joomplu:6380
joomplu:5094

Выступление Владыки Савватия на региональном форуме

Заседание13 – 14 декабря 2012 года в Конгресс-холле Агентства рекламно-выставочной деятельности «Континент» состоялся региональный форум «Институты гражданского общества как ресурс развития региона».

Одной из важных тем форума стала:«Культура как основа воспитания патриотизма», где в форме диалога обсуждались актуальные вопросы нравственного и патриотического воспитания детей.

В конце круглого стола один из выступающих сказал: «Надо разделять понятия Государство и Родина - это не одно и то же», к чему не остался безразличным Епископ Тарской Епархии Савватий:

«Хочется обратить внимание на то, что это действительно не одно и то же, но нельзя противопоставлять эти два понятия.

«Общенародная ответственность за Родину…. как фундаментальный принцип Российской Государственности»- сказано Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному собранию от 12.12 2012 . Опираясь на это, считаю, что развитие этой темы необходимо.

У человека есть тело, есть душа, вот также и понятие Родина - это больше душевная, а понятие Государство - это более вещественная части в понимании России, как Государства. И Родина, и Государство - едины, как тело и личность! Бывает, что тело болеет, но личность от этого не становится менее ценной и существенной. Поэтому нельзя даже разделять эти понятия. Тем более, что Государство знает - кто руководит им, тот и представляет Родину. Как человек военный, могу представить ситуацию: Государство это мы с вами, и если на поле битвы прозвучит клич «За Родину!», то не услышим ли мы вопрос: «За какую такую «Родину», кто и где её представитель?». Это может произойти в том случае, если мы с вами начнём отделять духовное от существенного.

Если говорить о Родине, то - это понятие больше семейное, где есть братья, сестры, родственники. Возникает вопрос: «С чего начинается Родина?» И совершенно логично будет услышать, что начинается она в семье, правильней будет сказать - в семье многодетной.

Человек рождается в семье, видит родителей, братьев, сестер, видит их взаимоотношения и заботу не только о своих нуждах, но и о нуждах своих ближних. Человек, сформировавшийся в многодетной семье, не в обществе чужих людей, а в обществе родных, начинает также заботиться об обществе и окружающих, как о своем. И даже более чем о своем! Потому, что другой жизненной позиции он не знает.

И если говорить о семье, нужно понимать, что семья - это не ячейка общества, а некая - колыбель общества. Более того, семья является зародышем цивилизации. И в том преимущественно семья полноценна не тогда, когда один ребенок, а тогда, когда в ней хотя бы минимум трое детей.

«Чтоб Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в торговле». И ещё «….. нормой в России всё - таки должна стать семья с тремя детьми» - говорится в Послании Президента.

Хочется отметить что, законодательно можно определить только минимум, а семья - это семь личностей, два родителя и пятеро детей. И только при таком количестве членов семьи у нас может создаться устойчивое, развитое общество.

Если рассмотреть многодетную семью, как некую модель, где пятеро детей, то увидим, что не каждый из них в последующем сможет создать такую же семью, хотя потенциал заложен в каждом из них, не каждый сможет быть таким руководителем или воспитателем. И предположим, что из пятерых детей двое окажутся слабоваты и только трое смогут оправдать надежды Государства, они то и является тем минимумом, о котором говорит Президент. Хотя надо отметить, что во времена наших праотцев потенциалом любой женщины, любого мужчины была семья из 12- 15 детей. Конечно, среди них были болезненные дети и не все доживали до взрослого возраста, или же случалась смертность в материнской утробе.

И матери становится легче как раз тогда, когда у неё пятеро детей, тогда старшие дети смогут помогать воспитывать младших. И потрудившись 10 лет, родители уже будут иметь добрых помощников в лице старших детей, и этот же самый период для детей являлся школой духовного роста. Старшие дети могут помогать уже по хозяйству и освободить мать для её самореализации в общественной жизни, в трудовой деятельности. И впрочем, даже если она не пожелает или не сможет это сделать, то и тогда она в полной мере выполнит великую задачу для общества, для Родины.

Нужно чтобы с особым вниманием в этом направлении законодательство России и общество начали рассматривать вопрос о необходимости роста количества детей. Поставить ориентиром семью из 7-ми членов, тогда у нас будет устойчивое развитие общества.

Нам нужно обратиться к социальным институтам, которые финансируются государством и которые, и по роду своей деятельности, занимаются помощью многодетным семьям, в решении их бытовых и финансовых проблем, чтобы они оказывали этим семьям всяческую поддержку.

Наши многодетные семьи зачастую сталкиваются с проблемами ювенальной юстиции. Так, если предположить, что минимальный доход на человека должен составлять 5 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи, то минимальный семейный доход у семьи из 7 человек должен составлять 35.000 рублей. На практике получается иначе: если такой доход в городе теоретически возможен, то на селе он не возможен по определению. И естественно, сразу же многодетная семья получается вне закона, и любой Ювенал стремится отобрать детей.

Поэтому нужно поставить интересы и права семьи, тем более многодетной, выше статуса детских домов. Я это говорю не принижая значение детских домов, а прошу уделять большее внимание семьям! Тогда и затраты государства будут меньше, и воспитание в семье будет лучше.

Я долгое время служил в монастыре, куда приходило много насельников из детских домов, так вот они говорят, что 9 из 10 воспитанников детских домов оказываются в тюрьме. И в какой-то мере это близко к действительности.

Всё-таки, когда ребенок воспитывается в семье, в какой бы то ни было, он более устойчив к самостоятельной жизни. А в детских домах создаются некие тепличные условия, искусственные что ли. Вот если из теплицы взять растение и вынести на природу, то естественно, такое растение испытает некий стресс, потому, что не готово к реальным погодным условиям и агрессивной среде, иной раз даже от солнечного света теряет листья. Так вот и дитя, получив свободу, бывает не готово к тому, чтобы ею распорядиться. Поэтому, конечно же, больше внимания нужно уделять семьям, тем более многодетным.

Ну и кроме того ребенок выросший в семье где пятеро детей, где есть папа и мама, он более общественный, более перспективный, более способный реализоваться в обществе. Он способен интересы своего «я» поставить ниже интересов ближних, где есть 7 «я». Для него отношение к государству, как к семье, будет вполне естественно. Так у нас было на протяжении 1000 лет, а в последние 75 лет, когда стали отрывать детей от семьи, иной раз искусственно, иной раз вынуждено , это понимание поменялось вследствие того, что поменялось отношение государства к обществу, как к семье . Это очень прискорбно. К нам, православным, общество относится как культуре, культуре иконографии или искусству архитектуры. Так вот православие вполне включает в себя рачительное, заботливое отношение к Родине.

Так в 1-ю Мировую Войну Иоанн Крондштадский провожал людей на защиту Родины с такими словами: «Истинный христианин в сердце своем и в душе своей является воином света. Поэтому благодаря этим воинам света мы еще живы и у нас есть еще силы, есть еще вода, небо, воздух», «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного...».

Т.е в православном понимании отечество земное является как бы иконой отечества небесного. И, конечно же, икона это не Бог, но, тем не менее, великая Святыня. Отсюда вытекает понятие Святости, любви к отечеству, как душевная и вещественная составляющая нашей России. И на этом-то фундаменте возрождается и укрепляется наше Государство и Отечество.

Если вспомнить о патриотизме и говорить, о нём как о любви к Родине, то понимаем, что любовь не может родиться на пустом месте. В любом обществе школой любви является семья, но существуют ещё и институт любви - монастыри. И в семье гражданской, и в семье монашеской, одни и те же ориентиры - человек не может жить для себя. Даже игумен, даже родители, хотя и имеют власть распоряжаться материальными ценностями, и управляют деятельностью своих чад, и вольны поступать в различных вопросах по своему усмотрению, но любящий и заботливый родитель всегда свои старания направит в интересах семьи.

Но только есть одна разница. Перед созданием гражданской семьи парень выбирает девушку, а девушка выбирает парня, а в монастырской семье не выбирают. Кого Господь посылает в обитель, того и учатся любить как брата или сестру.Если человек проживает вне семьи, и даже если он ходит в церковь, и сам по себе человек он хороший, тихий, добрый, добросовестный и, тем не менее, у него складывается навык какого-то своего личного пространства, и это неудобно ни для него самого, ни для общества.

Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев его или помыв. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться, только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.

Вспомните слова наших дедушек и бабушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших – вот что, что укрепляло целые семейные династии.

Пройдёт 10-20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна.

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Это не закон, не убеждения – это стремление к истинным ценностям!

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logo

Тарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат


  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru