joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095
Расписание паломнических поездок

Актуальная аналитика

Новости епархии

Проповедь Владыки Савватия на праздновании иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

 Икона Божией Матери «Спорительница Хлебов»Сегодня день Малой Пасхи в седьмичном круге недели, и как существует Пасха в годовом круге, то и в течение седмицы есть время воспоминания о Воскресении Христовом.

«Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — Суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему БЛАГОСЛОВИЛ ГОСПОДЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО» (Исх.20:8-11).

И блаженные мы, что Господь нас с вами просветил, что сердца наши и стопы наши привели нас в Храм Божий, чтобы посвятить день сей Богу. В день сегодняшний мы с вами слышали Евангелие, которое живит душу человеческую, которое питает нас вечностью, которое повивает нас пеленами желаний Божественных, которое возводит нас от земного к небесному, от тленного к вечному.

Но, что мы с вами слышим, мы слышим о том, что Апостолы шли ловить рыбу, потому что были голодны. А Господь, когда явился, опять-таки не некие дары Божественные дал ученикам Своим, но рыбы, которая уже была испечена. Кроме того, что Он им заповедует? Опять-таки, предлагает дело вполне вещественное – позаботиться о том, чтобы бросить сеть в море. И как прежде, три года назад, когда они только познали Его, не ослушались своего учителя, так и сейчас, хотя всю ночь трудились, и ничего не имели но по слову Его забросили сеть в море:

Сейчас они не знакомились с Господом, но находились с ним уже три с половиной года, проповедуя. Вместе с Ним, будучи в страхе, в гонениях, в искушениях. Претерпели страх быть наказанными или же казнёнными от иудейских вершителей, претерпели боязнь и переживание о потере Учителя.

А ныне Он уже воскрес, и явился, и опять пред ними, но только неким иным образом- так, что Апостол Пётр смотрел и не видел. А Апостол Иоанн Богослов отличался от всех Апостолов тем, что Он не только какую-то особую любовь имел, но к этой любви прибавил чистоту и целомудрие, и от того-то, сказано, что «…Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Ев Мф гл5: 8)

И от того-то, среди всех Апостолов один только Апостол Иоанн Богослов узнал Своего Учителя Иисуса Христа, и сказал Апостолу Петру: «Господь есть». Апостол Пётр же имевший ревность, даже не дожидаясь, когда ладья приплывёт к берегу, бросился в воды морские, чтобы быстрее плыть. Потому что жаждало сердце его быть ко Господу ближе. Вот Господь повелевает бросить сети, и они, хотя ночь трудились, не поймав ничего, но на этот раз в этих же сетях, в этом же месте имели улов не виданный больших рыб с малыми – сто и пятьдесят и три.

Казалось бы всё вещественное, всё плотское. Так для чего же читается нам Евангелие в день сегодняшний и о чём говорится? О том ли, что начал Господь заботиться о вещественном или же о плоти человеческой? Это Евангелие читается не тем, кого нет рядом с нами, читается ни тем, кого мы не видим рядом, когда идет Богослужение, но оно читается тем, кто находится на службе Божией, в церкви – то есть уже верующим.

А что мешает нашей с вами молитве? Не плоть ли и кровь, не попечение ли века сего – то ноги заболят, то спина, у кого-то может голова. А у кого-то из нас за прошедшую седмицу было столько забот, столько переживаний, что когда мы с вами сюда приходим, они как бы и нагоняют, и настигают, и накрывают нас. И уже не можем и света Божьего увидеть, и молитва как бы ни пробивается сквозь множество суетных попечений: как бы прокормить и одеть себя и ближнего.

И не так уж нам с вами тяжело, раньше потяжелей было. Беда только в том, что нам сейчас надо всего, да побольше. Смотришь старые фильмы или же читаешь рассказы - зерна хватило до весны, оставалось на посев, и до следующего урожая вот и всё! Крестьянин был доволен! И Славил за всё Бога. Благодарил Бога за то, что Он дал прожить ему ещё один год. В пищу, похлебка была из размолотого пшеничного зерна или ячменя, или ржи, у кого, что народилось. И чтобы хлеб испечь, опять-таки нужно много было трудов положить на то. И одежду сами шили, но прежде растили для неё коноплю на своём огороде. Кто не знает, у бабушек спросите, они вам расскажут, как это делается. А из семечек делали масло вкусное и питательное, и полезное. Сейчас мы от одного этого слова содрогаемся, а тогда это растение росло повсеместно, было абсолютно безвредным, и его дурных свойств никто не употреблял.

Никто не искал развлечений или услаждений. Искали пользы, в труде находили радость. Блаженство находили в воспитании детей. Хотя соблазнов различных хватало, но не было духа потребительства.

Вот так и жил человек. И как только слышал удар в колокол, сразу бросал все и шёл в Церковь Божию. Так было и во времена богоборчества.

В Вятке Усть-Ишимского района, когда и там уже начались гонения на веру православную, бабушки рассказывали, что если ударили в колокол, то не было такого, чтобы кто-то сказал: «вот я сейчас допашу, ... вот я сейчас доделаю, а потом уже пойду в Церковь». А тут же оставляли орудие труда, коня ставили, где то в положенное место и шли в Церковь Божью. Никто не говорил, что ему некогда! Потому, что знали, даже если урожай вырастишь, то нет никакой надежды на то, что он останется в твоём доме и, что ты и детки твои, и матерь твоя будут пользоваться этим урожаем. Одна только на Бога и была надежда, и от того-то они молились, забывая о телесном.

