joomplu:6380
joomplu:5094

Слово Митрополита Владимира в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. (10/23 июня)

20"Чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви!" Святитель Иоанн Тобольский.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Мир Божий повсюду наполнен чудесами для тех, кто умеет их видеть. Так, обычное растение, подсолнечник, еще в древности считалось чудом природы. Этот цветок и в ясные, и в пасмурные дни неотступно следует за солнцем, которое дарит ему жизнь. Подобно подсолнечнику, человек призван всегда следовать Солнцу Правды Христу Жизнодавцу. Эту верность воле Господней провозгласил своим учением и явил своим житием святой Иоанн (Максимович).

«Илиотропион» – латинское наименование подсолнечника – стало названием главной книги святого Иоанна. Поразительно, что этот глубочайший богословский труд написан совсем молодым человеком. Бог наделил его ранним и сильным умом, смирением и стойкостью. Однажды познав Божественную Истину, избранник Господень остался верен ей во все дни и до конца земной жизни.

Изменчивость, неверность человеческой натуры святитель Иоанн Тобольский считает одним из главных наших пороков. Словно ко всему роду христианскому обращается он с укоризной: Ты добродетелен? и будь таковым. В том или другом деле поступаешь правильно? соглашаюсь. Но долго ли и постоянно ли будешь так вести себя? увы! – Как скоро переменяемся мы, скорее всяких воздушных перемен, как часто падаем в яму всяких мерзостей и нечистоты! Подобно листу, колеблемся мы от малейшего дуновения, отрываемся от дерева жизни и веем, веем всяким ветром! Сам святитель Иоанн не желал становиться игрушкой своих страстей и обстоятельств. Всеми силами ума и сердца прилепился он к спасительной Лозе – Христу Спасителю. С юности начал он воспитывать и закалять в себе высокое свойство души – постоянство.

Отец святого Иоанна, дворянин Максим Васильковский, арендовал мельницы и земельные угодья у Киево-Печерской лавры. Умножая доходы святой обители, он нажил достаток и для своего большого семейства. Удачливый арендатор любил называть себя не Васильковским, а Печерским, понимая, что своим богатством обязан благословению Божию. Старший из шести его детей, «умный сын умного отца», пошел по прямому пути, ведущему в Небо.

Юный Иоанн поступил в Киевскую академию и учился настолько блестяще, что был оставлен в ней в качестве преподавателя. Тогда же он принял монашество: постриг над ним совершил настоятель Киево-Печерской лавры архимандрит Иннокентий (Гизель) – первый русский историк, самый образованный человек во всей тогдашней Великой и Малой России. Двадцатилетний инок Иоанн был им сразу сделан проповедником знаменитой лавры.

Именно в то время святой Иоанн составил «Илиотропион» как основу для своих проповедей и богословских лекций. Преподавание в Академии допускалось только на латинском языке, и «Подсолнечник» был первоначально написан по-латыни. Уже в старости святитель Иоанн понял, что это его творение может служить для поучения многих, и сам перевел «Илиотропион» на славянское наречие. Возможно, при переводе святитель дополнил и расширил свой труд. Однако несомненно, что глубина мысли, удивительная стройность и полнота изложения присутствовали в этой книге изначально.

В полном названии творения святителя Иоанна раскрывается его сущность: «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной волею». Это дивное учение о сочетании человека со своим Творцом: восхождение от разумного послушания к высочайшей любви.

Премудрость Божественного Промысла

Обычно мы называем точными естественные науки: физику, химию, биологию. Но проходят века, и опрокидываются теория за теорией: взгляды древних кажутся просто смешными, а представления новых времен оказываются лишь приблизительными. Единственной точной, точнейшей наукой остается Богословие – учение о вечных истинах, ведущих к Вечной жизни.

Святитель Иоанн (Максимович) в «Илиотропионе» выступает как ученый – в свете Божественного Откровения он всесторонне исследует смысл человеческого существования. Здесь точность формулировок, подробность анализа, твердость уозаключений и непреложность практических выводов. Острый разумом, святитель Иоанн как бы срывает завесу с земной суеты – и видит духовную основу бытия. Под бурлящими волнами житейского моря он созерцает неподвижные глубины Премудрости Божией. Понятия фортуны и рока, случайностей, якобы определяющих наши судьбы, – это лишь басни язычников и заблуждения невежд. Все в мире: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство – зависит от Господа. Ничто не совершалось, не совершится и не может совершиться без воли Всемогущего Творца. Это подтверждается историей человечества, отдельных народов и каждой человеческой личности. Это – аксиома Священного Писания.

Но откуда берется то, что мы называем и считаем злом? Почему в мире, управляемом Вселюбящим Господом, столько страданий и бед? Святитель Иоанн указывает на единственное зло в точном смысле слова – грех. Все остальные искажения тварного мира проистекают из этого источника: Как горести несчастного человека, так и мирские бедствия, как то: голод, засухи, моровые поветрия и все подобное этому – происходят по воле Божией, ради достижения праведных целей Промысла Божия. Один только грех противен Богу (как зло – Добру, ложь – Истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли, то есть дарованной человеку свободы.

Причина греха – лживость или своеволие горделивого грешника. Наказания (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но его исправления или уничтожения.

Всякое несчастие есть для нас спасительное наказание, посылаемое Богом; но не Бог причина нашей вины, то есть греха нашего, незбежно влекущего за собой наказание по Правде Божией.

Так открывается механизм общественных потрясений и катастроф. Так проводится «химический анализ» горечи, примешанной к земной жизни человека. За всеми скорбями этого мира вырисовывается одно тупое и упрямое явление: человеческое своеволие. Истинно добрая всеблагая воля Творца сталкивается с противлением злой и самоубийственной воли свободной твари. Пытаясь спасти людей от их собственной, гибельной для них самих злобы, Небесный Врач делает хирургические разрезы стихийных и социальных бедствий, посылает едкие лекарства личных несчастий. Для тех, кто способен понять и принять от Промысла Божия такое лечение, оно оказывается спасительным. Но ничто не поможет безумцу, упорствующему в своей злобе, в греховном своеволии. Только худшие беды навлечет на себя нераскаянный грешник, если начнет роптать на мифическую судьбу, на людей и даже на Бога.

Неужели человек может устоять против воли своего Всемогущего Создателя? Бессмысленное, безумное противление!

Какое неразумие – предпочитать принуждение добровольному исполнению долга! Изнеможение, болезнь, смерть – все мы должны переносить великодушно: на это мы призваны; и избегнуть того не можем, что находится не во власти нашей. Плачь, сколько хочешь, однако ж до дна выпьешь чашу огорчений, которую поднесет тебе Небесный Врач, не без твоей пользы. Если ты добр – поймешь, что скорбь послана тебе для исправления в твоем падении; а если ты злобен, то скорбь будет служить вместо каторги.

Глупцом или безумцем сочтут человека, который привяжет веревку к высокой горе и будет тянуть ее к себе, надеясь, что гора подчинится ему. Но точно так же поступают духовные невежды, своими слабыми силами пытаясь подчинить себе высочайшую гору Промысла Божия. Такие старания приведут только к тому, что упрямец сам упадет на каменную твердь и больно ушибется.

Наказания, посылаемые нам от Небесного Отца, святитель Иоанн сравнивает с разумной строгостью земных родителей. Так отец отвешивает сыну-буяну удары розгой, приговаривая: «Будешь слушаться? Будешь просить прощения? Станешь ли ты, наконец, добрым?» – и не прекращает порки до тех пор, пока не убедится в искреннем раскаянии виновного. Так поступает отец не потому, что жесток, – напротив: мудрость и милосердие его любви в том, чтобы не дать сыну вырасти законченным негодяем, который загубит собственную жизнь и будет отравлять жизнь всем окружающим. Так и Отец Небесный наказывает нас, пытаясь отучить от пагубного для нас самих своеволия.

Но почему в этом мире так часто страдают добрые и благоденствуют злые? На этот «проклятый» вопрос мирской философии святитель Иоанн отвечает простым и наглядным примером. Так, учитель много заботится об успехах прилежного и понятливого воспитанника, а на неисправимого лодыря не обращает внимания – махнул на него рукой. Так и нечестивец может до поры преуспевать во зле потому, что он уже духовный мертвец, безнадежный для Царствия Небесного: про него как бы забыл Бог.

Еще одно подобное сравнение приводится в «Илиотропионе». Дурные дети, когда родители не позволяют им вредных развлечений, начинают капризничать и плакать. А умный и послушный сын, когда отец и мать сами предлагают ему выбор между уроками и забавой, отвечает: как вам будет угодно, вы лучший можете дать мне совет. Так же и человек должен отвечать Богу, мудрейшему и любвеобильнейшему из всех отцов.

Святитель Иоанн (Максимович), как пишет его жизнеописатель, был умным сыном своего земного отца, но высочайший разум проявил в том, что стремился стать послушным и умным сыном Отца Небесного. Вот как учит он всех верных принимать постигающие их временные скорби: Рука Господня коснулась меня: но лучше быть побитым этой Рукою, чем принимать ласки от другой руки. Десница Господня одним прикосновением исцеляет, биением же дарит не болезнь, но здоровье.

