joomplu:6380
joomplu:5094

Нельзя ждать чего-то легкого и простого: умер и попал в рай. (Памяти убиенного иеромонаха Александра)

Иеромонах АлександрНельзя ждать чего-то легкого и простого: умер и попал в рай.

"Ведь это счастье - пострадать за Христа.

Но вот он ушёл. Ушёл, сделав на земле всё, что предначертал ему Господь.

25.12.03 г. иеромонах Александр был зверски убит. Возраст равнялся 33 годам. Батюшке было нанесено 8 ножевых ранений, что совпадает с годами нахождения его в священническом сане. Убийство сопровождалось особой жестокостью и насилием. Убийство произошло вне церкви. Не смог убийца сделать своё чёрное дело там, где присутствовала благодать Божия.

После убийства отца Александра его мама Зоя Георгиевна переехала жить в Колосовку. Сегодня перед нами его земная жизнь. Мы вспоминаем её.

Вспоминает Зоя Георгиевна Тыртышная: «Родился 2 июня 1970 года в городе Черчике Ташкентской области на самом восходе солнца. Я ещё тогда подумала, что мой сын родился вместе с солнышком. Ходил в ясли, дети в группе все были большие, а он был меньше всех и всегда ходил покусанный. В 3 года он уже пел и солировал. Когда уезжали, музыкальный работник посоветовала отдать его в музыкальную школу. Я записала его потом в музыкальную школу по классу скрипки. Музыку Олег любил, но музыкальную школу не закончил, а я настаивать не стала. В школе учился хорошо, особых усилий не прилагал. После школы поехал поступать в Екатеринбург в военное училище (папа и старший брат военные). Не поступил, потому что сочинение провалил. Решил поступать в Омский государственный университет на физико-математический факультет. Полгода проучился и понял, что не его это. Служил в Новосибирске, письма писал каждый день. После службы в армии опять поступил в университет на исторический факультет. Через полгода ушёл и стал работать в Никольском храме, где был органный зал. Однажды пришёл домой и стал просить, чтобы я благословила его стать священником. Я долго плакала, как будто кусочек сердца от себя отрывала. Владыка его спросил: « Ты куришь?»

« Да». После этого разговора Олег бросил курить. Потом поступил учиться в Духовное училище. У Олега несколько раз был приступ с лёгкими, лежал в больнице. Служил при владыке в Ачаире. В 1992 году пригласил меня в храм, владыку поздравляли с днём рождения. Сижу и так мне плохо на душе, ничего понять не могу. Сказали, чтобы я посидела на дощечках. Слышу, владыка его в иеродьякона рукоположил. Тогда я поняла, что совсем от меня к Богу уходит. Я ему свой крестик отдала, а он мне свой.

В 2003 году окончил семинарию заочно. Каждый отпуск я приезжала к нему в Колосовку. Он просил, чтобы я бросила работу и переехала жить к нему. Но я не послушалась, о чём сейчас очень сожалею». Колосовка, 10.11.06г.

Этапы жизненного служения

Сейчас мы зненного служения всё больше начинаем осознавать, что только Православие даёт исчерпыва¬ющее понятие духовности и говорит о возможности рождения нового человека, поскольку исцеляет душу человеческую. А как помочь оступившимся в жизни подросткам, как «отогреть» их сломанные и больные души? И мы понимаем, что только с Божией помощью можно предотвратить зло.

В 1990 году владыка Феодосии благословил молодого священника Олега Тыртьшного на приход в колонию для несовершеннолетних.

Из воспоминаний зам. директора Сибирского казачьего юридического колледжа полковника Бориса Шумилина: « В ту пору в колонии содержалось более 800 подростков. Колония была признана подразделением системы исполнения наказаний со сложной оперативной обстановкой и занимала последнее место среди других аналогичных колоний России. В короткий срок отец Олег сумел стать настоящим духовным пастырем для несовершеннолетних правонарушителей. Закипела работа по благоустройству церкви. Батюшка служил литургии, крестил, исповедовал ребят. Организовывал конкурсы духовных песнопений, колядок. В отце Олеге меня поражало удивительное сочетание ума, воли и природного такта. Он был глубоко верующим человеком и умел искренне радоваться, когда видел, как добрые семена слова Божьего прорастали в том или ином подростке и тот менялся к лучшему, раскрываясь душой. Благодаря совместной работе с Омско-Тарской епархией наша воспитательная колония для несовершеннолетних к 1997 году была признана лучшей в России. И заслуга в том иеромонаха Александра неоспорима».

