joomplu:6380
joomplu:5094

Патриотизм как национальная идея

Епископ СавватийВ феврале в Таре прошел фестиваль древнерусской культуры и международная православная выставка. Идейным и духовным вдохновителем проводившегося на севере области русского национального форума был епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. Именно он предложил не только провести выставку, но и показать старинные русские традиции иконописи, архитектуры, музыки, книгопечатания и даже здорового образа жизни. О том, что организаторы фестиваля хотели донести до жителей Тары и тех, кто на нем побывал, газете «Четверг» рассказал владыка Савватий.

- Такие выставки должны быть не только в больших городах. На селе живут такие же люди. И, возможно, они больше нуждаются в подобных мероприятиях. Для Омска это событие не очень удивительное. А для Тары – большое дело.

- Но Вы решили не ограничиваться выставкой и провели целый фестиваль древнерусской культуры. Какой смысл вы закладываете, проводя такой широкий комплекс мероприятий?

- Мы часто слышим о том, что нужно быть цивилизованным. Но не говорим, что такое цивилизация. И какой цивилизацией мы должны быть – романо-германской, восточной или русской? Это ведь принципиально важно. Президент Путин говорил о том, что в каждом из нас есть цивилизационный код. И если мы его не поддерживаем, то ничего у нас не получается.

Чтобы было понятнее, приведу пример из сферы управления. Когда пытаются применять в нашей русской среде наиболее прогрессивные корпоративные культуры, умом человек их понимает, а на сердце они не ложатся. А есть другая методика, которая уже лет десять успешно действует и на малых и на крупных предприятиях. Даже в такой корпорации, как «Росатом». Эта культура управления называется менеджмент по Суворову.

Казалось бы, что общего между атомной промышленностью и Суворовым? Дело в том, что есть общие законы. Ведь управляют не атомами и электронами, а людьми. Какая бы ни была сфера деятельности, необходимо учитывать особенности характера человека, его менталитет. Тогда семя ложится на благодатную почву и дает плоды. Нельзя относиться к человеку как к роботу.

Например, в сельском хозяйстве не все равно, в какую почву посеять семя. А вот исследовать почву человеческого сердца не каждый считает нужным. Все сводится к следующему: хорошо поработаешь – зарплату получишь, плохо – не дадим тебе копейку. А ведь у Суворова был дар воодушевления, чтобы у человека появилось стремление не просто пойти и что-то сделать, а умереть за Родину.

Суворов опирался прежде всего на православную веру. Молись Богу, от Него победа; без молитвы меча не обнажай; безверное войско учить все равно что перегорелое железо точить – это все его слова.

К тому же в войсках у Суворова была традиция наставничества. Она есть и в монашестве, и, заметьте, в советские времена очень активно использовалась на производстве.

- А вы не находите, что советская власть во многом была построена на православных принципах?

- При Советском Союзе демонстрации заменили крестные ходы, посещение Мавзолея – поклонение святым мощам. Была взята за основу сама идея: жить не для себя, а во имя общего блага. Я с 1999 года пребываю на служении в Церкви и наблюдаю главный принцип коммунизма – от каждого по способностям. Обратите внимание: только в православных и близких к ним странах прижилась идея коммунизма. Для западных государств это оказалось неприемлемо.

У них совсем другой менталитет. Не потому что у нас лучше цивилизация. Просто у нас совсем другая почва. Нужно только вникнуть. Не мерить общим аршином. Где-то применить смекалку, пробудить творческие силы.

Поэтому когда мы говорим о цивилизации, то должны определиться, к какой из них мы хотим относиться. И к какой принадлежим сейчас. Китайцы, сколько бы их ни приезжало в нашу страну, никогда не станут русскими.

- Вам не кажется, что и мы далеки от древнерусской культуры, как те же китайцы?

- Расцвет древнерусской цивилизации приходится на 15-16 века. Конечно, сейчас мы страшно далеки от этого. Невозможно человеку мгновенно стать представителем той или иной цивилизации. Даже понять ее так быстро нельзя. Но можно прикоснуться к ней. Послушать песни, увидеть иконы, поучаствовать в молодецких играх, которые заменяли на Руси олимпиады. Это не значит, что мы должны все копировать. Но познакомившись с родной культурой, зарядившись ее духом, мы можем продолжать движение в этих направлениях.

- Но современный человек сегодня живет в мозаичной культуре. Эпоху, в которой мы живем, называют постмодернизмом. Также есть такое понятие, как «человек мира»...

- Мозаичность – это отсутствие культуры. Мы сейчас наблюдаем абсолютный хаос, броуновское движение. А хаос никогда не способствовал движению вперед. И этот хаос не случайный, а навязываемый. Появление «Битлз», хиппи неслучайно. Мозаичная культура – это способ уничтожения национальных культур для стирания границ ради достижения интересов в области рынка и инвестиций.

Когда бюджет корпораций сопоставим с бюджетом целой страны, они начинают конкурировать с государством. У них самих жесткая иерархия. А нам они насаждают мозаичную власть – муниципальную, региональную, федеральную. Это способ устранения власти и ослабления страны в целом.

- Уж извините за пафос, но не пытались ли вы на этом фестивале донести русскую национальную идею?

- В нашей Конституции сказано, что мы не имеем права иметь идеологию. Соответственно, не может быть речи о какой-то национальной идее. Но времена, когда принималась Конституция, закончились. Недавно президент, обращаясь к Федеральному собранию, сказал, что наша идеология, национальная идея – это патриотизм.

- Владыка, вы приступили к организации новой епархии – Тарской и Тюкалинской. Расскажите, с какими трудностями сталкиваетесь. Ведь любое дело с чистого листа начинать непросто.

- Вся структура создается с нуля. Необходимо при епархии создавать отделы образования, социальной помощи. Нужно наладить работу с молодежью. Протянуть руку молодым в удобной и понятной для них форме. Работаем над созданием епархиального склада для хранения книг, икон. Сегодня в епархии есть потребность в кадрах. В каждом благочинии у батюшки должны быть помощники. А все эти должности должны быть оплачиваемыми. Но мир не без добрых людей. Для тех, кто умеет ждать, все приходит вовремя.

- В Таре находится первое из известных каменных зданий Омской области – Спасский собор, построенный еще в 1776 году. В каком он состоянии сейчас?

- Храм находится в сложном состоянии. Повсюду трещины, бывают даже в палец толщиной. Благодаря крепким стенам, толщина которых в некоторых местах достигает полутора метров, он не разрушается. Мы покрасили фасад, отмыли внутреннюю часть храма. Пытались укрепить фундамент, залив жидкое стекло. Трудно судить, дало ли это пользу. Теперь нужно привлекать ученых, чтобы исследовать процессы, происходящие со зданием. К сожалению, таких специалистов в Таре нет.

- Государство помогает?

- Храм является памятником федерального значения. На этот год по церковной линии обещали выделить средства. Мы все документы подготовили. Выделяются деньги из федерального бюджета. А в старину храм строился и поддерживался силами прихожан. Когда в Таре проживали две или три тысячи человек, здесь было построено около десяти церквей. Сегодня в городе насчитывается более 26 тысяч человек, и один храм отреставрировать не можем.

Пресс-служба Омской епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12