joomplu:6380
joomplu:5094

Слово митрополита Владимира на областных Рождественских чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

Митрополит ВладимирВаши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые дамы и господа! Наши областные Рождественские образовательные чтения проходят, можно уже сказать, по традиции, в особо благодатное по православному календарю время – между двумя величайшими праздниками Рождеством Христовым и Его Крещением.

Чуть более недели назад мы славили Родившегося Спасителя мира, стояли на Рождественской службе, разговлялись после долгого поста и поздравляли друг друга: «Христос рождается! Славьте Его!». А через четыре дня нас ожидает праздник Крещения Господня – Богоявления. В храмах уже готовятся к чину освящения воды, где-то устраивают проруби, прихожане запасают тару, чтобы набрать побольше освященной воды…

Все это – уже где-то привычные, из года в год повторяющиеся радостные хлопоты, связанные с Крещением. И бывает, что за этими хлопотами верующие редко задумываются о том глубоком значении, который содержит в себе этот праздник, о смысле Крещения – как для отдельного человека, так и для целого народа.

Для чего Господь наш Иисус Христос принял Крещение в Иордане вместе со всеми обычными людьми, простыми смертными, приходившими к Иоанну Крестителю? Когда Господь пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, тот стал удерживать Спасителя, воскликнув: мне надобно креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне? (Мф.3,14). Для чего же Господь все же настоял на том, чтобы Иоанн крестил Его? Для того, чтобы показать всем Своим последователям предызображение того Таинства – Таинства Святого Крещения, Которое Он Сам установил в Своей Церкви – с которого каждый христианин начинает свое движение ко Христу, становится членом Его Церкви.

То же происходит и с целым народом, принимающим Святое Крещение. Пока он не объединен единой верой, он не является народом в полном смысле слова – не просто кровной, не просто культурной или экономической, но именно духовной общностью.

Что означает эта духовная общность? То, что народ является следующим после семьи уровнем соборности. Если семья – это «малая церковь», то народ становится собором этих «малых церквей»; а каждый народ – это, в свою очередь, «малая церковь» по отношению ко Вселенской Церкви, духовно объединяющей всех православных. Принимая Святое Крещение, народ, тем самым, становится частью Тела Христова, включается во вселенское духовное единство. Народ рождается заново, его прежние прегрешения и беззакония смываются – отныне он уже не часть природного, биологического мира, но часть Божественного Замысла.

После того как Таинство Святого Крещения принял святой равноапостольный князь Владимир, он со стыдом вспомнил свою жизнь в язычестве и благодарил Всевышнего: Господи! Был я, как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже! Эти же самые слова могли бы произнести и все русские люди, принявшие, следом за своим князем, Святое Крещение. Что было известно о них до Крещения? Греческие и арабские историки и путешественники отмечали их силу и военную удаль, но этим список положительных черт и ограничивался. Зато почти все пишут о руссах как о варварском, необразованном народе, упоминается не только их пристрастие к выпивке, но и то, что у них не считался зазорным даже свальный грех! Так что целый народ жил по-скотски, и, через свои языческие верования удерживался в этом скотском состоянии. Человек создан по образу и подобию Бога; и только дьявол, из зависти к человеку, делает все, чтобы человек жил по образу и подобию скота. И даже хуже скотов – ведь животные никогда не убивают собственных детенышей. А у восточных славян были принято приносить в жертву идолам малолетних детей! Сегодня многие наши доморощенные неоязычники и поклонники так называемого «родноверия» пытаются представить языческие, дохристианские времена как какой-то «золотой век» русской истории. Интересно, если бы можно было их самих туда перенести в еще не крещеную Русь, долго бы они там выдержали? Наверно, они очень скоро бы насладились всеми «прелестями» язычества и запросились бы обратно…

В названии наших чтений говорится о «цивилизационном выборе Руси». Но наши далекие предки не ведали, что делают какой-то «цивилизационный выбор». Это очевидно для нас, когда мы видим всю последующую историю России, а для них само слово «цивилизация» было незнакомо – оно и возникло намного позже. Что же подтолкнуло русских людей к принятию именно христианства, и именно в православной его форме? Ведь приезжали к князю Владимиру и римо-католические миссионеры; на южных границах Руси, в Великой Степи действовали несториане, да и арианская ересь была тогда еще в силе. Почему же было выбрано именно Православие?

Историки обычно отмечают политические выгоды, которые якобы собирался извлечь князь Владимир из союза с Византией в случае Крещения по православному обряду. Конечно, выбирая Православие Владимир не мог не задумываться о внешних последствиях этого шага для Киевского княжества. Но главным было для него, все же, не это. В «Повести временных лет» повествуется, что греческий философ, который первым раскрыл князю Владимиру основы православной веры, в конце беседы с князем показал ему «запону» – то есть, картину – с изображением Страшного суда. Она произвела на князя сильное впечатление; особенно поразило его изображение справа от Господа праведников, с веселием идущих на небо, а слева – грешников, отправляемых на вечные муки в ад. Как сообщает летописец: «Владимир же, вздохнув, сказал: “Добро тем, кто справа, горе же тем, кто слева”. И сказал философ на это: “Если хочешь справа с праведниками стоять, то крестись”».

Мы видим, как могущественный князь, который до тех пор думал только о своем земном царстве, об укреплении своей земной власти, перенесся мыслями от земли – к Небу, от временного – к вечному, задумался о Царстве Небесном, о том, каким образом стяжать его вместе с праведниками.

Это желание князя Владимира и его единомышленников стяжать Царство Небесное видно и по тому, в каких словах поведали посланные князем «добрые и осмысленные мужи» о своем посещении храма Софии Премудрости Божией в Константинополе: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…».

Снова мы видим, как в сознании русских людей земное отделялось от Небесного, тленное – от нетленного, красота истинная – от красоты мирской. И принимая Православие, крестясь во Имя Христово, Владимир, его дружина, а затем и все русские люди выражали свое стремление к Небесной жизни, к тому, чтобы, по заповеди Господа, собирать себе блага и сокровища не здесь, на земле, но на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф.6,20).

Именно эта устремленность к Небесному, к Небесным сокровищам, Небесной красоте и стало величайшим выбором Руси, выбором, который и сформировал особый национальный характер россиян, особую русскую цивилизацию. В то время как на Западе – а особенно в США – главной целью провозглашалось накопление материальных благ, в России, богатство всегда почиталось чем-то зазорным, ибо если даже дается человеку богатство, то не для него самого, а для того, чтобы он направил его на благотворение нуждающимся, по слову святителя Василия Великого, «Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку».

Ради Царства Небесного, ради того, чтобы оказаться на Страшном суде среди праведников, восходящих на Небо, русский человек был готов терпеть не только какие-то неудобства, но и самые жестокие лишения и страдания. Не случайно именно в России коммунисты смогли прийти к власти и удерживать ее не только гонениями и репрессиями, но и обещаниями, что после страданий и лишений народ будет жить в счастливом коммунистическом обществе, где не будет ни богатых, ни бедных. Тем самым они использовали это стремление русских людей к Царству Небесному, и пока у народа была вера в осуществимость этого коммунистического «рая», власть большевиков была прочной. А потом они сами же перестали в нее верить, сами же подменили коммунизм идеей материального изобилия, благосостояния, комфорта. Хотя на словах Запад всячески поносился, но именно он стал образцом для подражания. Многие из здесь присутствующих, наверное, помнят эти лозунги: «Догоним и перегоним Америку!»… Да не догонять ее надо было, а бежать от нее, чтобы идти своим цивилизационным путем. Так тогдашние идеологи вырыли яму не только себе, но всему государству, которое, не выдержав навязанного ему «соревнования», в конце концов, распалось.

Сегодня мы продолжаем пожинать горькие плоды этой близорукой идеализации Запада, западных стандартов жизни, и особенно веры в то, что Запад может «помочь» России. Все видели, как хорошо нам в 2014 году «помогли»! Но, как говорится, нет худа без добра – зато теперь уже почти для всех стало очевидным, с кем нам по пути, а с кем – нет. Все больше россиян осознает, что те лже-идеалы «общества потребления», которые у нас насаждались уже почти четверть века, разрушают тот стержень, ту «духовную матрицу», по которой, со времен Крещения Руси, формировался русский народ.

Все это ставит перед нами совершенно новые задачи – прежде всего, в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания, сохранения и развития национальной культуры и распространения идеалов христианской жизни. Почти все эти вопросы вошли в программу наших нынешних Рождественских чтений, и хотелось бы выразить надежду, что их обсуждение будет живым, заинтересованным и неформальным. Время разговоров прошло, наступает время действий.

Позвольте поблагодарить те организации, в сотрудничестве с которыми мы уже четвертый раз организуем эти Чтения, – прежде всего, Министерство образования Омской области, Министерство культуры Омской области, Департамент образования Администрации города Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и всех остальных наших соорганизаторов. Всем же участникам этого форума желаю интересной и плодотворной работы.

Митрополит Владимир

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии