joomplu:6380
joomplu:5094

Слово митрополита Владимира в день памяти святителя Иоанна, Тобольского. (Часть-2)

1Путь праведных и путь нечестивых

Ничто ни в общественных, ни в личных судьбах не происходит без воли Вселюбящего Творца. Именно непонимание этого, вопиющая глупость сопротивления Всемогущему ввергает человека во множество реальных и надуманных несчастий. Так люди с неправым сердцем, втайне даже от собственного сознания почитающие себя умнее и справедливее Господа, навлекают на себя удар за ударом от Небесного Правосудия.
Малодушный ропот среди испытаний кажется для человека естественным. Но в подобном малодушии таится смертный грех: кощунство, хула на Справедливость и Милосердие Небесного Отца.

Те, кто в беде кричат ко Господу: чем я Тебя прогневал? за что мне это мучение? – на самом деле пытаются оправдать себя и обвинить, онеправдовать своего Создателя. Таковым отвечает святитель Иоанн: Прежде каждый исправь самого себя, и тогда увидишь истину, от которой ты уклонился. Бог судил праведно, а ты – неправедно. О, злая воля человеческая! – кого ты называешь праведным? самого себя? Подобно тому, как бурное море во время волнения выбрасывает из недр своих пену и всякую нечистоту и мерзость, – сердце наше изрыгает из себя мерзкие и хульные слова маловерия, нетерпеливость относительно постигших нас злостраданий, – в которых мы видим не кару на себя, ниспосланную по воле Божией, а безрассудно приписываем их или злости людской, или другим воображаемым нами причинам.

Избавиться от всех зол и бед человек может только одним способом: искоренить в собственной душе грех, оскорбляющий Пречистого Создателя. Грешник будет испытывать страдания, пока не поймет, что он сам – свой ненавистник и обидчик, свой худший враг. Других реальных, то есть силою способных причинить ему зло врагов, кроме его упрямого противления Господу, у человека нет. Обвиняя в своих невзгодах кого угодно: других людей, демонов, весь мир – мы не сознаем, что на самом деле являемся самомучителями. Уязвляющая нас телесная или нравственная боль есть только жало нашего собственного греха. Эта истина может показаться парадоксальной только тем, кто не познал всеобъемлющую суть Божественного Провидения. А из духовного знания с простой очевидностью следуют выводы, которые делает святитель Иоанн: Ничего противного (нежелательного) не может нам приключиться без воли или допущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога как Верховного Царя, – но посылаются они на нас от Всемилостивейшего Отца для вразумления и исправления нашего (за наши неправды и грехи). Следовательно, никто другой, кроме нас самих, не может нам вредить.

Запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе на пользу, – если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?

Не может иметь спокойствия тот, кто нетверд в вере в Промысл Божий. И наоборот: не может долго бедствовать тот, который постиг живою верою тайну всеобъемлющего Провидения Божия.

Здесь речь идет о живой вере, то есть не об абстрактном признании, а об убеждении, претворяющемся в мысли, чувства и поступки, становящемся самой жизнью. Таким образом, живая вера в Божественный Промысл приводит христианина к всецелому преданию себя святой воле Господней. Со стороны Всевышнего это вовсе не подавление, не насилие над свободной волей человека, а призыв к исправлению кривды и искажений человеческой природы. Господь есть Источник всего истинно доброго; вне Бога, в противоречии с Ним остаются только ложь, лукавство, мучения и окончательная гибель. Таким образом, спасительное подчинение и, в конечном счете, объединение своей воли с волей Бога Вселюбящего – это задача изменить свою волю из погрешительной в непогрешительную, из злой в добрую.

Совершенное упование на Бога дает человеку величайшее дерзновение, образ которого нарисован в «Илиотропионе». Когда в бушующем море опрокидывается лодка, слабый может вцепиться в сильного пловца, и так либо потонут, либо спасутся оба. Но если попавший в беду человек всей своей волей прилепится к Всемогущему Богу – какие волны, какие бури будут страшны ему с таким Спутником? Поистине всесильно воззвание: Делай со мною, что тебе угодно, о Боже мой, не упущу Тебя, и Тебя повлеку в глубину водную, и в самых волнах обниму Тебя, тем более уповая на Тебя, чем менее надеюсь на себя. Так великое упование ветхозаветных праведников повлекло Бога в глубину водную – заставило Сына Божия сойти на землю и пройти до пучин адских. Тем более крепкой должна быть надежда на Господа у христиан, которым даровано знание о Божественной Любви.

Живая вера во Всеблагое Провидение дарует человеку бесстрашие перед лицом любых опасностей. Что для верного коварство врагов и буйство стихий, война или чумная эпидемия? Он помнит, что без воли Отца Небесного не упадет и волосок с его головы. Даже если весь мир и весь ад вооружатся против него – с ним Всемогущий Бог. Что для него сам сатана? Посаженный Христом на цепь пес, бессильный в своей злобе: ведь диавол может растерзать лишь того, кто сам приближается к нему, отдается ему во власть собственной греховной волей. Но ничто и никто не может повредить тому, чья воля подчинена и соединена с волей Господа Вседержителя.

В уповании на Небесного Отца и бесконечное Его Милосердие – избавление от страха перед смертью и вечными адскими муками. В этом – спасение даже великих грешников, нашедших в себе силы для покаяния и обращения к Всевышнему: Истинно и с нелицемерной любовью и полным самоотвержением решившийся все терпеть ради Божественной чести и правды не будет ввержен в геенну огненную, даже хотя бы он грехи всего мира на себе имел. Нет более полезного наставления для приготовляющегося к смерти, как то, чтобы он сердечно предал себя в волю Божию с глубоким сожалением о своих согрешениях и с несомненным упованием на Милость Божию и заслуги Христовы. Примером этому служит благоразумный разбойник, на кресте распятый рядом со Христом.

Отказ от своеволия, предание себя в волю Всевышнего – это истинная свобода, окрыляющая верных. Нечестивец тоже проявляет свободу, но это свобода самоубийцы, предающегося собственному палачу, создающего для самого себя внутренний ад. Воля наша свободна: но те, которые желали быть своими, как боги, знающими добро и зло, сделались принадлежащими не себе, но – диаволу. Внутри несмысленных грешников воюют и сопротивляются друг другу разные страсти, ими же самими порожденные, которые возбуждают и умножают в их уме и сердце целые легионы печальных и неприятных помыслов. Падая в тяжкие грехи, они теряют и веру, и совесть: их язык, очи, руки и все тело, созданное Богом, они предают на служение злым демонам – Бог же поругаем не бывает! Действительно тот несчастен и весьма беден, кто не может сам собою управлять, о ком спорят многоразличные мирские злобы: кому из них он принадлежит? Наша воля самостоятельною не станет, пока Создателю своему совершенно не покорится.

Противление воле Господней свойственно тем, кто гоняется за миражами и призраками. Не постигая истинных вечных ценностей, они дорожат земными удовольствиями, богатством, славой и честью, получаемыми от других людей, – всем тем, что развеется, как дым, за порогом временного мира. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская властвуют над грешниками. Они-то при малейшей невзгоде впадают в уныние и отчаяние, подобно легкомысленным детям, потерявшим свои побрякушки. Но не для дурных игр и нечистых забав сотворил Господь свое любимое создание – человека!

Тех, кто верно служил Ему на земле, усыновляет Всещедрый Небесный Отец: дарует им вечное счастье и могущество детей Божиих по благодати. Глуп работник, непременно требующий за свой труд горсть мелких монеток, когда господин хочет заплатить ему полновесным золотом. Так же неразумен и христианин, если ждет для себя от Всевышнего только земного благополучия, забывая о Небесной награде. Господь не отказывает верным и в «мелочи» временных благ, но ведь они – лишь жалкое приложение к уготованным им сокровищам вечности.
Мы призваны не к тому, чтобы только лепить для себя сладкие пирожки из земной грязи. Чего же хочет от нас Всеблагой Создатель? По слову святителя Иоанна: Воля Божия относительно нас состоит в том, чтобы нам блаженствовать в Боге, и Бог пребывал в нас, а не блаженствовать в мире вне Бога, наслаждаясь мирскими только благами и не зная о Боге или забывая Его, своего Творца. Нет, Отцу Небесному не жалко для нас земных удовольствий, и совсем не нужны Ему наши страдания. Но Господь – Источник жизни: вне Бога любое создание обречено на вечную гибель. Мы играем с земными «побрякушками» на краю адской пропасти: от падения в бездну хочет уберечь нас Всевышний, посылая нам скорби среди пагубных забав. Греховное своеволие есть злокачественная опухоль человеческой души. А люди ропщут на Небесного Врача, стремящегося удалить этот смертоносный нарост, вместо того, чтобы возблагодарить своего Спасителя. И святой Иоанн говорит: «Зачем мы даже настолько неблагодарны пред Богом, сколько благодарим хирурга, который сделал нам удачную операцию? Отлично, любезный доктор! – говорим мы ему, – хоть и больно мне было терпеть разрезы твои, но я весьма благодарен тебе в надежде быть совершенно здоровым. Зачем же мы не принимаем с радостью ниспосылаемые нам от Бога бедствия и человеческие обиды, наносимые Им сы целью вразумить нас и обратить на путь спасения?

Долг благодарности Всевышнему! Сознание этого долга проистекает не только из здравого разума, желающего Вечной жизни, но и из доброго сердца, способного откликнуться на высочайшие благодеяния. Тело и душа человека подарены ему Творцом; у него нет ничего своего, кроме свободной воли. И эту свободу человеку вернул Бог, неизмеримо дорогой ценой  выкупив его из рабства диаволу  сошествием на землю, страданиями и Крестной смертью Сына Божия, поэтому зрячим умом и благодарной любовью должен христианин стремиться к исполнению воли Господней, отрекаясь от своеволия.

Познание воли Божией

Падший человек лукав: даже на солнце он старается высмотреть пятна, и даже с указанного ему прямого пути спасения он пытается сойти на кривые тропинки. Близкое наше падение и бедствие состоит в том, что мы являемся сами себе ласкателями и обманываем сами себя, угождая нашим похотениям: ибо не желаем познать волю Божию, когда поступаем по своей воле и отговариваемся неведением Божией воли, желая быть безответными за своеволие. Во избежание гибельных уловок греховного рассудка автор «Илиотропиона» дает строгую и четкую схему того, как христианин должен познавать волю Господню во всех случаях жизни.

Нет места никаким отговоркам и самооправданиям там, где Священное Писание и Святая Церковь ясно указывают: вот это – грех, а вот в этом – долг благочестивого человека. Дружбы и службы, дела и развлечения, из-за которых возникает греховный соблазн, – все это должно быть отвергнуто: Все то, что отвлекает нас от Бога, – противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, – согласно с волею Божиею. Верность Небесному Отцу проявляется в том, чтобы быть довольным своей судьбой, никому не завидовать – и благодарить Всевышнего и за радости, и за горести земной жизни. Но что делать в трудных, сомнительных положениях? Руководствоваться не одной только буквой, но и духом заповедей Господних. Пусть два полезных советника – разум, согласованный с христианской совестью, – подскажут наилучший выход из затруднения. Сомнения остаются? Посоветуйся с людьми благочестивыми, опытными и мудрыми, прежде всего – с духовным отцом своим: и следуй их наставлениям без колебаний. А если ситуация совсем уж запутанная? Молись! Молись постоянно и усердно, прибегая к заступничеству Матери Божией и предстательству святых угодников. Молись неотступно, стучись в Небо своими молитвами, взывая: Господи, что повелишь мне делать? Изливши пред Всевышним свое сердце, отложи всякое сомнение. Любвеобильнейший Отец не оставит любящего сына впасть в заблуждение. Так среди любых испытаний и искушений познается спасительная для нас воля Господня. Дальнейшее – дело христианской верности и мужества: Ты знаешь Всесвятейшую волю Божию, держись ее, последуй ей и предаждь ей собственную свою волю.
Порывом к единению с Всевышним звучит молитва святителя Иоанна Тобольского: Наказывай меня, Господи, чем Тебе угодно: скорбями, болезнью; об одном молю Тебя: вразуми меня о том, что благоугодно пред Тобою. Божественная воля Твоя для меня есть величайшая отрада во всем, кроме нее, ничего не ищу, здоров ли я или немощен, богат или беден – все равно. Об одном молю Тебя, Боже, да всегда исполню святую волю Твою. Здесь высказана готовность принять нищету, болезнь, страдание, попущенные Небесным Отцом. Праведная жизнь вовсе не обеспечивает полной безмятежности. Душа любого человека искажена первородным грехом, для ее выправления просто необходимы удары скорбей. Для праведника такие посещения Десницы Господней служат к очищению, закалке и возрастанию в добродетели: Казни попускает Бог для нечестивых, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину. Исправление же попускает для погрешивших в чем-либо сыновей: бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Так ли? Всякого ли? Где ты хотел скрыться от наказания? Всякого бьет непременно. Никто не изъят от наказания: да будет тебе известно, что Сам Единородный Сын Божий, не совершивший никакого греха, не был изъят от скорби.

На кого из вас, о жестоковыйные, возложил Бог такой тяжелый, невыносимый и позорный труд, как на Своего Сына? Кого когда-либо выдавал Он на такие поругания, бесчестия и мучения, как Сына, Который был послушен Отцу даже до претории Пилатовой и позорного столба, до тяжкого поносного креста, даже до гроба, наконец, даже до адовых заклепов и темниц.« Я для того снисшел с Небес, – сказал Он, – да совершенно исполню всю волю Отца». Какие же тяжелые и черные работы и крайние лишения должны принимать на себя мы, рабы Божии, если Единородный Сын Божий все это принял и понес на себе, исполнив волю Своего Небесного Отца!

Когда Промысл Божий попустит нам скорбь, ободрим себя и укрепим мыслью, что Бог признал нас достойными для перенесения бремени и что Он не возложит на нас более того, сколько могут понести наши человеческие немощные силы.

Праведность избавляет человека не от самих бед и невзгод, а от безрассудных нравственных терзаний, лихорадящих падшую человеческую натуру. Тот, кто доверился Промыслу Божию, чужд раздирающей душу ненависти к другим людям; у него нет врагов, кроме единственного враждебного начала – греха. С благодарностью принимает он удары судьбы, потому что знает, что эти удары попускает спасительная Рука: Бог Руку, которою бьет, покрывает перчаткою иногда кожаною, иногда деревянною, а иногда и железною: сегодня наказывает голодом, в другой раз – бесчестием. Зачем ты порицаешь людей? Мол, этот хитрец нанес мне вред; тот вор и разбойник поверг меня в беду; а этот льстец отнял у меня честь и имущество. Что ты рассказываешь, неразумный? что вчиняешь судебный процесс против перчатки? обрати внимание на Руку Бога, ниспосылающего тебе как милости Свои, так и наказания.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство. Не обращай внимания на злость оскорбителя и не воздавай ему злом за зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Все святые угодники Божии считали своих противников за истинных себе благодетелей, потому что не обращали внимания на грехи чужие, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Самые неудобства в здешней жизни, некоторым образом, необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если все сбывается по твоему желанию?

Благорассудительному человеку всякое злоключение дает повод к внимательности и осмотрительности – и становится причиною добродетели.
Христианин должен вверить себя воле Божией, как отважный солдат подчиняется приказам своего полководца. Нет иного способа проверить, чего стоит воин, как только послать его в бой, – так и качества души человека проявляются в борьбе с искушениями и испытаниями. Герой, совершивший подвиг на поле битвы, гордится своими ранами и ждет наград от военачальника, – так и воины Христовы увенчиваются славою от Господа. Настоящий солдат не боится пуль и штыков, сражаясь за правое дело. По поводу тех, кто только в довольстве кажется благочестивым, а при угрозе своему богатству, чести или жизни малодушествует и противится воле Божией, святитель Иоанн восклицает: О, недобровольцы! Добровольные воины охотно сражаются, не щадя себя, за своих царей и свою родину. Неужели Небесный Царь и Создатель наш не заслуживает такой же верности христиан?

Как военачальник, защищающий город, имеет ключи от всех крепостных ворот и властно распоряжается действиями гарнизона, так и мы должны предоставить Христу Господу доступ в наши сердца и право повелевать нами. Иначе злобный враг захватит наш внутренний мир, разграбит и опустошит наши души. Жалкой игрушкой демонов становится человек без Бога в душе, без Царя в голове.

Бежит с поля битвы войско, лишенное полководца. Разлагается общество, зараженное анархией. Погибает государство, охваченное мятежом против законной власти. Отдельная семья или целый край, народ или держава могут наслаждаться спокойствием и процветанием только тогда, когда в них существует разумное подчинение, твердая иерархия – повиновение, приводящее различные воли подчиненных к единству и гармонии.

Священная дисциплина воинов Христовых, их готовность повиноваться воле Небесного Отца отнюдь не означает равнодушия, покорности действующим в мире злым силам. Сонное толстовство-непротивленчество – сложив руки ждать, что устроит Бог, когда вокруг лютуют беззаконие и кощунство, – это не повиновение Всевышнему, а поругание Правды Господней. Призывая подставлять левую щеку, когда ударят по правой, Христос Спаситель учит смиренно переносить личные обиды, но отнюдь не попустительствовать насилию над нашими ближними или общественным порокам. Сам Иисус Христос бичом изгонял торгующих из храма Господня. Восстающий против мирского зла противится не воле Божией, а причине всех зол и бед – греху, который ненавидит Сам Бог.

Желание Небесного Отца состоит в том, чтобы борьба со злом велась руками верных Его. Свойство человеческой воли, любящей Его, есть горячая деятельность в исполнении воли Божией. Человек, истинно любящий Бога, не просто чего-то желает или не желает, но желание Божие приводит с пламенеющей ревностью в исполнение, а нежелание Божие тщательно отвергает. Так пламенели духом в противостоянии злу великие послушники Господни: от ветхозаветных пророков до новомучеников Российских. Борьба с преступлениями и ложью, защита Отечества и святынь веры – это не только не возбранено, но и обязательно для истинного христианина, являясь его долгом перед Богом и ближними. Это и естественно для верного, в чьем сердце великая любовь к Небесному Отцу зажигает братскую любовь ко всем людям. По слову святителя Иоанна, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку как к нашему ближнему по человечеству. В этом и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной.

Выходя на поле битвы со злом, воин Христов прежде всего должен позаботиться о чистоте собственной души, ибо мерзость для Бога – приношения нечестивых. Пытающийся утвердить справедливость грешник неминуемо спутает правду с ложью и на деле станет служителем сатаны. Приношение нашей воли в жертву Богу будет Ему приятно только при условии, если приносящий эту жертву пребывает в благодати Божией, то есть ведет жизнь, по возможности, безгрешную, исправляя ее всегдашним покаянием. Небесный, превосходящий всякую земную чистоту, Жених душ наших требует и от нас великой чистоты душевной, не имеющей пятна, скверны или порока. Воля, желающая привиться к нему, как ветка к лозе виноградной, пусть с себя сбросит и отбросит от себя греховные дела. Всякими же благими намерениями тех, кто упрямо коснеет в личной нечистоте, только мостятся дороги в ад – в истории тьма примеров тому, как добрые устремления нечестивцев оборачивались великим злом.

Во всех своих делах верный Господень должен хранить смирение. Не человек одерживает победы над злом, а Бог посылает или не посылает ему удачу по Всемудрой Своей воле. Долг христианина – всеми силами воспротивиться злому, но свершение – в Руке Божией. По слову святителя Иоанна: Царство, отягощенное войною, страна – мором, человек – болезнью, да рассмотрят и примут меры для прекращения бедствия. И, если Богу будет угодно, Он пошлет спасительное средство для утоления того, другого или третьего зла. Если же ничто не помогает, то станет явно, что Бог желает – да принесется жертва: царство будет завоевано, страна опустошена язвою, человек умрет от болезни. Таким же образом судить должно и о всех других бедах и печалях. Наилучшее средство противодействовать всякому злу – это всегда помышлять о Боге, просить Бога, повиноваться Ему и во всех обстоятельствах ум свой покорять Высочайшему Разуму.

Этот смиренномудрый совет духоносного святителя для нас есть лучшее лекарство от уныния и отчаяния, когда мы видим свое бессилие среди общественных или частных бедствий и неустройств. О подобных положениях святой Иоанн замечает: Защищать себя и близких обязательно, если не откроется, что по особенным неведомым нам причинам такое защищение не угодно Господу. Не истязать себя бесплодными нравственными терзаниями при мысли о зле, для борьбы с которым мы слишком немощны, а доверить свою судьбу, судьбы ближних и Родины Промыслу Всевышнего, Вселюбящего Господа – в этом для нас и успокоение, и долг послушания Высочайшей воле, и залог благодатной помощи Божией. Такие ситуации для нас – это еще один урок Небесного Отца.

Постигая свою слабость и ничтожество перед Всемогущим Создателем, преодолеваем мы смертоносный соблазн тщеславия и гордыни. Так Господь учит нас смиряться под крепкую Руку Его и выводит на спасительный путь покаяния: Кто не заражен самомнением (высокомерием), тот все сделанное им доброе приписывает не своему разуму, а Божией Благости и Силе; своими же считает только свои заблуждения и всякую неправду.

Воистину, без Бога человек не может сделать ничего действительно доброго ни обществу, ни ближним, ни себе самому. Все блага – у Всеблагого Создателя; а из сопротивления, непослушания происходят все искажения и извращения, мерзости и страдания в тварном мире.
Именно непослушанием, противлением сначала диавольским, а потом человеческим была разрушена изначальная красота и гармония Божественного мироустройства. Господь есть Творец, Созидатель; демоны и одержимые ими грешники – это разрушители. Болезненные очаги разрухи в миропорядке Божием возникают только из своеволия – непослушания злой твари Вселюбящему Господу. Противящийся Высшему Добру делается сторонником злобы; сопротивляющийся Высочайшей Истине превращается в лжеца и клеветника; не подчинивший свою волю Отцу Небесному становится исполнителем воли диавола-человекоубийцы. Третьего, среднего пути человеку не дано.

Даже внешние добрые дела или подвиги благочестия остаются бесплодными, а то и становятся злом, если совершаются по собственному тщеславному произволу, а не в согласии с Божественной волей. Владыке мироздания – Богу не нужно добра нашего: Небесный Отец ждет от Своих детей только послушания, которое и приводит их к истинному добру. Всякое иное наше самовыражение по сути своей лживо и пагубно. Святитель Иоанн говорит: Своеволие – жесточайший зверь, лютейший кабан, хищный волк и лев свирепейший; это – отвратительнейшая проказа душевная, потребовавшая очищения во Иордане и строгого подражания в жизни Пришедшему не творить Своей воли и молившему во время Своих страстей Отца Небесного Словами: не Моя воля, но Твоя да будет.

Пока не отвергнемся мы пристрастия к самолюбию и своеволию, сопротивляясь событиям, бывающим по воле Божией, до тех пор мы не можем совершить ничего доброго и благоприятного Богу. И дары, и обеты, и молитвы, и жертвы, и приношения Богу неприятны, когда совершаются противниками воли Божией.

Продолжение следует.

Из книги Митрополита Омского и Таврического Владимира

 "Слова в дни особо чтимых святых (1997-1999)"

Православный образовательный сайт Омской митрополии София

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12