Мы же с вами имеем множество попечений не потому, что нам стало больше потребно, а потому, что аппетиты у нас выросли больше. И заботится общество только об увеличении потребительской корзины. От того-то, приучены мы всю жизнь об этой корзине печься, или же тянуть баржу семейного благополучия, и воздыхать и скорбеть.

Так вот и в Церковь приходим, а помыслы: что есть или что пить или, во что нам одеться, мешают нашему духовному деланию. И чтобы мы познали, что Бог печётся о нас, для этого-то и посвящается нам сегодняшнее Евангелие, в котором говориться о пище телесной. Чтоб мы на самом деле на время молитвы оставили на волю божью и хлопоты о земных делах, кто уж лучше позаботиться о них, если не Господь. А когда мы начнём заниматься трудами житейскими, в тот момент, когда хочется быть в Храме, начинаем роптать и говорить: лучше бы я в Церковь пошел. Так что когда нужно делать одно, нами овладевает другое, когда нужно делать другое, враг не даёт помыслами и попечениями житейскими, увлекает в первое. «..Шесть дней работай…», для того-то нам они и даны, а седьмой день посвятите Богу нашему. Бог лучше позаботится обо всём, потому, что он всесилен и потому, что он истинно любит, и не балует, а на пользу всё устраивает. И от того-то, нам нужно оставлять все попечения века сего на волю Божию, когда нас мучают смущения.

Когда в блокадном Ленинграде был голод, а кто хоть когда-нибудь голодал, то знает, что значит быть голодным, так что даже молитва на ум не идёт, так вот в то время одного мальчика с мамой, когда они превозмогали голод, осенило. Он просветился лицом и говорит: «Мама, а ведь Бог без пищи может сделать нас сытыми». Понимаете, как Господь просвещает дитя.

Так и нам нужно оставить все попечения, и то, что могли бы сделать за день сегодняшний, седьмой: для чрева, для плоти, или для мира, а то и еще хуже, для дьявола. Уж лучше оставим! И оставив, будем иметь от этого радость и услаждение, Бог вознесет сердце наше, напитает плоть нашу, и в молитве мы с вами будем иметь единение и плод духовный. Вот каким образом Господь печется о нас, в жизни сей и в Царствии Небесном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Ев.Мф. 6:33)

По молитвам, заботятся Господь и Матерь Божия о нас: и о здравии, и об удаче, и об успехе в делах.

Сегодня мы празднуем день Иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов».

Так и в 1540 году Царица Небесная одарила своей иконой «Хлебенная» насельника Соловецкого монастыря, бывшего боярина Фёдора Колычева, тем, что явила ему свой образ, за его терпение и старание в тяжёлом послушании, выпекании хлебов. И тогда поставил послушник этот образ рядом с печью, и все испечённые хлебы полагал перед тем образом Богородицы на благословление. Получалось, что когда приходили забирать хлеб, то забирали, как бы прямо из рук Пречистой. Икону стали называть «Хлебенная». (В последующем послушник Фёдор Колычев стал монахом Филиппом, позже Игуменом Филиппом Соловецкого монастыря, перед своей святой, мученической кончиной был призван Иоанном Грозным на Всероссийскую Митрополию).

Так в народе говорят: кто в доме эту Икону имеет, тот не будет иметь недостатка в хлебе.

Ну, конечно же, это не значит, что нужно быть в праздности, но нужно пребывать в заповедях Божьих, в труде, в молитве, и Матерь Божья благословляет таковой дом. Заботится она о нас грешных не для того чтоб мы больше брашна имели, а чтобы мы оставили заботу о хлебе насущном и искали хлеб Небесный, во время молитвенных занятий.

Ради сего повелевается и позволяется нам молитвой «Отче наш…» возносить к Богу прошение: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь…», ни на завтра, ни на послезавтра, а «днесь». А будет второй день и на второй день «..даждь нам.., Господи!» .

Так некий ученик со старцем шли по берегу моря, а в море вода солёная, запасов у них уже не было, и изнемогал от жажды ученик. Сжалившись, старец помолился и велел ученику зачерпнуть в море воды. Вкусил ученик воды, она была пресной и вкусной. Тогда ученик решил набрать воды прозапас, а старец спрашивает: «Чадо, зачем ты это делаешь?», ученик отвечает: «Чтобы нам иметь воду». Тот учитель говорит: «А что в другом месте не будет этого же самого моря и разве на другом месте не будет Бога?»

Да утвердимся в том, что кто имеет веру в Господа, молодые ли это люди, или пожилые, тот не бывает посрамлён. А вся наша забота должна быть только о том, чтобы сохранить веру, веру живую, действенную. И совсем не обязательно, что бы она была, как бы, само собою «верующейся». Но обязательно такую веру, которая побуждает превозмогать, и держаться за поучения святых отцов и за их молитвы, которыми да сохранит нас Господь во Христе Иисусе, Господе нашем, которому Слава и Держава, во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Тарской Епархии

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru