joomplu:6380
joomplu:5094

Круглый стол «Град Тарский и локальная цивилизация России».

Круглый стол В рамках программы проводимого Тарской Епархией I Фестиваля «Древнерусской культуры «От покаяния к воскресению» состоялся круглый стол на тему: «Роль г.Тары в истории Сибири». Участники поделились знаниями об истории создания Тары, о возрождении Казачества, об особенностях развития культурно-исторического типа русской цивилизации в Сибири и в граде Тара в частности.

России нужна национальная идея, но в современном обществе все национальное, недугуя эгоизмом, волей-неволей склоняется или к национализму, или к расизму. Слово «русский» - прилагательное, соответственно тот, кто живет на Руси - русский казах, русский немец, русский русский.  "...Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" (Вл. Соловьев). Если мы возьмемся возрождать империю, то нам представится что-то вроде Америки. Империя – слово для нас уже утратило прежний смысл. Наиболее близкое сегодня для нас - Русская цивилизация - еще  незапятнанное понятие, отражающее  культурно-исторический тип, или вектор развития общества.

Мы слышим от президента России о цивилизационном коде, о том, что мы должны быть цивилизованными. Но к какой цивилизации мы принадлежим, или должны принадлежать?  Нам тяжело познать дух цивилизации, но прикоснувшись к плодам древнерусской культуры, пению, живописи, архитектуре, основам русской духовности, мы можем судить о том, кто их даровал.

Круглый стол Тара - старейший город Среднего Прииртышья, заложенный Князем Андреем Елецким в1594 году. Отряд, насчитывающий 1,5 тысячи человек, возвел деревянный город-крепость. Тара строилась как город, обладающий обширными землями и большими полномочиями. В 1621 году Тара была причислена к "хлебным городам". Служилые люди из Тары первыми в Сибири разведали несколько соленых озер, она являлась пионером в снабжении населения Западной Сибири солью. Город рос и быстро развивался. В XVII веке Тара трижды выгорала практически полностью и снова возрождалась. В 1659 году Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китае. Именно тогда в Россию были привезены первые десять пудов чая.

Из Тары вышли известные всей Сибири купцы и промышленники. Это знаменитые династии НерпиныхНемчиновых, Айтыкиных, Щербаковых, Пятковых.

В Таре было основано "Общество сельского хозяйства", призванное повышать культуру земледелия.

За короткое время здесь было построено 6 храмов, совершенно преобразивших облик города: Никольский собор (построен в 1600г.), Успенский собор (первый по времени основания каменный храм в Таре), Спасская церковь (основана в 1624г.), Параскевиевская церковь (основана в 1624г. и в 1793г. - уже на другом месте), Казанская церковь (к ней принадлежала старинная Георгиевская церковь), Кладбищенская Тихвинская церковь (была заложена 2 июля 1784г.).  

В тридцатые годы эпохи воинствующего атеизма снесли 5 храмов,
всю архитектуру и красу города, исчезли названия улиц, которым по 200 и более лет. Как и вся Россия Тара претерпела выкорчевывание исторического наследия, национальной культуры. 

Казаки впервые водворились в  Сибирь в1587 г. И за весь этот весьма длинный период существования Сибири и, конечно же, в жизни Тары,  бесспорно, играло первенствующую роль. История признала за казаками честь завоевания Сибири. Казаки в Сибири остро ощущали себя носителями Русской государственности, укрепления устоев Православия, наведения законности и порядка. С их приходом, как правило, прекращались межплеменные войны, кровопролитные набеги южных кочевников, захват в рабство и т. д. Сибирские казаки были первыми проводниками русской гражданственности и культуры.

Под прикрытием казаков распространилась в Сибири промышленная и земледельческая колонизация. За казаком-воином, а иной раз впереди, шел в Сибирь крестьянин-земледелец, а за линией крепостей, редутов и форпостов образовывались города и села с промышленным и торговым населением.

Круглый стол Не смотря на пережитый, беспощадный массовый террор по отношению к казакам по Указу «о расказачествовании», подписанному Яковом Свердловым в 1919 году, не сломались казаки, сохранили в себе дух предков, и к 1990 году снова началось возрождение Казачества.

Возрождаемые церкви, казачьи общины в Таре поднимаются вместе с возрождаемой древней культурой города. Их история тесно переплетается.

Ощущение дыхания минувших времен открывает нам границы народной жизни из глубокого прошлого, заставляет нас не оставаться равнодушными и призывает собирать разлитые в народе по каплям красоту и гармонию.

С каким трепетом о своем городе, о своих предках казаках рассказывали участники, пытаясь донести до всех присутствующих весомость и силу всего утраченного временем.

«…за всем этим есть нечто особенное, свое, нечто отличительное, невидимое, что все эти годы позволяло поднимать Тару, и не раз, из пепла …, помогало выживать в тяжелые годы тарчанам, казакам…, то что не сломало их на протяжении многих веков. И сейчас в эпоху возрождения древней культуры, традиций…исконно русского, как тело, душа и дух неотделимы, так и наша с вами задача - позаботиться о возрождении трудолюбия, культуры, как материализации традиционных ценностей и духа отеческой веры! Начать хотя бы ориентироваться в этом.

 Русская культура в Сибири развивалась в особых условиях. В семнадцатом веке древнерусская культура достигла своего расцвета и на сибирскую землю, сеялись лучшие зрелые семена древнерусской цивилизации. Как славянский алфавит создавался специально для перевода Библии, так и в Сибири сознательно и целеустремленно, хотя и слабыми силами, создавалось общество по образу Святой Руси.  Плоды не заставили себя долго ждать. Вы где-нибудь слышали, чтобы банкир строя банк, половину его спроектировал под детский дом? А в Таре такой банк был построен. Самый богатый человек Сибири, о благотворительности заботился не меньше чем о сохранении капитала. В малой Таре было построено шесть двухэтажных и многопрестольных церквей. Первыми школами в Сибири были первые тридцать монастырей. Сибирские крестьяне, в гораздо более сложных условиях,  выращивали столько хлеба, что помещики европейской части России просили правительство защитить их от сибирского хлеба. На Урале была устроена таможня. К суровому климату добавился повышенный налог. Но сибиряк все равно хлеб сеял, а тарские моряки возили грузы по морям и рекам за рубеж и по России, пока не построили железную дорогу. Дух Тарского казака, крестьянина, моряка, монаха или купца  ... мы должны пробудить в себе!» - подчеркнул в своем заключительном слове Владыка Савватий.   

Пресс-служба Тарской Епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12