Дело, начатое отцом Александром в колонии, продолжил отец Дмитрий: «Отец Александр запомнился воспитанникам, - говорит отец Дмитрий. - Когда они узнали о том, что его убили, то это потрясло их. Дело в том, что иеромонах любил общаться с ребятами. Не терял с ними связи, когда они выходили на свободу. Двое из них даже приезжали к нему в Колосовку, помогали по хозяйству. Некоторые, поверив в Бога, бросали наркотики. Он часто говорил им, что здесь, за толстыми стенами, у них есть одно счастье - подумать о жизни и прийти к Богу. Нам в повседневной жизни порой просто некогда это сделать, а здесь есть время. Его слова дошли до многих сердец, и я буду стараться продолжить дело отца Александра так, чтобы мне не было перед ним стыдно».

Отец Александр не забывал своих воспитанников. Он был очень внимательным и на праздник Рождества Христова поздравил воспитанников колонии с праздником.

Служба в храме Святых Апостолов Филиппа и Якова в Колосовке

В Колосовке не было церкви, и владыка Феодосии отправил в райцентр отца Александра, потому что отец Александр следовал в места, где нужно было возрождать забытые храмы и возвращать людей к вере.

Вспоминая отца Александра, прихожане плачут: «Такого у нас больше не будет. Таких вообще на земле мало». За несколько лет из заброшенного здания церковь превратилась в добротный храм. Батюшка заложил сад, липовую аллею, разбил большой огород и завёл немалое хозяйство. Всё он делал сам и почти не спал. Три часа сна ему хватало.

В деревне Кутырлы под руководством отца Александра воздвигнута часовня. Очень любили отца Александра воспитанники детского дома. Дети приглашали его на дни рождения, для них он был своим.

Вспоминает Е.Волкова: «Жил отец Александр в притворе к храму. Температура выше 7 градусов не поднималась. Он почти никогда не закрывал дверь на ночь, потому что в любое время к нему могли прийти люди и позвать к умирающему или больному. Не поест, чай не попьёт, убегает к людям. Нас учил никого не презирать. Что-то необычное хотел сделать батюшка. Печь поставил на улице как в сказке. Алтарь хотел сделать из берёсты, такого нигде нет. Батюшка был безотказным и твердил, что добрыми делами гордиться нельзя. А дел на будущее он планировал много. Мечтал, к примеру, устроить пруд и завести лебедей. Не успел! Однажды кто-то сказал отцу Александру, что нужно давать отдых своему организму, а он поучительно заметил: «Все мы отдохнём там, на небесах». Смирение и кротость были отличительными чертами отца Александра. Его молитвы, действительно, были чудотворными, потому что слышал его Бог. В Колосовке его все любили: и дети, и старики, и молодёжь. Такого человека не встречала в своей жизни. Собирался съездить в Иерусалим, душа его рвалась к гробу Господнему. В ноябре у него была последняя сессия, и один священник сказал, что он слышал, как отец Александр молил Бога о мученической кончине. Жил на земле, а душа постоянно стремилась к Богу. Здесь живут всякие люди: пьющие, наркоманы, а батюшка ко всем относился одинаково. Пытался переделать людей, обратить к вере, но у них чувства благодарности не было. Старался любовью исправить людей. Однажды привезла в Омск бумаги, написанные отцом Александром, в бухгалтерии все удивились, увидев почерк батюшки. Ведь и душа у него была такая же прекрасная. На службах он ходил как по воздуху, не касаясь земли. Были в Крайчиково, и я обратила внимание на его глаза совершенно неземное выражение лица. У батюшки был очень красивый голос. Очень тактичный, никогда никого не обидит». Колосовка, 10.11.06г.

Вспоминает раб Божий Николай: « С батюшкой мы были с первого дня. Ничего не было, только икона, которую нашли где-то. В здании отопление было разморожено, службу проводили в холодном помещении. У меня он был первый батюшка. Всё было в его жизни. Трудно было, умел ко всем подойти, выслушать и дать совет. На месте он не сидел. Много мы с ним говорили о духовном, батюшка объяснял, что к бабкам ходить нельзя, а я спорил с ним. Я в то время ещё многого не знал. Но Господь сподобил мне понять, что это так. Батюшка был хороший. Служили вместе, крестили, отпевали, каждую среду служили молебны в больнице за здравие. Были такие, кто верили в силу Божию. Во всех вопросах разбирался. Сам копал ямки под яблони, вишню. Спал совсем мало. Собирались мы с ним съездить в Вятку, но так и не съездили. Летом работы было много, а в декабре его убили». Колосовка, 26.12.06г.  

Встречи тарских прихожан с иеромонахом Александром

Отца Александра знали и любили Тарские прихожане. Они с нежностью и любовью говорят о нём.

Из воспоминаний семьи отца Романа (Коздринь). «О нём можно говорить бесконечно, такой светлый человек. Бывал у нас почти каждую неделю. Дети его очень любили. Он был как Николай Чудотворец. Любил делать подарки. После ухода отца Александра мы всегда находили гостинец. Например, выхожу - на веранде лежит мороженое. Батюшка Роман поехал однажды в Колосовку и увидел у отца Александра инструменты, через неделю отец Александр привёз и положил их в алтаре. Долгое время матушка не могла купить икону Божьей Матери. Приезжает отец Александр из Москвы и привозит эту икону. Очень любил растения. Интересовался и вышивкой, и нотами. Матушка духовные песнопения привозила и на него. Батюшка Александр был связующим звеном всех священников Севера, составлял график соборования. На престольный праздник старался всех собрать. Когда его не стало, выпало звено из цепочки. Вспоминаем почти каждый день, потому что очень внимательный он был человек. К празднику всегда пришлёт открытку. Очень мало спал. Когда ночевал у нас, то свет горел в его комнате всю ночь. Молился он за всех.

В Колосовке на похоронах говорили, что он ходил как лучик по деревне, каждому было слово, совет». Г. Тара, 13.11.06г.

Вспоминает раба Божья Зоя: «В 2002 году мы ездили в Колосовку на праздник Святой Мученицы Параскевы Пятницы. По дороге ехали и читали акафист, а в Колосовке нас ждал отец Александр с прихожанами, чтобы ехать на источник в деревню Кутырлы. До деревни доехали на автобусе, до источника мы шли пешком крёстным ходом, там мы отслужили молебен, и отец Александр благословил нас искупаться в источнике. Когда шёл молебен, светило солнышко, свечки горели у каждого. Возле часовни мы фотографировались. Когда приехали обратно в Колосовку, отец Александр показывал нам, где у него будет пруд с рыбками, сад, где будут расти яблони, вишни, шутил, что в русской печке будем хлеб стряпать. Жалею, что при жизни была у него очень редко. В начале октября 2005 года я ходила крёстным ходом в Колосовку на могилу к отцу Александру и просила духовной помощи в укреплении веры. А через неделю пошли крёстным ходом к отцу Александру с сестрами Надеждой, Еленой, чтобы поклониться его могилке. Там на могилке с отцом Анатолием отслужили панихиду отцу Александру. Батюшка всегда с нами, молится о нас, мы чувствуем его помощь». Г. Тара, 21.11.06г.

Вспоминает раба Божия Галина: « Отца Александра я встретила в православной школе, у меня там учился сын Антон. Сижу я в коридоре, а рядом со мной сидит отец Александр. Я подошла к нему и рассказала о своих проблемах с мужем. Батюшка ответил: « Ты принимай его таким, какой он есть, он у тебя неплохой человек». Я задумалась, и начала на него смотреть по-другому. У меня больной ребёнок, душа ищет помощи. Отец Александр посоветовал обратиться в центр реабилитации в Большеречье к отцу Андрею». Г. Тара, 16.11.06г. Вспоминает раба Божия Галина: « С отцом Олегом я познакомилась через Нианилу (прихожанку Спасского храма). Мы переехали в новую квартиру, хотелось её сразу освятить, а протоиерей Роман был занят, и Неля попросила разрешения послать отца Олега на освящение квартиры. Он тогда был назначен священником в село Екатерининское. Отец Олег вошёл к нам в квартиру молоденький, худенький, как к родным. Начал говорить и прошла у нас скованность. После освящения нам хотелось угостить священника. Отец Олег начал нам рассказывать о постных блюдах и о том, как готовит его мама. С какой любовью он говорил о своей маме, прямо весь светился от сыновней любви. Поделился рецептом, как его мама делает майонез, сам же кушал строго постное. О своих трудностях в селе Екатерининское он старался не говорить при наших встречах, говорил о Божьей воле, и казалось, что он был счастлив. Трудно исповедоваться знакомому священнику, но я решилась на Соборовании подойти к отцу Олегу. Когда я сказала, что мне стыдно, он попросил прихожан отойти и нашёл для меня слова, после которых я исповедовалась в своих грехах. Это была первая и последняя с ним исповедь. За месяц до смерти батюшки Александра я с дочерью и внучкой ехала со встречи с монахиней Софией Ачаирского монастыря, вдруг в маршрутку садится отец Александр. По нашей просьбе он благословил нас прямо в маршрутке, как оказалось в последний раз. Я ездила к отцу Александру на похороны, на 40 дней, на год, ездила на могилу к отцу Александру». Г.Тара, 13.11.06г.

Вспоминает раба Божия Ольга: «За полгода до смерти батюшки Александра на день святой Ольги была служба в домовой церкви епархиального управления. Иеромонах Александр принимал исповедь. Перед исповедью он читал молитвы, и было такое ощущение, что отец Александр разговаривал с Богом, а он слушал его. На исповеди, когда зашёл разговор о молитве, отец Александр сказал, что, молясь, надо говорить в уши Богу. Так он образно дал понять, что Господь рядом с нами и слышит нас». Г.Омск, 25.12.06г.

Вспоминает раба Божия Надежда: « Очень скромный был, умел сделать легко замечание, для меня это было дорого. Дал понять, что мужчина выше женщины, независимо от того, какой у него грех. Дети его искренне любили. Мне радостно всегда было, когда батюшка к нам приходил, легко на душе становилось. Утром рано к нам придёт и скромно так постучит в окно. До сих пор с дедом вспоминаем, но никто к нам не стучит. Пойдём в лес, а батюшка просто любуется красотой природы, молитвы поёт и радуется каждой травинке. Умел он видеть красоту Земли, которую мы не видели. Однажды мы побывали в гостях у батюшки в Колосовке. До сих пор вспоминаем, как он нас встретил. Ощущение было такое, что мы во Франции побывали. Мы были на небесах. Если батюшка опоздал на службу, он стоял у дверей храма, и пока служба не закончится, он в алтарь не заходил. Очень часто ходил в Колосовку пешком или добирался на попутках». Г.Тара, 20.12.06г.

Из воспоминаний Нины Павловой: «Известно, что незадолго до смерти отец Александр побывал в Оптиной пустыне, где в 1993 году были убиты сатанистом три молодые монаха: иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт.

Отец Серафим (Максимов) из Саргатки в прощальной речи у могилы иеромонаха Александра вспомнил его слова о убиенных: «Какая смерть! Вот бы так умереть!» И господь услышал сокровенную глубину его сердца. Так же, как и внял он словам иеромонаха Василия, сказавшего однажды в духовной радости: « Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов». «Истина тогда ликует, когда за нее умирают»,- говорил исповедник нашего времени преподобный Севастион Карагандинский. У Господа много святых, но эти свои, и все в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, -внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей на себе все учения и лечения от маркизма до мондевлализма, похоже, сбывается притча о кровоточивой жене: « Много претерпела она от многих врачей, истощила все, что у нее было и не получила никакой пользы но пришла еще в худшее состояние» (Мк.5.26). Трое отинских братьев и иеромонах Александр - это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась ко Христу, уверовав, что исцелится, коснувшись Его ризы.

Приезжающие на могилки новомучеников в Оптину и Колосовку свидетельствуют о духовной поддержке, о укреплении их в вере. Не для того ли прославляет Господь новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа: « Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя?»

Иеромонаха Александра знали и Таврические прихожане. Отец Александр вёл переписку с одними из них.

Воспоминания

Изучая материал о батюшке Александре, я долго не могла найти ответа на вопрос: «Почему именно отец Александр должен бьш уйти в мир иной?» Ответ попыталась найти в стихотворении отца Дмитрия Гончарова.

Неотвратимая беда
Порой приходит так внезапно.
Не знаешь, мимо проходя,
Что будет здесь с тобою завтра.
Мы не над всем имеем власть,
И нам не может открываться,
Когда упасть и где упасть,
Как после этого подняться.
Никто из нас не всемогущ.
Един Господь все тайны знает,
Но сколько ныне гибнет душ,
Желавших вечность поисправить.
Нельзя загадывать, нельзя,
Где ты окажешься по смерти.
По льду некрепкому скользя,
Вы так рискуете, поверьте.
Но есть у Господа плоды,
Что Он испытывает часто.
С терпеньем вынес груз беды,
Не возроптал - Христу причастник.
Страдалец-иеромонах,
В епитрахили смерть принявший,
Ты победил любовью страх,
Блаженства вечного желавший.
Стал убиенным в тридцать три,
Господь призвал в Свои селенья.
У самой храмовой двери
Ты получил удар смертельный.
Кончина мучеников - свет
Среди безбожия и мрака.<
Сердца, в которых Бога нет,
Полны ещё земного страха.
Но Божий промысел есть благ -
Спасенье лишь через страданье.
Погибший иеромонах,
Моли о нашем покаянье.

Народное почитание

Отец Александр успел сделать очень много, а сколько ещё добрых дел мог бы совершить, но принял мученическую смерть в 33 года. Вся его жизнь - пример для подражания. Отец Александр, служа в Колосовке, в Омске, в Морозовке, в Большеречье и Крутой Горке - везде умел расположить к себе сочувствующих и духовно-живых сердцами людей. Большое видится на расстоянии, и сегодня становится совершенно ясно, что отец Александр- явление на омской земле.

Приезжающие на могилку к отцу Александру паломники свидетельствуют о духовной помощи. Растут на могилке цветы, посаженные его матерью Зоей Георгиевной: «Он любил цветы, - вспоминает она, - и животных тоже очень любил». Они его до сих пор слушаются. Вспоминает она, как однажды отбилась от стада их молодая телочка и резво понеслась прочь от стада. Некому было догнать ее, вот-вот скроется она из виду. И тут вспомнили об отце Александре и стали молиться к нему с просьбой помочь. В тот же момент беглянка развернулась и так же резво помчалась обратно. Случаев таких множество, один удивительнее другого.

Удивительно и то, что родной отец в период служения отца Александра легко и непринужденно стал называть его «батюшкой». Это получалось как-то само собой, без усилий, так как казался он мудрее своих лет, подтверждая этим особый отсчет времени, присущий священникам и иеромонахам. По словам святых отцов у них год идет за семь, то есть за год приобретается семилетний жизненный опыт. Это плод постоянного пребывания в молитве, общении с Богом. Иногда Господь по милости своей предсказывает своим избранникам ожидающий их конец. Скорее всего знал о своей предстоящей гибели и отец Александр. Его мать до сих пор помнит его глаза за несколько дней до трагического конца. Подолгу задерживал он свой взгляд на матери, как бы прощаясь с нею. Но разве мог он опечалить ее такой вестью?!

Не каждому Господь доверяет нести крест мученика, но так уж устроено свыше, что несущий его больше всего на свете боится лишиться этого...

Нам, живущим ныне, его братьям, товарищам, необходимо сделать так, чтобы благодарная память об отце Александре сохранилась навеки.

"МЫ НА ЗЕМЛЮ ПРИШЛИ ЗА ХРИСТА УМИРАТЬ"

Мало земли - в небеси!
Сколько святых на Руси
Было, и будет, и есть...
В поле колосьев не счесть...
Н.Карташева

Во дни зимнего и весеннего календаря мы (наряду с прославленными Церковью святыми) вновь вспоминаем имена новомучеников нашего времени, исповедников Христовых, к которым в полной мере могут быть отнесены слова Ефрема Сирина: "...они с мужественным духом потрудились умилостивить Бога, дав кровь свою в очищение всех нас".

Враг рода человеческого в неистовой злобе ополчается на мужественных ратников Христовой битвы, но злоба его бессильна, ибо смерть мучеников есть "разрушение смерти, доказательство Воскресения" (И.Златоуст), она есть свидетельство торжества Истины."Да будет вера - меч, да будет правда - щит", - писала поэтесса Нина Карташева.

Священник Дионисий, вместе с которым о. Александр учился в Москве и ездил сдавать экзамены, сказал о мученике: "Он был монахом, в этом - вся его жизнь".

Когда иеромонах Александр посмотрел однажды известный фильм "Миротворцы" о войне в Чечне, об убиенных мучениках о. Анатолии Чистоусове и воине Евгении Родионове, он незадолго до своей кончины написал: "Господи, как это страшно! Убийства, мучения и предательство. Первая мысль, пронзившая меня во время фильма: а как бы я повел себя на их месте? Мучительный и страшный вопрос, который задаешь себе всегда. Настоящее, истинное покаяние - это плод, рожденный в муках. Нельзя ждать чего-то легкого и простого: умер и попал в рай. Муки могут быть нравственными и физическими, но только в муках очищается сердце, рождается новое, нетленное, "вечное" - на пороге мученической смерти".

Авторы-составители
ученица 10А класса МОУ «Тарская СОШ №2» Спешилова Татьяна.
Руководители работы: Спешилова Н.И., Ананьева В.П.

The Russian Inok (USA)
№61 (224) Декабрь, 2007

Иеромонах Александр Иеромонах АлександрМитрополит Феодосий на могиле иеромонаха Александра

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии