joomplu:6380
joomplu:5094

Я самая, самая, самая…

1В какие только формы не облекается наша гордость, в какие одежды не рядится…

Гордый человек всегда найдет для себя предмет гордости. Мы порой гордимся, как ни парадоксально это звучит, даже… своими грехами и, коль нечем похвалиться, хоть грехами да похвалимся. Нередко можно услышать, как православная сестра говорит: «Я самая грешная»... ...тут же ей вторит другая: «Ну что ты, куда тебе до меня, вот я - действительно самая грешная. А ты что?». Мы же православные, нам «положено» считать себя самыми грешными, коли даже святые себя таковыми считали. Вот мы и отстаиваем с жаром… свою греховность. Думается, если человек действительно ощущает себя большим грешником, он не будет всем твердить об этом, а просто устыдится. Вспомним хотя бы евангельского мытаря, пришедшего в храм и стоявшего вдали, не смея даже поднять глаз на небо, но, бия себя в грудь, говорившего: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13).

До такой степени взращены в нас гордость и эгоизм, что только и слышно все время:

я, я, я… Я самая грешная, самая несчастная, моя боль самая больная, мое горе самое горькое, мои беды самые бедовые, мои искушения самые искусные, ни у кого таких нет.

В общем, я самая, самая, самая…

Друг друга не слышим, не любим, не жалеем. К примеру, попробуй позвони сестре и пожалуйся, мол, плохо себя чувствую, давление поднялось. В ответ скорее всего услышишь: «Это что! Вот у меня вчера давление было – вот это да!» (далее следуют все подробности нездоровья оной сестры). От сестер постарше возрастом обязательно услышишь: «Ой, милая моя, какие твои годы! Ты ещё молодая! (Каков бы ни был возраст этой «молодой», главное, что она хоть немного нас помоложе.) В твои-то годы я горя не знала! Вот доживи до моих лет, тогда и жалуйся!», конечно, старость достойна нашего большого уважения, но будто у молодых не может быть болезней и прочих бед.

Умер у старушки сын. Единственный. Остались не старая ещё жена, двое взрослых детей и даже внучка. Умер от сердечного приступа прямо в день Рождества Пресвятой Богородицы. Пришла бабушка домой после службы из храма, где о них всех и молилась уже несколько лет, а тут такое страшное известие. Слов нет, жалко бедную. Какое материнское сердце не содрогнется и не преклонится перед этой болью? Возроптала страдалица: «Вот какую мне Бог послал скорбь, ни у кого такой нет, никто меня понять не может!» Стыдно стало сестрам, у них-то дети ещё, слава Богу, живы, не все ещё семейные, а то и совсем молоденькие. Конечно, им, наверное, не понять. И не нам судить её, не дай Бог никому хоронить своё дитя. Но так ли уж некому понять? А вот Она – Та, чьё Рождество мы в этот день праздновали – Она, Сына Своего Возлюбленного, на Кресте за нас распятого, сердцем Своим материнским, словно оружием пройденным, оплакавшая, - разве Она не поймет? Разве не утешит? Да и среди земных матерей так ли уж одинока бабушка в своем горе? Оглянись вокруг. У соседки сын погиб, тоже единственный, совсем молоденький, едва школу закончил, разбился на мотоцикле, а за ним ушёл из жизни и муж, не выдержав горя; у другой муж умер от пьянки, а следом сын отравился «паленой» водкой, тоже молодой ещё, остались двое маленьких детей. А у скольких ещё мужья и дети погибают от пьянства! Так и упрекает бабушка сестер своей (спору нет, огромной) болью, так и чувствуют они себя виноватыми перед ней за то, что их дети, слава Богу, пока живы.

И все мы упрекаем друг друга: старые – молодых, молодые – старых, одинокие - семейных, семейные – одиноких, бедные – богатых, богатые – бедных, необразованные – образованных, образованные – необразованных, больные – здоровых, здоровые - больных… Ядый – не ядущего и неядый – ядущего…

Завидуем друг другу, всё нам кажется – не то нам Бог дал, вот Мане (Тане, Ване)…

Совсем как в стихотворении К. Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Свинки замяукали:
Мяу, мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му - у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:

"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"

Далее в стихотворении говорится о том, какой кавардак устроили своевольные зверушки, не послушавши мудрого совета, даже море синее умудрились зажечь и потушить не могли; потом, к счастью, прилетела бабочка, помахала крыльями, и море потухло. Тогда они обрадовались и снова стали жить, кому как велено.

Если Господь, вся премудростию сотворивый, так печётся о каждом живом творении, дав ему всё, что потребно, то тем более заботится о человеке. Каждому из нас Он дает именно то, что нужно, то, что для каждого человека лучше всего. Упаси нас Бог сомневаться в этом! А мы, оскорбляя Бога своим недоверием, часто хулим Его упрёками, что Он нам чего-то не дал или дал не то, чего нам по неразумию нашему, как тем зверушкам, хотелось бы.

Каждому человеку Господь дал свой талант. Одному – вкусно готовить и кормить людей; другому выращивать растения, выводить новые сорта; третьему – лечить людей, побеждать болезни; четвертому – желание людей защищать; пятому – умение учить детей; шестому – умение шить и одевать людей в одежды; седьмому – умение радовать людей прекрасной музыкой или стихами; кому-то умение просто выслушать и пожалеть человека и т.д. Кому-то интересен мир цифр, кому-то мир слова, кому-то мир звуков, кому-то звездный мир… Мы все разные, но вместе составляем одно целое.

И у каждого из нас свой крест, своя чаша, не надо думать: только мне одному дано терпеть скорби. Каждый человек что-то терпит. И если нам со стороны это порой может быть не видно, то вовсе не означает, что так оно и есть.

Как-то на уроке мы с учениками размышляли над стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», в частности, над фразой:

Деточка! Все мы немножко лошади.

Каждый из нас по-своему лошадь.

В стихотворении говорится о том, как на обледенелой скользкой улице упала лошадь. Из её глаз катились крупными каплями слезы, а зеваки сбежались и хохотали над ней. Лишь один поэт пожалел её и утешил.

Дети пришли к выводу, что все живые существа: и люди, и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно, что стихотворение не только о лошади, но и о людях, ведь каждый из нас «везёт свой воз» (несет свой крест), то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с насмешкой - бесчеловечно.

«А ещё бывает крест внутренний», - произнес шустрый семиклассник, немало удивив меня. Я была благодарна ему за такой ответ.

Не надо думать: мой крест – самый тяжёлый. Каждому православному известна притча о том, как один человек выбирал кресты, но всё было не то, и в конце концов вернулся снова к своему кресту, который оказался самым удобным из всех.

Если ты считаешь, что тебе хуже всех, что ты – самый несчастный человек на свете (а так чаще всего считают не те, кто действительно несчастен), что ж, давай считать вместе. Загибай пальцы:

  1. Ты сегодня утром проснулся, ты жив, а сколько людей на земле сегодня не проснулись или погибли. Слава Богу!
  2. Ты более-менее здоров, а сколько людей на земле сейчас страдает или умирает от тяжкой болезни. Слава Богу!
  3. Ты можешь спокойно дышать, а скольким людям на земле с большим трудом дается каждый вздох. Слава Богу!
  4. Твоё сердце бьется ровно, а у скольких людей на земле может остановиться в любую минуту. Слава Богу!
  5. Твои глаза видят, а сколько людей на земле лишены возможности видеть. Слава Богу!
  6. Твои уши слышат, а сколько людей на земле не слышат ничего. Слава Богу!
  7. Твой язык может говорить, а сколько людей на земле этого не могут. Слава Богу!
  8. Твои руки работают, а сколько людей на земле не имеет рук или не может ими что-то делать. Слава Богу!
  9. Ты можешь встать на ноги и идти, а сколько людей на земле прикованы к постели. Слава Богу!
  10. У тебя ясный ум, а у скольких людей на земле он помрачен. Слава Богу!
  11. У тебя есть крыша над головой, а сколько на земле бездомных людей. Слава Богу!
  12. Тебе тепло, а сколько людей на земле страдают от холода. Слава Богу!
  13. У тебя есть пища, а скольких людей на земле сейчас мучит голод. Слава Богу!
  14. У тебя есть работа, а сколько на земле безработных людей. Слава Богу!
  15. У тебя есть родные и близкие люди, а сколько людей на земле одиноки. Слава Богу!
  16. У тебя есть дети, а сколько людей на земле не могут иметь детей. Слава Богу!
  17. Ты свободен, а сколько людей на земле сейчас находятся в темнице. Слава Богу!
  18. Ты имеешь бесценное сокровище – веру, а сколько людей на земле ее не имеют. Слава Богу!
  19. Ты можешь прийти в храм, а сколько людей на земле не знают туда дороги. Слава Богу!
  20. Ты можешь молиться Богу, а сколько людей на земле не знают этой радости. Слава Богу!

Вот уже кончились все пальцы не только на руках, но и на ногах, а продолжать можно ещё долго…

Стало быть, не так уж ты и несчастен. И есть за что благодарить Бога, не говоря уже о том, что и за всё, что Он дал нам потерпеть, надо тоже благодарить и благодарить ещё больше, чем за те блага, что Он нам дал. Конечно, ты об этом и сам знаешь.

В школе дети читают о Робинзоне Крузо, и в учебнике есть отрывок из дневника, который он вёл на необитаемом острове. Так вот, он разделил страницу вертикалью посередине и записал слева «Зло», а справа «Добро», а затем заполнил колонки. Это помогло ему выжить, т.к. он понял, что в его положении есть не только зло, но и добро, и что добра гораздо больше. Детям эта идея понравилась. Может, стоит и нам попробовать или хотя бы подумать об этом.

Безделева М.В.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12