joomplu:6380
joomplu:5094

Обращение Митрополита Владимира в день Св. Бл. Кн. Александра Невского

7Митрополит Омский и Таврический Владимир в день памяти святого благоверного князя Александра Невского обратился к читателям сайта Омской епархии.

Дорогие отцы, братья и сестры!

В уходящем году наша Святая Церковь отмечала значительные даты, связанные с именем святого благоверного великого князя Александра Невского – 300-летием со дня основания Александро-Невской Лавры и 290-летия перенесения в Лавру его честных мощей.

В истории каждого христианского народа есть имена местночтимых святых, окруженные ореолом особой любви. И это не удивительно: ведь история народа – это не собрание разнородных фактов и мелькание событий, не слепая фатальная предопределенность. История – воплощение Божественного Промысла, источник которого находится вне истории, вне времени. Как сказал недавно в своем послании в связи с 1025-летием Крещения Руси Святейший Патриарх: «Мы возносим наше искреннее благодарение Богу, Который есть Господь истории, за милость, явленную нашим народам». Это значит, что в истории народа, в череде событий мы видим как бы просвечивающую сквозь всё иерархию святости. Это – лествица исторических личностей, через которых проявляет себя Божественный Промысл, Его многомилостивое попечение о каждом народе, просвещенном лучом христианской веры.

Видится особый Божий Промысл в том, что на такой короткий временной отрезок, чуть более года, нам выпало празднование сразу трех памятных дат: 1025-летия Крещения Руси, 300-летия со дня основания Александро-Невской Лавры и, в следующем году, 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Вряд ли это простое совпадение. Ведь, тем самым, нам дана возможность воздать почести трем наиболее чтимым нашей Церковью русским святым. Святой равноапостольный князь Владимир распространил на Руси Православие, святой благоверный князь Александр Невский защитил Православие, а преподобный Сергий Радонежский укрепил и духовно углубил его в сердцах многих и многих поколений людей. Эти трое святых образуют как бы великий географический и исторический треугольник в истории нашего народа, нашей Церкви. Киевская Русь – святой равноапостольный князь Владимир, Новгородская Русь – святой благоверный князь Александр Невский и, наконец, Московская Русь – преподобный Сергий Радонежский. И, вырастая из своей эпохи, личность каждого святого как бы осеняет своим сиянием всю последующую историю России, соучаствуя в ее победах и утешая в скорбях.

Не было за последние семь с половиной столетий нашей истории времени, когда бы русский народ не обращался к покровительству святого благоверного князя Александра Невского. К нему обращались за помощью в период монгольского гнета, его Богоприятного ходатайства просили иноки накануне Куликовской битвы. И эти молитвы были услышаны: в час этой битвы сами собой загорелись свечи у его мощей, и святой князь Александр восстал из гроба, спеша на помощь благоверному князю Димитрию Донскому.

Проходят века, и Московский период Русской истории, начало которому было положено на поле Куликовом, сменяется новым – Петербургским. И глубоко символично, что в начале его снова оказывается имя святого князя Александра Невского. Можно по-разному оценивать деятельность царя Петра I: хорошо известно, что период его правления стал одним из самых тяжелых в истории взаимоотношений государства и Церкви в России. Но, основывая новый город, новую столицу, Петр чувствовал, что без покровительства особо чтимых на Руси святых его рискованное начинание не будет иметь успеха. Сколькими бы изображениями языческих богов он, следуя европейской моде, не украшал Петербург, он не мог не понимать, что эти «истуканы» не смогут защитить возводимый им «из тьмы лесов и топи блат» город. И вот, в 1723 году, после заключения Ништадтского мира со Швецией, Петр с большим торжеством переносит в новую столицу мощи святого Александра Невского.

И, видимо, опять-таки не случайно его имя носили три выдающихся представителя династии Романовых: Александр I Благословенный, остановивший нашествие «двунадесяти языков» Наполеона, Александр II Освободитель, при котором российское оружие одержало ряд блистательных побед на Балканах и в Средней Азии, и Александр III Миротворец, чье правление стало последним периодом мира и спокойствия в России перед началом смут и революций.

Кроме того, во имя святого Александра Невского освещаются в этот, Петербургский период нашей истории многие храмы, которые возводятся на окраинах великого Российского государства и за его пределами: В Софии и Тбилиси, Ревеле (Таллинне) и Ташкенте, Париже и Риге. И это тоже не удивительно. Оказываясь среди других вер и народов, русские православные люди уповали на небесное заступничество святого благоверного великого князя, который был истинным защитником веры Православной и при этом – прекрасным дипломатом, миротворцем, умевшим побеждать не столько мечом, сколько словом.

Но вот наступает новый период русской истории: годы советской власти, самые мрачные в истории нашей Церкви. Закрывается Александро-Невская Лавра, само имя святого благоверного князя, как и имена прочих русских святых, предается хуле или забвению. Новая власть пытается учредить псевдо-культ революционеров и социалистов всех мастей. Но в конце тридцатых годов над страной снова нависает страшная угроза вторжения с Запада. Уже не «псы-рыцари», и не наполеоновские «двунадесять языков», но фашистские полчища, покорившие всю Европу, готовы вот-вот хлынуть на Москву. Какое имя из русской истории становится знаменем борьбы с новым захватчиком? Нет, не именами социалистов и бунтарей стала власть призывать народ на защиту Отечества. Снова, как и столетия прежде, прозвучало имя великого Новгородского князя. Лучшими силами советской кинематографии в 1938 году был снят фильм «Александр Невский», песня из которого: «Вставайте, люди русские» - стала одним из лейтмотивов борьбы с фашистскими захватчиками. А в 1942 году для награждения командного состава был учрежден орден Александра Невского…

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Сегодня мы находимся на новом витке Российской истории. Ушел в прошлое период атеистического мракобесия, период притеснения Церкви. Но мы снова обращаемся к святому благоверному князю Александру, снова прибегаем к его покровительству, к его помощи и заступничеству. Поскольку снова, как и во времена его земного жития, Россия оказывается на пути двух мощных экспансий – с Запада и с Востока.

С Запада идет мощная информационная экспансия, разрушительные последствия которой для России не менее серьезны, чем прежде – от военных вторжений. Ливонские и тевтонские походы, современником которых был святой князь Александр, ставили цель насаждения в славянских землях римо-католичества; сегодняшний же информационные «крестовые походы» нацелены на то, чтобы вообще отвратить человека от христианства, от Бога, разжечь в нем страсть к материальным удовольствиям и плотским наслаждениям.

Одновременно поднимается мощная демографическая волна с Востока. Демографы бьют тревогу: русское, православное население России все более сокращается, а пустеющую нишу занимает динамично растущее население мусульманских регионов РФ, трудовые мигранты из бывших южных республик и из Китая. Как и информационная экспансия с Запада, эта экспансия с Востока происходит без битв и разрушений, но будущие результаты ее для России, для Русского Православия видятся самыми тревожными.

На заступничество и ходатайство святого благоверного князя Александра мы уповаем не только в отражении внешних угроз. Личность этого выдающегося деятеля важна для нас и в деле построения на православных началах жизни российского общества, демократической российской государственности. Ведь именно на этих началах стремился построить жизнь в подвластном ему Новгороде святой благоверный князь Александр. При этом он не использовал ни свои военные заслуги, ни любовь к нему народа для узурпации власти, для уничтожения новгородского самоуправления, которое историки не без основания рассматривают как первый опыт российского народовластия. Святой Александр Невский и сегодня остается для нас идеалом благоверного правителя, который воплотил своим житием Евангельский завет соединения мудрости змииной и кротости голубиной. Хотелось бы, чтобы к этому идеалу почаще присматривались и подражали ему наши политики, наши общественные деятели.

Сегодня как никогда велико почитание в России святого Александра Невского. Это с особой яркостью проявилось, когда сорок дней летом прошлого года мощи святого благоверного князя пребывали на Омской земле. За это время благословение от мощей Александра Невского получили более ста тысяч человек, в том числе из самых отдаленных уголков новообразованных епархий. Прикоснуться к ним смогли прихожане большинства храмов, военнослужащие и даже заключенные исправительно-трудовых колоний. Это был поистине момент единения верующих нашей митрополии, и благотворное влияние этого момента ощущается верующими и сегодня.

Ныне, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, будем же веровать и надеяться, что еще не оскудела Земля Русская духовным величием, что способен еще народ наш рождать Богомудрых подвижников и государственных мужей. И ныне, в чаянии скорой и верной помощи, обратимся к святому благоверному князю: Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре: яви бо тя Христос яко некое божественное сокровище российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующееся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений: Егоже моли спасти град сей, и державе сродник твоих богоугодней быти, и сыновом российским спастися.

Владимир,
митрополит Омский и Таврический
Омская епархия

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12