Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Новости епархии

Открытие и освящение памятной стеллы дружине Ермака в с.Усть-Шиш

фотоВ селе Усть-Шиш Знаменского района Омской области 2 Сентября 2017г ,   состоялось торжественное открытие Стеллы  на месте высадки отряда атамана Ермака Тимофеевича. Село Усть-Шиш-самая южная точка последней экспедиции  1582 года.

 Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий  с клиром епархии совершил молебен и освятил Памятную стеллу.Во время награждения почетными грамотами и благодарственными письмами Епископ Савватий был награжден медалью Ермака за вклад в духовно-патриотическое развитие общества.После официальной части программы состоялся праздничный концерт народной песни ,в котором приняли участие коллективы Омской области,в том числе Ансамбль Казачьей песни из г.Тара.

фотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотофотой
фотофотофотофотофотофотофотофотофото


ермакПоследний лагерь Ермака (из публикации В. В. Гоношилова).

Посёлок Усть-Шиш Знаменского района Омской области стал самой южной точкой, которой достиг в своём походе покоритель Сибири. И от неё же ведётся отсчёт дней последней недели в жизни казачьего атамана. В ночь на шестое августа 1585 года Ермак погиб в бою на берегах реки Вагай, протекающей по нынешней территории Тюменской области.

В год гибели Ермака селение, стоявшее у места впадения в Иртыш речки Шиш, называлось несколько иначе, нежели сегодня – Шиш-Тамак. В нём проживало четыре татарских рода. Основались татары здесь издавна. На продолжительность обитания указывает объём чернозёма там, где когда-то располагались загоны для скота: на два-три метра уходит в глубь земли. А рядом с границами четырёх бывших родовых загонов для скота толщина плодородного слоя составляет сантиметров 20-30. Татары не вывозили перегной на поля. В конце XVI века они ещё не освоили искусство земледелия.

1585 год выдался для шиштамаковцев тяжёлым годом. Голодным. В том не погода была виновата, а люди. Случилась очередная в длинной цепочке войн. Сибирское ханство, платившее ясак в московскую казну, являлось данником Руси. Но однажды правитель ханства Кучум отказался признавать вассальную зависимость от западного соседа. Кучум – талантливый воин, являлся ставленником Бухары. Он силой захватил власть в Сибири.

В начале восьмидесятых XVI века на территории ханства появилось пятьсот сорок казаков, ведомых атаманом Ермаком. Учёные пока не пришли к единому мнению, то был рейд вольных воинов за богатой добычей или за спиной Ермака, стояло русское правительство. Территория Сибирского ханства в ходе боёв между отрядами Кучума и Ермака разделилась на две зоны влияния: северную и южную. На северных землях, центром которых являлся город Искер (другое название – Кашлык), стоявший на высоком иртышском полуострове неподалёку от нынешнего Тобольска, властвовал Ермак. Южная зона, в которую входили окрестности рек Тары и Оми, оставалась вотчиной Кучума.

Река Шиш превратилась в разделительную линию между владениями противников. В татарские селения, раскиданные по берегам Шиша, стекались все, кто бежал от Ермака; в них же отсиживались и те, кто не угодил Кучуму. Больше всего беженцев осело в Шиш-Тамаке. Удобное для мирного времени расположение – на слиянии двух рек, служивших торговыми путями, – стало его бедой. Запасов четырёх небольших родов не хватало, чтоб прокормить собравшуюся массу людей. Положение сложилось безвыходное. Согласно традициям коренного таёжного населения, отказать в приюте гостю – опозорить себя и свою семью на век, а на прокорм постояльцев продуктов уже не оставалось. К началу августа 1585 года, то есть к моменту появления здесь Ермака, в Шиш-Тамаке назревал голод.

А Ермака, спрашивается, какая нужда сюда, в пограничные пределы, потянула? Ответственность за благополучие местного населения подвластной ему территории. Три года русские казаки находились в Сибири. Став представителем русского царя на огромных пространствах, Ермак взял на себя и обязанность по заботе о жителях таёжных поселений. Коренное население края, имевшее вековые торговые связи с Бухарой, привыкло к определённому уровню жизни и уже не могло обходиться без таких товаров, как оружие и домашняя утварь из металла, сладости, ткани.

Купеческие же речные караваны до территории, контролируемой Ермаком, не доплывали. Бухара, думается, в отместку за смещение её ставленника, устроила экономическую блокаду. Поскольку волости сибирских татар за многие века торговых отношений оказались, видимо, разделёнными между различными купеческими кланами, то часть купцов, торговавших по рекам Шиш, Оша, Ишим и Тобол, терпели большие убытки.

