раз образ Богоматери. Мария шла из своей хижины, неся в руках хлеб. Вдруг необыкновенный свет озарил ее. На нее нашло некое светлое облако, и она от испуга лишилась чувств. Когда женщина очнулась, то увидела два стоящие на воздухе образа. Один из них был «Знамение» Богоматери, а другой - Марии Египетской. Кроме этого, она увидела как бы живого святителя Николая, стоящего перед образом Царицы Небесной в блестящем архиерейском облачении. Святитель сказал вдовице: - Мария! Иди и скажи абалакским жителям, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили своими руками и переправили бы его и выносили на гору сами; а если не послушают сего, то узрят гнев Божий, и не только умрет священник, но и лучшие из прихожан. Но Мария и после этого не осмелилась поведать о бывшем ей откровении. Через несколько дней ей снова было видение наяву. Когда она сидела в своей хижине, занимаясь рукоделием, то вдруг почувствовала благоухание, после чего услышала голос святителя Николая: - Почему не объявляешь видения и повеления? Ты сама неверием своим наводишь на себя гнев Божий. Лишь только сказаны были святителем эти слова, как руки ее свело назад судорогами. От страшной боли Мария упала на пол. Но в эту же минуту раздался глас Богоматери, изрекшей: - Это тяжело: Мне жаль ее.

Боли немедленно стихли, и видение окончилось. Устрашенная вдова поспешила рассказать о своих трех видениях духовному отцу, прося его сообщить обо всем народу. Но и иерей замедлил исполнить небесное повеление. Тогда Марии последовало четвертое грозное откровение, после которого она уже не решилась медлить с исполнением Божьего приказания.

Когда 24 июля она шла в Тобольск и подходила уже к городу, на подгорье она очутилась как бы в тумане и затем увидела перед собой большой облачный столб, простиравшийся от земли до небес. На столбе этом Мария увидела снова два образа: "Знамение" Богоматери и преп. Марии Египетской. На земле же она узрела стоящим, как бы живого святителя Николая, который гневно сказал Марии: - Почему медлишь объявить о видениях и повелении народу? Если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, но тебя не послушают, тогда не ты, а они пострадают. Вразумленная этим видением, вдовица отправилась к архиепископу Несторию и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях и всему народу. Марии показали никогда не виденный ей прежде образ "Знамение" Богородицы. Только она взглянула на икону, как узнала в ней являвшуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырех откровениях. Все граждане тобольские поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал здесь же абалацким прихожанам благословение строить церковь во имя Богоматери. В богоугодном деле согласились принять участие и многие из благоговейных граждан Тобольска.

В это время лежал в расслаблении один крестьянин Евфимий. К нему пришел нищий, именем Павел, и сказал: - Евфимий! На Абалаке по повелению Божию строится церковь во имя "Знамения" Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь, по вере твоей и усердию, простит тебя и освободит от болезни. Как ангела Божия выслушал Евфимий Павла и тогда же дал обет написать икону "Знамение" с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. И Господь внял трудам страждущего. В тот же день после полудня Евфимий начал владеть правой стороной своего тела. Испросив благословение у преосвященного Нектария, Евфимий заказал образ Богородицы "Знамение" протодьякону Тобольского Софийского собора Матфею, который славился тогда по всей Сибири как искуснейший живописец.

По мере того, как писалась икона, Евфимию день ото дня становилось легче. Наконец, здоровье его совершенно укрепилось. Тогда он пришел к живописцу и сам понес от него написанный образ в собор для освящения. Удивленный и обрадованный архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь к недужному. Окропив образ святой водой, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалацкий погост для поставления ее в новосозданном храме. Когда совершалось перенесение иконы и шествие церковное достигло деревни Шакталык, где теперь находится Ивановская обитель, Богоматерь прославила Свой образ новым чудом. У крестьянина этой деревни Василия была дочь, которая долгое время страдала глазной болью и уже два года ничего не видела. Услышав, что в Абалак несут образ, Василий вышел со своей несчастной дочерью навстречу иконе. Припав к образу с верой и слезами, скорбящий отец умолял Пречистую Деву помиловать его несчастную дочь, и, к радости и удивлению его и всех присутствовавших, девица прозрела.

Abalac_icona(Считается,что это оригинал 1637г. Абалак.  монастырь Тобольск. Сейчас Австралия.  Справа: точное фото «Богоматерь Абалакская". 1637 г. Тобольск. М. Мартынов (начало 60-х гг. XVI в.- после 1645 г.). Перепечатано из книги А. И. Сулопкого "Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии". Спб., 1864)

Особое почитание иконы Абалакской Богоматери в Сибири закономерно: во-первых, для сибирских насельников была важна новгородская традиция, во-вторых, тип Богоматери с младенцем на лоне, по мнению Б.А. Рыбакова, ближе всего к представлениям языческих народов, в частности сибирских, о рождающих божествах. Интересно, что среди чудес, перечисляемых в "Повести", есть эпизод освобождения из заточения "в дальнем граде сибирской страны", что оказалось очень важным для края, уже в XVII в. становящемся местом ссылки. В связи с особым положением Абалакской Богоматери в Сибири, получили большое распространение иконы Богоматери Знамение. [11]

Благодаря многим чудесам, совершившимся по молитве верующих у святой иконы, она прославляется всей обширной Сибирью. На поклонение ей стекаются богомольцы даже с берегов Дона и Черного моря. Абалакская икона для православных Сибири такая же святыня, какою почитаются в Европейской России иконы Богоматери Владимирская и Смоленская. Копии с этой иконы распространены были во многих храмах сибирских. Но особенным почитанием пользовались списки с иконы в г.г. Семипалатинске, Кургане, Петропавловске, Томске, Иркутске и Омске. [12]

Иллюстрированное описание "Православные русские обители" (1910 г.) отмечало, что хранилась икона в Абалакском Знаменском монастыре в Тобольском уезде, "расположенном в 26 верстах от г. Тобольска, на правом берегу р. Иртыша, при селе Абалакском". Учрежден был монастырь в 1783 году и "назван Знаменским в честь известной во всей Сибири и находящейся при сем монастыре чудотворной иконы "Знамения" Богоматери". Чудотворная икона Абалакской Божией Матери особо почиталась в Сибирском казачьем войске, считавшем ее своей Покровительницей.

Проходили десятилетия, менялась Россия, незыблемым казался уклад православной Сибири. Нарушили, сломали его бурные ветры революционных перемен 1917 года. Небесная заступница не оставила своим Предстательством русской земли. Известно явление Образа Державной Божией Матери в день отречения Государя Императора Николая II в с. Коломенском под Москвой.
Чудесные явления стали происходить и с Тобольским Образом. За месяц до отречения, в начале февраля 1917 г., будущий священномученик архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) послал список с Абалакской иконы генералу Л.Г. Корнилову, спасавшему от "революционного правосудия" Царскую семью в апреле. Когда летом 1917 г. Николай II и его семья переехали в Тобольск, для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: "После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря"... Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год. Разгоралась Гражданская война. Осень 1919 года стала временем решающих сражений. Возглавлявший Временное Церковное управление в составе Российского правительства адмирала А.В. Колчака архиепископ Сильвестр решил спасти от наступавших красных Чудотворный образ. В сентябре, в Омске, он благословил иконой приют "Очаг", созданный для детей сирот и беженцев Софией Эмильевной Дитерихс. Ее супруг - генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс - был в это время Главнокомандующим Восточным фронтом белых армий. В истории России генерал М.К. Дитерихс известен благодаря своему расследованию обстоятельств гибели Царской семьи и представителей Дома Романовых на Урале. Дитерихс впервые в Белом движении открыто провозгласил лозунг восстановления монархии на Приамурском Земском Соборе в июле 1922 года.

Так Чудотворный Образ стал неразрывно связан с судьбой последнего российского Императора и с Белым движением. Через два месяца, в ноябре, красные войска вошли в Омск. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. А икона вместе с отступающей белой армией продолжила путь через всю Сибирь на Дальний Восток. Она стала Небесной Заступницей сирот, являя высочайшее благо милосердия к детям Чудотворения не прекращались. Уже в январе 1920 года, во время переезда по транссибирской железной дороге, поезд, в котором ехали воспитанницы "Очага", потерпел крушение. Вагон с иконой не пострадал. В 1923 году семья генерала Дитерихса и "Очаг" переехали в Шанхай. В 1925 году, во время всенощной накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, настоятель церкви во имя св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Шанхае о. Прокопий Поварицын обнаружил просветление иконы. Надо заметить, что в 1919 году икона сильно почернела и на ней можно было разобрать только лик Пресвятой Богородицы и Божественного Младенца. Образ постоянно мироточил, на поверхности иконы выступали маслянисты благовонные капли. Осенью 1942 года наступило полное просветление иконы, что и было засвидетельствовано епископом Шанхайским Симоном. Многие прихожане считали, что это связано с переломом на фронтах Второй мировой войны. В 1949 году "вихри враждебные" Гражданской войны охватили и Китай. К власти пришли коммунисты. Большинство "белых русских" вынуждено было уехать из страны. Генерал М.К. Дитерихс, ставший председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза, скончался в 1937 году, а его супруга в 1939-м. Настоятельницей "Очага" стала Агния Михайловна - единственная дочь Дитерихсов. "Очаг" переехал в Австралию. Вместе с ним переехала и Чудотворная икона. До настоящего времени она находится в православном храме в пригороде г. Сиднея - Кабраммате.
Существует завещание Софии Эмильевны. Согласно ему, Образ Чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери должен находиться у ее наследников "до того момента, пока не явится возможность поставить икону нерушимо в Храм, который, верую глубоко, рано или поздно будет воздвигнут в Екатеринбургском лесу на месте кострища, где были сожжены тела Державных Страдальцев". В 1975 году ушла из жизни Агния Михайловна Дитерихс. Ее завещание подтвердило, что икона "должна вернуться в Россию после ее освобождения от коммунистов и быть помещена в Храме памяти последнего Царя Николая II и Его Семьи (предпочтительно в Тобольске)". Распорядителем воли Агнии Михайловны стал ее крестный сын и воспитанник генерала Дитерихса Андрей Анатольевич Васильев. Ему принадлежат ценные документальные материалы из семейного архива, на основании которых в 2004 году в издательстве "Посев" вышла книга "Генерал Дитерихс". А единственная сохранившаяся полная копия "Дела об убийстве Царской Семьи в Екатеринбурге" также хранится в Зарубежье " впредь до восстановления в России национальной власти". А.А. Васильев, проживая сейчас в Дании считает возможным исполнить последнюю волю семьи Дитерихсов...

Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви. Это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа. Как известно, под Екатеринбургом построена часовня, а в самом городе возведен храм на месте расстрела Царской Семьи. Возвращение Абалакской Чудотворной должно стать символом объединения сибирского казачества, деятелей Белого движения и Русского Зарубежья под молитвенным предстательством Святых царственных мучеников и священномученика Сильвестра. И над всей русской землей простирает свой омофор Пресвятая Богородица...
По вере нашей да воздастся! [13]

ЛИТЕРАТУРА

[1] Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году, до начала XIX столения /Н.Абрамов. - "Журнал Министерства народного просвещения", 1854. №2. С.13.
[2] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии.- СПб, 1864. С. 2.
[3] Сулоцкий А.И. Описание краткое всех церквей существующих в Тобольске, и пространное Софийского собора. Б.м., 1859. С. 45.
[4] Исаева Н.Н. Русское медное художественное литье XVI - XX вв. Сводный каталог. Красноярск, 1996. С 9.
[5] Ершов П. Сузге. Иркутск, 1984. С. 79.
[6] Ромодановская Е.К. Сибирские повести об иконах (XVII - XVIII вв.) //Сибирь периода феодализма. Вып. 3. Новосибирск, 1968. С. 89.
[7] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон... С. 191.
[8] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1967. С 120 - 121.
[9] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири. // Сибирская икона. - Омск, 1999. С.194 – 195.
[10] Ромодановская Е.К. Сибирские повести... С.87.
[11] Е.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО "Православный журнал "Отдых христианина", 2002 г.
[12] Азиатская Россия. т. 1. СПБ, 1914. С. 208-209.
[13] Цветков Василий. "Чудотворный образ Абалакской Божьей Матери". ИА Белые воины, 4 мая 2006 г.  www.rusk.ru/vst.php?idar=420664

Медведев Юрий Павлович,
доцент юридического факультета НГАУ,
начальник Музея истории СибВО при ФГУ культуры и искусства
"Дом офицеров Новосибирского гарнизона".
www.voskres.ru/army/publicist/morozov.htm

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии