joomplu:6380
joomplu:5094

О возвращении, по совету Патриарха Алексия Второго, к вечным ценностям - Вере, семье, родине

Т.В. Виничук, С.Н. Желтышева, Е.В. Конопелько

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32»

 

Разнообразие форм учебной и воспитательной деятельности как средство усвоения духовно-нравственных ценностей

 

Сегодня непросто найти тропинку к детской душе. Все чаще мы говорим о трудностях взаимопонимания между педагогами и обучающимися, родителями и подросшими детьми. Не скроем, сложности действительно есть и у нас.

 

Наше время – сложное время. Многие ученые  отмечают изменение системы ценностей у современных подростков, обусловленное труднодоступностью культурных ценностей для молодежи, засильем массовой культуры, снижением в результате этого уровня моральных и духовных притязаний.

Мы разделяем эту обеспокоенность и пытаемся совершенствовать систему форм и методов работы, направленной на развитие духовных потребностей и формирование моральных ценностей учащихся нашей школы.

 

Мы взяли за основу своей деятельности теоретические положения научных работ О.Богдановой, Л.М. Архангельского, где утверждается, что развитие нравственности, ее базовые ценности формируются в основном в ходе образовательного процесса и деятельности учащихся.

 

В образовательный процесс педагоги нашей школы активно внедряют передовые педагогические технологии, позволяющие проявлять учащимся самостоятельность в решении учебных задач, выборе оценочной позиции.

 

Хорошо себя зарекомендовала на уроках литературы проектная технология. Так, например, при изучении лирики ребятам  было предложено поработать над творческим проектом: выполнить анализ лирического произведения с использованием компьютерной программы Power Point. Оговаривались только критерии оценки – глубина анализа, оформление, владение соответствующей терминологией. Конечный результат всецело зависел от творческой группы.

 

Предпочтение в подобном виде деятельности отдается групповой форме. Групповая работа способствует закреплению навыков сотрудничества среди ребят, не общающихся тесно вне учебных занятий.

 

Проводя рефлексию, мы с радостью отметили, что у ребят появились общие темы для разговора даже на перемене. Учителя проводили подобные уроки в параллели 7-х классов, ученики разных классов были объединены одним видом деятельности продолжительное время, это способствовало установлению не просто дружеских связей между классами, а связей, основанных на решении одной образовательной задачи.

 

Мы остановились на анализе современной лирики.  Ребята выбрали стихотворения Тат. Майер, А. Кутилова, Д. Саблина. Стихотворения были связаны одной темой - темой природы. Приобщение к прекрасному через создание своей творческой работы, через диалог с учителем и одноклассниками – это путь к духовному росту.

 

Мы старались дух соперничества преобразовать в созидание единого интеллектуального пространства, где ценно признание достижений товарищей, где не так важно первенство, а важна твоя справедливая оценка, ответственность перед товарищами за свой участок деятельности.

 

Увлекаясь образовательной целью, мы нередко на второй план отодвигаем анализ взаимоотношений во время работы над проектом. А это эмоциональный опыт, который закрепляется в сознании каждого ребенка.

 

И здесь слово мудрого и тонкого педагога, осторожно оценивающего категоричность мнений ребят при принятии оценки своей и чужой работы, порицающего агрессивность, приобретает особое значение.

 

Научить наслаждаться красотой человеческого общения, ценить  доброе слово, признавать первенство другого – это тоже работа над формированием межличностных нравственных отношений, путь становления духовности личности.

 

 Воспитанию высоких чувств, культуры поведения способствуют и внеклассные мероприятия. Образовательный процесс неотделим от воспитательного.

 

Приобщение к культуре диалога, доверительный и открытый разговор поколений - средство усвоения моральных ценностей: добра, совести, справедливости.   

 

Давно и плодотворно мы сотрудничаем с Омским государственным литературным музеем имени Ф.М. Достоевского.  Провели открытое мероприятие на базе музея для учащихся и их родителей. Обстановка музея, сама атмосфера покоя и красоты благотворно подействовала на ребят.

 

Открытая беседа о проблемах современного общества: вредные привычки, интернет-зависимость, проблемы общения взрослых и детей. Мы не противостояли друг другу, мы пытались услышать  и понять друг друга. Присутствие омской писательницы Г.Б. Кудрявской сделало диалог более глубоким (накануне мы познакомили ребят с творчеством Галины Борисовны, обсудили один из ее рассказов, поднимающих тему нравственности). Писательнице было интересно услышать мнение детей, поспорить, согласиться с интересным высказыванием.

 

Мы осознали, что многое принимаем без разногласий: жизнь человека должна быть наполнена значительными событиями, разносторонними интересами, дружеским общением с ровесниками и гармоничными отношениями с людьми старшего поколения, а категории моральных ценностей востребованы и ничуть не устарели.

 

Нам кажется, что сотрудничество с музеем в любой форме – это один  из эффективных подходов в воспитании и формировании нравственной личности. Согласимся, что не столь часто бывают наши дети в литературном музее и поиск новых форм достаточно обоснован. Выездные выставки, экскурсии – это формы традиционные и хорошо себя зарекомендовавшие, но время диктует поиск более активных форм взаимодействия музея и образовательного учреждения.

 

Кроме открытого родительского собрания, работники музея  пригласили наших ребят и на День памяти А.С.Пушкина. Романсы, стихи, зажженные свечи словно перенесли в атмосферу 19 века, а доверительная беседа ведущего с учащимися, на наш взгляд, сделала поэзию Пушкина еще ближе детской душе.

 

Наши ребята с удовольствием участвовали и в Белозеровском фестивале: готовили инсценировку по стихам поэта, сочиняли собственные стихи. Некоторые работы были опубликованы в сборнике, изданном музеем.

 

Внимания заслуживает и такая форма внеклассной работы в школе, как Неделя добра. Наша школа всегда откликалась на призыв помочь ребятам из детского дома: собирали вещи, выезжали с концертами. В прошлом учебном году учащиеся сняли фильм о детях из дома малютки и организовали благотворительный концерт. Это мероприятие вызвало интерес  и у родителей. В этом году совместно с учителями русского языка и литературы ребята монтируют фильм и разрабатывают сценарий благотворительного концерта.

 

Мы понимаем, что воспитывает духовность, прежде всего сочувствие и сострадание ближнему, и именно в совместной деятельности учащихся, учителей и родителей закрепляются духовные ценности. Кроме того, в такой деятельности нет назидательности, против которой протестуют наши дети, они хотят диалога как с равными, они не боятся трудностей, если видят практическую ценность мероприятия.

 

Первоочередную задачу мы видим и в укреплении связи семьи и школы, так как именно в семье закладываются основы духовности и нравственности.

 

Год семьи был для нас годом плодотворной работы: конкурсы сочинений об истории семьи, составление генеалогического древа семьи, поиск семейных талантов – открыл для нас перспективы деятельности.

Надолго запомнился всем вечер, где семьи демонстрировали свои таланты. Приятно было видеть поющих вместе детей и родителей, сделанные руками бабушек и внуков поделки, а стихи о семье в такой атмосфере звучали особенно трогательно.

 

 История народа не в цифрах и фактах, а в семейных хрониках, конкретных судьбах предстала перед учащимися, когда ребята собирали материал о ветеранах войны и труда. Мы привыкли видеть их на праздниках, где ветераны стараются быть более официальными, а в домашней обстановке  (нам приходилось навещать ветеранов на дому) пожилые люди не стеснялись проявить человеческую слабость - всплакнуть, рассказать о  наболевшем. Многие ребята признавались, что не воспринимали художественные произведения о войне так глубоко, как после беседы с ветераном. Это ли не воспитание духовности и понимания ценности человеческой жизни?

 

Возрождение духовных и нравственных ценностей народа  –  настоятельная необходимость.

 

В одном из открытых писем, которое теперь воспринимается как духовное завещание, Алексий II подчеркивал важность создания системы духовно- нравственного воспитания детей и молодежи для духовного возрождения России, преодоление бесплодных сомнений и заблуждений патриарх видел в возвращении к вечным ценностям – вере, семье, родине.

 

Эти понятия связаны для нас с категориями добра, чести, совести, с тем, что составляет основу любой личности. Мы осознаем: наша деятельность – маленькая часть той работы, к которой призывал Алексий II, нам предстоит серьезный и сложный путь созидания.

 

 http://copy.yandex.net

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии