joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь епископа Савватия о свободе праведника во Христе

ВладыкаВ День крестителя Господня Иоанна, который празднуется в России по решению Священного Синода как день трезвости, епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в своей проповеди говорил о судьбе праведника Иоанна Крестителя, обличителя Иродиады. Небесные радости его души раскрываются в перспективе Божественной мудрости, а не мудрости человеческой...

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Господь сказал, что нет большего рожденного между женами, чем Святой пророк Предтеча и креститель Иоанн. Действительно, он был исполнен всех видов святости: он и пророк, и мученик, и начальник монашеского жительства уединенного, и праведник, и учитель церкви. И вот мы с вами пребываем в таком недоумении, человеческому мышлению непонятному. Мы ожидаем благополучия от добрых наших дел, от исполнения заповедей Божиих. Мы думаем, что если сотворим плохо - будет нам наказание, если сотворим хорошо - будет нам награда, и ожидаем благословений Божиих и в этом веке, и в следующей жизни. И правильно делаем. Только мы как дети желаем радостей временных и вещественных, а Господь дает нам радости иные, которых мы с вами не ждали.

Иродиада искала радостей века сего и дочь ее плясавшая, и сам Ирод, - все они искали власти и удовольствий. И что в конце концов они получили ? Что они имели? Они имели одурманивание, они имели помрачение, они возымели безумие. Опъяненные умы и сердца разгорелись желанием наградить плясавшую. И вот Ирод говорит: «Проси у меня чего хочешь, даже до полцарства». И в общем- то дочь поступает благоразумно, она обращается к матери своей. Но беда матери в ее безумии. Была бы мать свободная о Господе, владела бы она собой, она попросила бы чего- нибудь доброго для себя. Но безумная, не владеющая собой мать, в погоне за удовольствием и властью, богатством и роскошью - ради чего она оставила своего прежнего супруга брата Ирода и вышла за Ирода царя, она совершает безумный поступок. Она просит убийства, убийства праведника. Она просит главу Иоанна Предтечи здесь же - на блюде. И запечалился царь. Царь не поставляется из людей безумных, даже если он язычник. Господь поставляет начальствующих людей разумных, и он понимал умом, что это безумие. Ирод почитал Иоанна Предтечу, он слушал его советов, хотя был и не согласен с его мировосприятием. И тем не менее царь исполнил это безумное прошение, потому что был пьян, потому что был пленен. Свойства алкоголя в том-то и состоит, что в первую очередь у человека затмевается совесть, человек перестает советоваться с Волей Божией и начинает руководствоваться разумом человеческим. Начинает руководствоваться действием желаний своих. И вот в безумии своем он послушался голоса жены и повелел секулятору усечь главу его, - и свершилось. И, конечно же, беда в том, что всякий опьяняющий себя хочет получить радость, а получает не радость, а удовлетворение страстей.

И вот мы с вами должны подумать, как же так - мы хотим возвыситься, мы хотим подняться из глубины падения и прилагаем к этому усилия. Мы ожидаем, что нам будет радостней, приятней, что мы получим какое-то благо. А вот Иоанн Предтеча закончил жизнь такою бесславною смертью. Предание повествует, что главу его Иродиада спрятала в скверном месте, скрыв в нечистотах. И как же нам к этому относиться? Получается, что и я буду стараться, стремиться к Богу, который есть любовь, а получу некое несчастное житие, а потом и несчастную смерть? Да, конечно, мы верим, что есть вечная жизнь, вечное блаженство. Но неужели Господь к нам благ только тогда, когда мы умрем? А в этом веке благость Божия не властна над временным жительством? Здесь вопрос духовный, здесь нельзя рассуждать обычаем человеческим. Здесь обратная перспектива мировосприятия, как в иконописи. Насколько небо отстоит от земли, настолько мудрость Божия отстоит от мудрости человеческой. У мирского миропонимания подход другой, правила другие, радости другие, приложение сил иное. И поэтому мы должны вновь и вновь читать евангелие, чтобы настроиться и побыть в этих смыслах вечных.

Такая же обратная перспектива в мудрости Божественной в отличие от мудрования человеческого. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть люди, которые жалеют подвижников и предлагают уменьшить, ослабить их подвиги: «Хороший же человек, почему ему приходится терпеть такие трудности?». На это великий муж отвечает: «Как несправедливо отъять хлеб у младенцев, так несправедливо отъять у подвижников возможность подвига». Душа Божия, душа, отвергшая радости века сего, ищет божественного, иного смысла, иной радости. Тот, кто довольствуется радостями временной жизни, теряет радости вечные. Если подвижник ищет, как бы освободится от радостей века сего, ищет подвига, ищет страдания, то и радости его совсем иные. Когда апостол Андрей Первозванный был взят в темницу, хотел народ освободить его. Но апостол сказал: «Не знаете вы, какого вы духа. Не только не освобождайте меня от страданий, но и сами готовьтесь принести себя в жертву живую». Богу нужны не наши проповеди, не наши песни, ни наши храмы, ни наши богоугодные дела. Богу важно, чтобы мы возымели любовь такую, которая выше храмов, которая слаще песни, которая непобедимее всего оружия воинов века сего. И таков был всякий христианин, крестившийся в первые триста лет христианства. Эти люди помнили, что Христос был распят, и готовились к мучениям и страданию. Они продавали все имение свое и полагали к ногам апостолов. Они были совершенны с момента Крещения. И это был дух святого пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, который они восприняли. Это радость блаженная, когда человек имеет такую ценность, за которую он готов умереть. И когда он не пострадал, то сожалеет об этом, как об утрате. Помните историю женщины, которая сидела в храме и плакала, монах подходит и спрашивает: «Что ты плачешь?» И она говорит: «Оставил меня Господь. Вот уже два года ни я не болею, ни ближние, ни скот мой. Все у меня хорошо и благополучно. Оставил меня Господь». А мы бы сказали: «Благословен я пред Богом». Вот как жили они, как живем мы.

К жертвенной любви нас побуждает Господь. К тому, чтобы радоваться с радующимися и плакать с плачущими. И вот наше с вами дело, чтобы каждому, пребывая в своем звании, принять крест и идти за Христом. Как говорил Иоанн Лествичник, принимай поругание, если тебя поносят. Приноси себя в жертву поруганиям, напастям, болезням, которые приходят на тебя свыше. Они освобождают тебя от связей с миром, они очищают тебя от пленения страстьми, от похоти века сего, которые как медная стена разлучают нас от благости Божией. Поэтому, если начало спасения – это самоукорение, то верх спасения – это смерть за Христа или за брата. Как монахиня Кузьмина-Караваева, когда одну из ее соседок в концлагере приговорили к смерти, она перешила номер на рукаве, и ее направили в крематорий. А перед этим она служила всем и вся. Сама старалась послужить, пострадать и не искала покоя. Вот эту перспективу нам важно понять, вот здесь свет, вот здесь блаженство уже в этой жизни, вот здесь небо. И если мы не имеем сего, то это не беда, если мы каемся в этом. Но если не имеем и покаяния, то спасаемся третьим образом: принимая благодушно наказание за неисполнение нами заповедей Божиих, за отсутствие горения.

Итак, кто может, воодушевимся подвигом высшего из людей, подвигом крестителя Господня Иоанна и пойдем вслед его стопами. Признаем, что это я виноват в своих скорбях и направим на себя острие своих укоризн. Да утвердимся за молитвы святого пророка, Предтечи и крестителя Господня Иоанна и его молитвами да сотворим дела спасительные покаяния, и увидят люди добрые наши дела и прославят Отца нашего небесного, которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии