joomplu:6380
joomplu:5094

В Таре возрождается одна из древнейших обителей Сибири

Молобен на месте разрушенного Храма св. вмц. Параскевы г. ТараДО 1624 ГОДА В ТАРЕ ОБРАЗОВАЛОСЬ ТРИ МОНАСТЫРЯ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ БЫЛ В ЧЕСТЬ СВ. ВМЧ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦИ.

10 ноября празднуется её день. Преосвященнейший Савватий с клиром, пихожанами и паломниками на втором этаже Спасского кафедрального собора в пределе пророка Божия Илии отслужил Божественную Литургию.

А так же был отслужен водосвятный молебен и совершен Крестный Ход к городской площади, где ранее находилась обитель а позже каменная церковь св. вмц. Параскевы. Здесь Владыка Савватий окропляя святое место, с православными помолилсяи о восстановлении разрушенного Храма.

Далее Крестный Ход направился в обитель св. вмц Параскевы, которую, епископ Савватий с народом божьим, освятил в день небесной Покровительницы

После чего крестоходцы вернулся в Спасский кафедральный Собор.

Насельницы обители св. вмц Параскевы пригласили всех на праздничную трапезу.

На территории России в честь великомученицы Параскевы Пятницы было освящено более 2 десятков храмов. и по известным данным единственный монастырь в г.Таре .

Первые обители на территории нынешней Омской области возникли ранее 1624 года и появились они в нашем городе. Параскевиевский женский монастырь, находился в остроге, а Спасский мужской – в южной части посада.

Эти монастыри так же являлись и образовательными центрами, здесь учили грамоте и письму, а так же создавались первые в Сибири библиотеки, где хранились бумаги с указами и церковно-служебные книги. Именно в монастырях, по прошествии трех десятилетий с момента присоединения Сибири к Росси зародились первые школы и библиотеки на севере нашей страны.

18 апреля 1697 года вышел указ «о воспрещении строить монастыри по Енисейскому округу». Так в Тарском округе было упразднено 3 монастыря в городе Тара (Параскеевский женский монастырь, Екатерининский женский монастырь, Спасский мужской монастырь).

В 1764 году императрица России Екатерина II издала указ «О церковных владениях», так называемая секуляризация 1764 года, в результате которого было упразднено 418 монастырей на территории Российской Империи. Под упразднение попали и два монастыря в Таре.

В 1624 году в г.Тара первым архиепископом Тобольским и Сибирским Киприаном был основан Женский монастырь во имя вмц. Параскевы Пятницы и имел храм во имя вмцц. Параскевы и Екатерины.

С упразднением монастыря,, деревянный храм во имя вмцц. Параскевы и Екатерины был обращен в приходской и вероятно, к концу XVIII века он обветшал и был разобран.

Каменный двухэтажный храм во имя вмч. Параскевы Пятницы (главный престол в нижнем этаже) и Прокопия и ИоаннаУстюжских (престол в верхнем этаже) строился с 1791 по 1825 год тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его зятем графом Ивличевым.

В 1856 году с правой стороны церкви пристроили сторожку.

В состав прихода входила деревня Красноперова в 12 верстах от Тары. Близ храма имелась приписная каменная часовня во имя прав. Прокопия Устюжского.

Причт состоял из священника и псаломщика.

В статических сведениях о религиозных общинах за 1937 год записано: "Пятницкая церковь не занята, требуется капитальный ремонт". Впоследствии в ней размещался отдел ЗАГСа, на втором этаже был музей, колокольню отдали молодёжи под парашютную вышку, а шпиль колокольни стал геодезическим знаком.

Храм был взорван в 1951 году.

Согласно метрике составленной настоятелем храма о. Иоанном Чукмасовым, высота храма составляла 51 аршин, длина - 40, ширина - 13. Как и другие храмы был трехчастным - алтарь, трапезная, колокольня. Храм имел ярко выраженную ярусную композицию, над двухэтажной основной частью возвышался огромный купол с перехватом, почти закрываемый огромными щипцовыми фронтонами, высокий восьмигранный барабан с окнами нес "главы в виде дули и вверху с яблочками". Пятиярусная колокольня имела подобное завершение. Пол в нижней церкви был чугунный, в верхней - деревянный. Иконостас нижнего храма был двухъярусный из кедрового леса с резьбой в стиле рококо, позолоченный червонным золотом, царские врата - створчатые с верхом в готическом стиле. В верхнем храме новый кедровый иконостас тоже в стиле рококо и позолоченный, шестиярусный, верх царских врат полуциркульный с изображением Пресвятой Богородицы. В старом иконостасе иконы старинного письма, в новом - нового.

По описанию настоятеля храма священника о. Николая Попова , церковь была "каменная, двухэтажная, внутри и снаружи выщикатурена, покрыта листовым железом, выкрашена зелёной краской. На ней две главы и два креста железные. В нижнем этаже 17 окон, в каждом окне по две стеклянных оконницы. В верхнем этаже 31 окно. В связях с церковью каменные колонны... Кругом церкви каменная ограда с железными решётками. От ворот ограды до колокольни устроен на ножных колоннах фронтон, покрытый листовым железом".

Пятницкая церковь была клетского типа строения (один или несколько деревянных срубов, покрытых двухскатными срубами).

По времени сооружения: В метрике указан 1775 г. В Тобольском архиве 1891 г. в деле Тарского филиала ГАОО - 1791-1825 гг. М. Путинцева 1793-1825 гг., а у К.С. Скальского - 1831 г. По данным метрики она была построена прихожанами, по сведениям К.С. Скальского тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его, зятем графом Ивличевым. В 1856 г. с правой стороны церкви пристроили сторожку. Приписная деревня Красноперова находилась в 12 верстах от города. Прихожан было 450 мужчин и 459 женщин.

Пятницкая церковь простояла до послевоенных лет, пока не была взорвана.

Механизм закрытия храмов был традиционным: сначала “ликвидировать” священников, затем расторгнуть договор с общиной, потом закрыть храм, позднее его сносили.

На основе дел омского государственного архива “Дело о закрытии Пятницкой церкви в г. Таре” датируется 28.03.1933-17.05.35, по-видимому, община оказывала активное сопротивление своей ликвидации, поэтому дело рассматривалось более двух лет.

Церковь располагалась на Базарной площади, в торце Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева). В настоящее время поблизости от этого места расположена памятная стелла, установленная в честь 400-летнего юбилея Тары.

В Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей СибириВ Таре возрождается одна из древнейших обителей Сибири

Насельница обители с.Елена

Похожие материалы:

  1. Приглашаем в паломничество в Тару на день Вмц. Параскевы
  2. Почитание святой великомученици Параскевы Пятницы
  3. Епископ Савватий принял участие в международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»
  4. Паломническая служба Саргатского благочиния
  5. Нельзя ждать чего-то легкого и простого: умер и попал в рай. (Памяти убиенного иеромонаха Александра)

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии