«Если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?»

Икона Божией Матери АвгустовскаяЗавтра, 1/14 сентября Русская Православная Церковь чтит Августовскую икону Божией Матери, написанную в память явления Пресвятой Богородицы русским воинам 100 лет назад, в 1914 году.

Как следует из свидетельств очевидцев, чудо это произошло в ночном небе на Северо-западном фронте, во время отступления 1-й армии генерала П.К.Рененнкампфа. Чудесное явление, описанное в светских и церковных периодических изданиях, произвело сильное впечатление на современников, вызвав появление первых его изображений и почитание святого образа.

По-видимому первой о чуде сообщила газета «Биржевые ведомости», опубликовавшая в вечернем выпуске 25 сентября / 8 октября 1914 года заметку «Чудо». Ссылаясь на письмо некоего «генерала Ш.», командовавшего одной из частей на прусском театре военных действий, газета сообщала: «"...После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: "Ваше благородие, идите". Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло..." После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

А вскоре в газете «Петербургский листок» появилось стихотворение Н.Никифорова «Чудесное видение»:

Ночь перестрелке помешала,
И, после стычек боевых,
Пуль музыка не нарушала
Позиций тишь передовых.
Томила дрема; ночь глухая
Покрыла мраком кругозор;
В тылу позиций, потухая,
Едва мерцал во тьме костер.
Но чудным светом озарилась
Глубь неба, разгоняя мрак,
И Матерь Божья вдруг явилась,
Благословляя бивуак.
Восторгом трепетным объяты,
Узрели ясно пред собой
Виденье дивное солдаты...
Заутра выигран был бой.
Галлюцинации быть может?
Для многих пусты небеса,
И многих чернь сомненья гложет,
Мы плохо верим в чудеса.
Но счастлив узник, коль луч света
Блеснет в тюремное окно;
Блажен, кому явленье это
Увидеть было суждено!

Растиражированное газетами сообщение о чуде заставило Святейший Синод изучить обстоятельства этого события и проверить его достоверность. По ходу расследование Св. Синодом обстоятельств этого чуда, в прессе появлялись все новые и новые подробности. Самое подробное на тот момент и наиболее авторитетное для православных свидетельство было опубликовано в ноябре 1914 г. в «Вестнике военного и морского духовенства», являвшегося официальным церковным изданием. Немаловажным было и то, что свидетельство исходило не от анонимного лица, а от протоиерея Иоанна Стратоновича, бывшего в то время полковым священником «синих кирасир» - Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка, солдаты которого и стали свидетелями чуда.

«1 сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-гвардии кирасир Его и Ея Императорских величеств, находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится близ на шоссе, - говорилось в сообщении о.Иоанна. - Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера г. поручика Зернец[а]. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшиеся около ½ часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование».

Позже слова отца Иоанна подтвердил и главный священник армий Северо-западного фронта протоиерей Константин Богородицкий, представивший в Св. Синод показания четырех кирасир, бывших свидетелями этого чудесного явления. Причем расспросы кирасир производил такой известный и авторитетный священник, как прославленный герой Русско-японской войны, Георгиевский кавалер отец Стефан Щербаковский, писавший в своем рапорте: «Показания чинов несколько разнятся между собой в мелких деталях, но это не только не умаляет самого факта, но еще больше говорит о его реальности». Что же касается военного начальства и большинства офицеров, то они, по словам отца Константина Богородицкого, отнеслись к этому события как к «оптическому явлению» и «в высшей мере скептически». Видимо поэтому в полковой истории кирасирского полка об этом явлении нет ни слова, хотя и сообщается, что данная обозная часть «ко всеобщей радости» 2 сентября наконец-то добралась до своих.

Между тем, исследователь этого вопроса А.Фарберов, изучивший хранящееся в Российском государственном историческом архиве дело Св. Синода, в книге «Заступничество Богородицы. Августовская икона Божией Матери» (М., 2007) так передает суть свидетельств кирасиров, рассказанных отцу Стефану Щербаковскому:

«Обозы 2-го разряда нескольких воинских частей, отступавших под натиском германских войск из Восточной Пруссии, оказались позади наших войск и вблизи неприятеля. Там были воины Кирасирских Его и Ея Величества полков, штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, 1-й Его Величества батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады. Эти обозы остановились на ночлег в 6-7 верстах от города Мариамполя в имении помещика немца. Непрерывно поступали тревожные сообщения. Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец, полковой казначей, свидетельствовал: "Разнеслась тревожная весть, повергшая многих в уныние, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное: одни говорили, что нужно уходить, а другие, принимая во внимание усталость людей и лошадей, советовали отдыхать до рассвета. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами... С этими известиями несколько раз вбегали в наш дом солдаты, прося выйти во двор". Другие солдаты из числа опрошенных отцом Стефаном тоже вспоминали, что слышать все это было очень тяжело. Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы. В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, котораястала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке. Петр Щит сообщил такую подробность: "...когда звезда начала темнеть, появился темный овальный круг. По краям этого крута образовался свет в виде радуги, а в середине вырисовалось ясно изображение Божией Матери..." Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, "от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)". Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: "Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла". (...) Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) - крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. По свидетельству очевидцев, крест был как бы из облаков, линии его были не прямые, а волнообразные. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10-15 минут».

Поручик А.Зернец вышел на двор, когда его позвал туда вбежавший в дом один из нижних чинов и застал следующую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизию (сводную), двигающуюся нам навстречу».

Заключая свой рапорт отец Стефан Щербаковский писал: «Весть об этом чудесном явлении наполнила сердца всех русских воинов чувством живейшей радости и поселила твердую уверенность, что и в эту Великую войну, как и в прежние войны и времена, Матерь Божия не оставляет нас Своею помощью и ходатайством пред Своим Божественным Сыном и Богом. А если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?»

Таким образом, чудо это произошло не накануне Августовского сражения (20 сентября), как утверждали задним числом светские газеты, а во время отступления наших войск к Неману, и не в районе города Августова Сувалкской губернии (ныне - территория Польши), а рядом с литовским г. Мариамполь (Мариямполе) той же Сувалкской (когда-то в прошлом - Августовской) губернии. Как справедливо замечает А.Фарберов, «из всех изложенных в приведенных в публикациях фактов (...) со всей очевидностью вытекает, - кирасиры видели Божию Матерь во время отступления наших войск - 1 сентября под городом Мариамполем. Начало же нашего наступления, закончившегося через неделю победой в Августовской операции, датируется 14 сентября».

Между тем, собранных свидетельств оказалось достаточно для того, чтобы 31 марта 1916 году Святейший Синод признал необходимым «запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа» и посему определил: «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам вблизи города Мариамполя...». Но последовавшие вскоре революционные события 1917 года не позволили этому церковному празднику утвердится. Лишь 17 апреля 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери, которое с этого времени совершается 1 (14) сентября.

По материалам книги Андрея Фарберова «Заступничество Богородицы. Августовская икона Божией Матери» (М.: Ковчег, 2007), подготовил Андрей Иванов.

Русская народная линия