Упомянутая здесь иная, ласкающая рука – это рука душегуба-сатаны, старающегося заласкать грешника до геенны огненной. Вечную гибель сулят «нежности» врага рода человеческого, а строгость Небесного Отца обещает вечное спасение. Самое главное и самое разумное для человека – во всем подчиниться доброй воле Божией.

Что же делать, если отовсюду грозят опасности и бедствия? Как испуганный ребенок бежит к родителям и около них успокаивается, так и христианин должен спешить к своему Всемогущему Спасителю. Святой Иоанн говорит: Как поступаешь ты, маловерный человек, когда сильный дождь застигнет тебя? Верно, бежишь под ветвистое дерево или другое укрытие? А во время скорбной бури для тебя безопасное убежище есть крепкое упование на Бога. И никогда не найдешь ты в пустыне этого мира столь благоприятное укрытие, которое будет во всякой беде твоей защитою.

Хочешь быть свободен от страха перед любыми угрозами? Хочешь победить скорбь и избежать беды? Подчинись Богу, и Он Сам устроит твою жизнь наилучшим образом. Только у Господа не бывает безвыходных положений. Только Творец может спасти Свое творение от коварства мирской злобы. Возложи свою печаль на Небесного Отца, и Он пошлет тебе нечаянную радость.

Искать и просить чего-то не у Господа Вседержителя есть непонятное страшное ослепление. Бог создал Вселенную и всем обладает. Он – Источник жизни временной и Вечной, Исток даров земных и сокровищ Небесных. Верным не нужны никакие посредники между ними и животворящей влагой Божественных щедрот: Вода, почерпнутая из самого источника, бывает всегда чиста, здорова и благоприятна.

Бог Всемогущ и Всещедр, все в мире подчинено Его Промыслу. Это азбучная истина веры, сомнение в которой святой Иоанн считает сумасшествием: Спрашивать, существует ли Провидение? – вопрос безумного, и мы от него устранимся.

Рассматривая внимательно свою и других людей прошедшую жизнь, увидим, как в бесчисленных печальных приключениях присутствовал Промысл Божий и милостиво избавил от многих страшных бед, неожиданными способами указывал нам прямую дорогу.

Воля наша должна быть сильна верою, что все, бывающее с нами совне, бывает по воле Божией. Если бы мы были твердо в том уверены, то и меньше бы страдали бы, говоря: укрепи, Господи, мои силы мужественно нести возложенное на меня по святой воле Твоей бремя.

Сомнение в существовании о нас Промысла Божия и непонимание нами истинной причины наших несчастий повергает нас в отчаяние и безнадежность. О, как мы слабы и нетверды в обнаружении своей веры в Промысл Божий не только о каждом из нас, но и о тончайшем волоске, который не падает с головы нашей без воли Божией.

Изумительны способы, которыми Премудрость Божия торжествует над злой волей людей и демонов, не подавляя ничьей свободы. Это высочайшее искусство Провидения, художество Бога Промыслителя – заставлять зло служить добру. Не диво, если капитан приводит корабль в гавань при ясной погоде, с верным и умелым экипажем. Но Господь неуклонно ведет корабль мироздания в Свое Царствие по бушующему морю человеческих страстей, во мраке людского неразумия и непокорства, среди постоянных пиратских набегов демонов. И все беснование вселенской злобы служит только к вящей славе Божией! Созерцая таинственные деяния Промысла, святитель Иоанн говорит: Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, – но допускает его, желая из зла сотворить доброе, из неправого правое для вразумления людей, – дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившим, и по отношению к его близким, и по отношению к обществу.

Попущение воли Божией, кажущееся нам не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по неизреченной Своей Премудрости и Правде. Через допущение противозаконных дел и приключений горестных Бог иногда превращает беззаконников в честнейших друзей Своих. По Божию Промыслу злохитрые замыслы для вреда обольщаемого ими часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения, обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели. Оттуда же происходит, что многие люди, по-видимому, уже совершенно погружены в бездну погибели, но на деле оказывается, что они чрез то самое спасены.

Не важно от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Божественный Промысл употребляет злых людей как бы орудием для совершения Его святой воли, и сами диаволы исполняют это дело. Делается это по чудному устройству Милости Божией, по которому тем же самым средством, которое злобный враг употребляет для искушения нашего сердца, чтобы погубить нас, Милосердный Создатель пользуется для исправления нашего, чтобы оживотворить нас.