Летом 1585 года к Ермаку пробились гонцы из Степи. Они донесли, что их хозяева собирались везти товары на подвластные Ермаку земли, но Кучум задержал речной караван.
Казаки не сразу бросились на помощь купцам. Ермаку пришлось долго взвешивать доводы «за» и «против». К осени из Москвы обещало поступить пополнение, а собственных воинов у него оставалось не много. Быть может, третья часть от числа тех, с кем вместе в 1582 году перевалил за Камень, как тогда назвали Уральские горы. На тридцати стругах пришли казаки в Сибирь. Через три года всё войско Ермака могло уместиться на десяти судах. Люди терялись в крупных сражениях и мелких стычках.Решение отыскать караван Ермаку далось не просто. Струги, главный транспорт казаков, на берегу Иртыша лежали полуразбитыми или с продырявленными днищами. Результат последней вражеской осады Искера. Блокаду казаки, к своему счастью, сумели снять внезапным ударом. Начнись затяжные бои, то карача (бывший визирь Кучума), командовавший осадной армией, без сомнения, уничтожил бы суда казаков. Ермаковцы ремонтировали и конопатили более или менее целые струги, а из остатков двух-трёх полуразрушенных собирали один новый.
Восемь речных судов с сотней бойцов отправилось в поход, который станет для Ермака последним. Казаки в поисках купцов двинулись на юг. Встречное течение Иртыша им помогали преодолевать дружная работа за вёслами и попутный ветер, надувавший паруса. Татарские городки, расположенные по берегам Иртыша, обычно без боя сдавались русским
В Шиш-Тамаке они тоже не встретили сопротивления. Ермак, посмотрев на бедственное положение недавних противников, приказал отдать им часть собственной провизии.
Атаман отличался редким великодушием, и этого у него никому не отнять, хоть многие и стараются.

К Ермаку можно относиться по-разному. И как к разбойнику с большой дороги, и как к командиру отряда, посланного царём в Сибирь для призвания к порядку зарвавшегося вассала. Но кем бы он ни являлся, одно бесспорно, рыцарский кодекс чтил свято.

Поскольку о родословной Ермака ровным счётом ничего не известно, то у историков, естественно, возникло множество гипотез о происхождении покорителя Сибири. Его считают и земляком Степана Разина, и уральцем Василием Алениным, и даже сибирским крещёным татарином. На мой же взгляд, Ермак Тимофеевич был русичем княжеских кровей.
О том говорит всё поведение атамана в Сибири. Он ни разу не попытался застать Кучума врасплох и внезапной атакой покончить с ханом. Подобные возможности у него появлялись не раз и не два. Всегда давал противнику время для сбора войска. А вот Кучум однажды не устоял от соблазна ночного нападения. И вышла та победа для хана пирровой. Закрыл себе дорогу в Бухару, где мог бы прожить последние годы в спокойной старости много видевшего человека, сторонники отвернулись и даже возможности почётного плена лишил себя. Многие же его потомки и товарищи по оружию с честью служили во славу России.

Ермак в своей обычной манере – не обижать побеждённых – вёл себя и в отношении шиштамаковцев.

Существует версия, что русский отряд, взяв время для отдыха, несколько дней простоял в устье Шиша. А один или два струга с казаками атаман отправил в разведку. Сразу же после возвращения разведчиков, а вестей о торговом караване они, судя по всему, не привезли, отряд погрузился на суда и, вспенив воду вёслами, двинулся вниз по Иртышу. На север, к Искеру. До середины 2011 года у исследователей не было даже предположений, куда плавали разведчики Ермака и почему после их возвращения отряд сразу же снялся с прикола и отправился к своей основной ставке. Разгадку нашёл житель Знаменского района Алексей Бахтин. Изучая карту Сибири, изданную в Амстердаме в XVII веке, краевед между реками Шиш и Тара обнаружил городок Waga (русск. Вага). В переводе с тюркского «вага» означает шест, рычаг или рычажные весы – безмен. Словом «вага» или «вагай» отмечались места торговли, ярмарки. Поэтому где ещё мог находиться бухарский караван, как не в торговом городе Ваге. Туда, как считает Алексей, и плавали разведчики Ермака. А вот какому из татарских селений европейские картографы дали название Waga, знаменский краевед, к сожалению, установить пока не смог.

Когда разведчики вернулись без обнадёживающих вестей, атаман дал приказ возвращаться в Искер. Плыть дальше, вверх по Иртышу смысла не было: начало августа, последнего месяца лета, скоро осенние холода навалятся. Дальнейшие события всем хорошо известны: нападение Кучума ночью 6 августа на сонных казаков, недолгий бой на берегу Вагая и гибель Ермака.

А Шиш-Тамак без особых приключений просуществовал ещё двести с лишним лет. В начале XIX века на его территории поселились мусульманские миссионеры из Бухары. Построили мечеть, но почему-то не прижились. Храм раскатали, из брёвен связали плоты и поплыли вниз по Иртышу. Вместе с бухарцами ушла и часть шиштамаковцев. Они основали село Тайчи (ныне территория Тевризского района) примерно в дне водного пути от Шиш-Тамака.

В середине XIX столетия Шиш-Тамак пережил три необычайно дождливых лета подряд. – вода залила все луга и поляны в округе. Тогда жители Шиш-Тамака окончательно покинули свою малую родину.

Сведения по местной истории долгие годы собирал и систематизировал Филипп Сергеевич Татауров, житель Усть-Шиша, русского посёлка, возникшего на месте Шиш-Тамака.
В шестидесятые прошлого века к Татауровым, любили заезжать татары из уже упоминавшихся Тайчей. Они ездили к своим родственникам в деревни Качуково и Усть-Тамак, куда после дождливых лет переселились бывшие жители Шиш-Тамака. Раньше эти деревни составляли единую линию татарских поселений вдоль Иртыша. Родство поддерживали и продолжают поддерживать. Пожилые люди, заезжавшие к Татуровым на чай, ещё помнили предания о Ермаке.

— Года через три-четыре после того, как татары из-за длительной непогоды покинули Шиш-Тамак, – рассказывал Филипп Сергеевич, – начальство каторжного острога в Таре послало на опустевшее место партию трудолюбивых и спокойных заключённых. После чего возродившийся Шиш-Тамак и превратился в Усть-Шиш.

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru