joomplu:6380
joomplu:5094

В Таре пройдёт практический семинар "КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ"

20170124В рамках фестиваля Культуры святой Руси (г. Тара) пройдёт практический семинар на тему «РУСЬ - НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ». Согласно утверждениям некоторых музыковедов и критиков, в частности греков, византийская церковная музыка претерпела сильное влияние древнегреческой музыкальной культуры. Советские музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, сирийской и армянской песенности и предполагали влияние позднеантичной греческой музыки.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
НА ТЕМУ «РУСЬ - НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ»
В РАМКАХ V ФЕСТИВАЛЯ КУЛЬТУРЫ СВЯТОЙ РУСИ (ГОРОД ТАРА)

Организаторами фестиваля являются Тарская епархия совместно с Администрацией Тарского муниципального района

13 февраля (понедельник)

  • 9:00 - 10:00 - Встреча гостей участников практического семинара
  • 10:30 - Молебен «О начале всякого доброго дела», с участием хоров византийского пения. Возглавляет епископ Тарский и Тюкалинский.
  • 11:00 - Начало Практического семинара «Русь – наследница Византии. Культура византийского церковного пения в современности»

Аудитория: участники семинара, певчие, писатели, корреспонденты, учителя филологи, преподаватели вузов, студенты Тарского филиала ОмГПУ и другие заинтересованные лица.

  • 13:00 - Перерыв на обед
  • 14:00 - Круглый стол «Культура византийского церковного пения в современности»
  • 14:30 - Подготовка к вечернему богослужению с участием хоров Византийского пения
  • 16:00 - Всенощное бдение с участием хоров Византийского пения
  • 21:00 - Ужин.

14 февраля, (вторник)

  • 9:00 - Божественная литургия с участием хоров Византийского пения
  • 12:00 - Обед
  • 13:00 - Заключительный обмен мнением. Вручение Сертификатов о прохождении Практического семинара и вручение подарков
  • 14:00 - Отбытие гостей.

Куратор проведения фестиваля: Пряхина Татьяна Алексеевна, телефон: 8-983-111-51-47

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
НА ТЕМУ «РУСЬ - НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ»
В РАМКАХ V ФЕСТИВАЛЯ КУЛЬТУРЫ СВЯТОЙ РУСИ (ГОРОД ТАРА)

История. Нотация византийской церковной музыки представляет собой региональную разновидность невменной нотации. В ней обычно выделяют четыре типа, соответствующих четырём стадиям исторического развития системы:

  • ранневизантийская (другое название — палеовизантийская); отмечается в рукописях X — первой половины XII вв.;
  • средневизантийская (другие названия — медиавизантийская, круглая) — в рукописях с последней четверти XII до 1400 г.;
  • поздневизантийская и поствизантийская — в рукописях и раннепечатных книгах с начала XV в. до 1814 г.

Звуковысотная линия распевов, записанных в системе средневизантийской нотации (и позже), расшифровывается. Ритм (например, иррациональное удлинение отдельных звуков, ферматы и паузы), исполнительские нюансы (например, динамические акценты, глиссандо, агогика) и богатая орнаментика (например, орнаментальная микрохроматика и вибрато), также «закодированные» в оригинальных невмах, расшифровываются неоднозначно и поныне составляют предмет полемики (зачастую весьма острой) специалистов-византологов. Традиция музыкальной интерпретации рукописей палеовизантийской нотации утрачена.

В 1814 г. так называемые Три дидаскала (другие обозначения реформы — «Хрисанфова нотация» и «Новый метод»)[7] предложили метод упрощённой расшифровки древних нотных рукописей, который получил распространение в практике современного греческого богослужения как основной. В XX веке попытки расшифровки византийской нотации умножились.

Византийская традиция легла в основу певческих традиций православных церквей, отправляющих богослужение по византийскому обряду. При том что рецепция византийской традиции пения в Древней Руси, как таковая, не подвергается сомнению, «музыкально-технические» частности таковой рецепции, а особенно взаимодействие локального и греческого стилей в русской церковной музыке — предмет острой полемики в исследованиях отечественных и зарубежных музыковедов-историков.

I. Общие положения

1. Сибирский практический семинар, проходящий в рамках V Фестиваля Культуры Святой Руси, организуется Тарской епархией Омской митрополии Русской Православной Церкви при содействии Министерства культуры Омской области и Администрации Тарского муниципального района, по благословению Преосвященнейшего Саватия, епископа Тарского и Тюкалинского.

2. Семинар имеет целью возрождение традиции византийского церковного певческого искусства, которое является одним из неотъемлемых составляющих развития и формирования духовных, социальных и культурных основ Русской Православной культуры

II. Цели и задачи

3. Сибирский практический семинар византийского церковного пения проводится в целях сохранения и поддержания традиций культуры византийского пения, а также возрождении традиции Православных концертов духовной музыки, ознакомление с многовековой Православной певческой традицией, становление и совершенствование мастерства творческих коллективов в исполнении древнерусского и византийского пения, духовно-нравственного воспитания молодежи, приобщения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание певческих культур православных народов.

4. Задачи семинара:

  • творческое общение между специалистами, интересующимися вопросами византийской певческой культуры; вопросами практического воплощения церковного византийского распева в современном православном богослужении; методиками обучения византийскому пению; перспективой сохранения и развития древнерусской византийской певческой культуры;
  • развитие профессиональных творческих связей между церковными и светскими хоровыми коллективами Омской области;
  • знакомство населения с исполнительским мастерством хоровых коллективов в Омской области и других регионов России.

III. Условия проведения

5. Семинар является открытым мероприятием.

6. К участию в фестивале приглашаются специалисты, интересующиеся вопросами византийского пения и его современной практикой.

7. Место проведения фестиваля: Омская область, город Тара, Спасский кафедральный собор. Сроки проведения: с 11 февраля по 12 февраля 2017 года.

8. Участники и гости обладают правом реализации полезной продукции, о чём заблаговременно информируют оргкомитет фестиваля.

9. Ход семинара освещается средствами массовой информации.

IV Оргкомитет семинара

10. Основной состав оргкомитета:

По приглашению организаторов в состав оргкомитета входят заинтересованные лица, готовые оказать помощь в организации и проведении Фестиваля.

11. В обязанности Оргкомитета входит:

  • планирование и руководство деятельности по подготовке семинара;
  • подготовка и утверждение официальных документов семинара: положение о семинаре, общий план подготовки и проведения мероприятий;
  • руководство проведения официальных мероприятий семинара;
  • организация приезда гостей семинара, размещения и отъезда;

V. Мероприятия, проводимые в рамках семинара

12. Лекции и практические занятия по истории, теории и практике византийского распева.

13. Расширенный обмен полезной информацией (в том числе и электронной). Выставка и продажа аудио-продукции, книг.

14. Конференция по обмену опытом. Тематика выступлений:

  1. Практическое воплощение византийского пения.
  2. Вопросы, проблемы, сложные ситуации, возникающие при изучении византийского пения; при практике византийского пения в богослужении
  3. Репертуар и его формирование. Источники.
  4. Работа хорового коллектива (руководителем или участником которого Вы являетесь), демонстрация практических наработок (исполнение или аудиозапись песнопений).
  5. Методические, педагогические, теоретические наработки обучения византийскому пению.

15. Необходимо, чтобы доклады носили практическую направленность, т.е. в них должны присутствовать практические элементы - приложения теории к реальному клиросному пению.

16. Материалы докладов планируется разместить к 20-му февраля 2017 г.

IV. Финансовые условия

19. Бюджет Семинара формируется на средства Тарской епархии из спонсорской и меценатской помощи, добровольных пожертвований, оргвзносов участников и гостей фестиваля.

21. Оплата проезда участников осуществляется за счет направляющей стороны.

22. Оргкомитет обеспечивает питание участникам и гостям семинара

23. Спонсорами семинара могут быть как юридические, так и физические лица, принявшие на себя частично или полностью расходы на организацию и проведение семинара, указанные в согласованной учредителями и организаторами смете расходов.

24. Спонсор имеет право учреждать и присуждать по своему выбору дополнительные призы и награды, участвовать в процедурах награждений и других мероприятиях семинара. Спонсор семинара получает право использовать свое наименование (фирменный знак) в рекламных афишах и буклетах семинара, в оформлении торжественных церемоний открытия и закрытия семинара, а также всех других публичных выступлениях и публикациях, посвященных семинару.

25. Банковские реквизиты для спонсоров и благотворителей:

ИНН 5535999990,
КПП 553501001,
Р/сч 40703810745000090222 в «Сбербанк России (№8634/0463)»,
К/с 30101810900000000673 в Омском ОСБ №8634,
БИК 045209673

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12