Среди людей находится немало охотников порассуждать о том, как, по их мнению, плохо устроен мир. В их головах роятся проекты коренного переустройства частной и общественной жизни, из которых якобы немедленно проистечет всеобщее счастье. Дай таким мечтателям волю – они бы заново переписали историю, с ног на голову поставили бы современность. Эти сумасброды в гордыне своей почитают себя умнее Самого Всевышнего! И горе обществам, народам и государствам, над которыми подобные прожектеры получают власть. В нынешнем веке это испытала на себе наша несчастная Россия, где большевистский проект рая на земле обернулся братоубийственной бойней, лагерным кошмаром и ледником бездуховности. Так случалось испокон веков, всегда и везде, где правители стремились следовать не воле Господней, а собственному своеволию. По слову святителя Иоанна: Большие господа, начальники и цари часто бывают людьми, действующими не по Закону Божию, но по своим замыслам и страстям. Они не испрашивают у Господа Бога благословения и просвещения своего ума; надеются на свой разум и собственные силы и думают, что они – древние исполины, могущие и горы перевернуть. А поэтому бывают от них в делах как общественных, так семейных и частных – пагуба, неустройство и разорение.

Но из великого зла Всепремудрый Господь производит величайшие благодеяния всему миру. Желающим суемудрствовать о путях Промысла святитель Иоанн показывает тщету их умствований на разительных примерах: Уничтожь в сердце Иуды Искариота сребролюбие, у иудеев – зависть ко Христу Спасителю: вместе с этим удалил бы ты спасение всего мира, распятие и Кровь Христову. – Истреби мучителей? – откуда возьмутся святые мученики? Искорени диаволов? – тотчас уменьшатся и подвиги благочестия, победы и следующие за них награды. Таковы уставы Провидения Божия: достигать лучшего не только через добродетельных, но и через беззаконных людей и даже самих диаволов.

Таинственны, неисследимы глубины Божественного Промысла. Не ограниченному человеческому уму судить о Разуме своего Создателя. Тайной для нас является даже душа нашего ближнего, не говоря уже о судьбах народов. Поэтому бессмысленны вопросы типа: почему этот родился в Православии, тот в еретичестве, другой в безбожии? Почему один умер младенцем, а другой глубоким стариком? Почему в одной стране распространилось благочестие, а в другой умножается нечестие? Заглядывать в бездну Судов Божиих бывает не только бесполезно, но и опасно: этим путем возгордившийся рассудок приходит к спору с Всевышним, к безумному противлению Всемогущего. Есть вещи, которых ограниченный земной ум не может постичь. Достаточно помнить, что Божественный Промысл непогрешим, и крепко верить в благость Небесного Отца. Замечательный мыслитель, святитель Иоанн проявляет высшую рассудительность тем, что останавливает свои исследования у запретной черты, поскольку ясно видит – большего человеку знать не дано. Это не простая разумность, а смирение ума, которое выше и точнее всякой логики. Это истинная мудрость – смиренномудрие. Так святитель Иоанн указывает совопросникам века сего место твари – в повиновении Творцу: Если слуга от господина требует объяснений по поводу каждого распоряжения, то господин сочтет это за оскорбление и бунт. Ты же осмеливаешься на еще большую дерзость против Бога!? У Промысла ли Божия потребуешь отчета?!

Беспокойный и чрезмерно любопытный ум! зачем тебе разыскивать это? Касаясь огня Божественных судеб, ты растаешь. Восходя на неприступную гору Божественного Провидения, ты упадешь. Как ночные бабочки и комары кружатся ночью около свечи, пока не сожгутся, так и ум человеческий стремится дерзновенно проникнуть в тайны пламени Божественного. Нам, смертным людям, имеющим глаза летучих мышей, нельзя прямо смотреть на дела Пресветлого Солнца. Сокровенные тайны Божии для нас – непостижимы в настоящей жизни.

Во Второе пришествие Христово, в Страшный день Судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале. И каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком произошло то или другое дело – все откроется: как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них будет безответен. А также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божия мироправления с Его Славою и Правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех вещей естества или природы.

Итак, перестанем расширять крылья любопытствующего нашего суждения о предметах, нам недоведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума, непрестанно вращающиеся и возвращающиеся, восходящие и нисходящие, превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской. И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб?

Смиримся же пред Богом и успокоим наши сердца, удовлетворим их верою в Божие Провидение.

Продолжение следует.

Из книги Митрополита Омского и Таврического Владимира2

"Слова в дни особо чтимых святых (1997-1999)"

Православный образовательный сайт Омской митрополии София

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии