Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Проповеди

Проповедь Епископа Савватия на Всенощном бдении 27 08 2017г

На Всенощном Бдении в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в произнесенной проповеди обратился к истории праздника Успения Богородицы и напомнил собравшимся прихожанам,что по Ее примеру проводить жизнь свою необходимо согласно Воли Божией,соблюдая заповеди,и любя ближнего  как самого себя.


успениеУспение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, то есть день земной кончины Божией Матери, православный мир празднует 28 августа - в этот день верующие празднуют победу вечной жизни над смертью
Это один из двенадцати главных праздников православной церкви, которому предшествует Успенский пост, единственный, посвященный Божией Матери, окончание которого в народе знаменует наступление осенней поры.

Богородица — самое почитаемое и самое священное лицо после Спасителя, которой все христиане воздают особую честь и поклонение. Вся жизнь Пресвятой Богородицы на земле была необычной — Дева Мария была избрана Богом для рождения грядущего в мир Спасителя. Скромность и простота во всем, Она излучала любовь и красоту, так свидетельствуют о Ней современники.

Согласно Церковному Преданию, после вознесения Иисуса Христа на небо, Божия Матерь жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна, который заботился о ней, как о родной матери, и почитал Ее, как самый нежный сын.Дни и ночи Богоматерь проводила в молитве, принимала всех приходящих к ней, исцеляла больных, утешала страждущих и заблудших. Матерь Божия часто приходила помолиться к Святому Гробу Господню в Гефсиманский сад.

успение владыкаВ одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и стала готовиться к своей кончине.

По молитве Матери Божией, когда настало время перейти Ей из земной жизни в вечную, все апостолы из числа двенадцати и из семидесяти, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, были чудесным образом собраны к одру, на котором возлежала Богоматерь.

А когда настал час Ее успения, Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога, и тотчас раздалось ангельское пение.

Оплакав разлуку с Божией Матерью, апостолы, согласно Ее воле, погребли тело в пещере в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника, закрыв вход в пещеру большим камнем, и молились у входа три дня.

Опоздавший на погребение Фома попросил открыть пещеру, чтобы поклониться праху Богородицы, но не обнаружил ее тела. Так все они уверились, что Матерь Божия была с телом вознесена на Небо.

Вечером того дня Мария явилась к апостолам за ужином и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (часть Господа) и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам".

Этим было положено начало чину возношения Панагии (в переводе с греческого Всесвятая), части хлеба в честь Матери Божией. Такой обычай до сих пор сохраняется в монастырях.

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент ее успения, но наиболее вероятно, что она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Рождества Христова.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В четвертом веке он уже повсеместно праздновался в Византии, а с 595 года праздник — стал общецерковным.

К достойному празднованию Успения Пресвятой Богородицы христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским и длится с 14 по 27 августа. По строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту.

Во время Успенского поста пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а вкушать рыбу дозволено только в праздник Преображения Господня – 19 августа.

Пост, который известен уже с V века, установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы не входит в сам пост, но если он выпадает на среду или пятницу, то в этот день разрешается к постной еде добавить рыбу.

Особенности богослужения

Успение входит в число наиболее значимых праздников православной церкви, и потому с давних времен — у него есть один день предпразднства и несколько дней попразднства. Это последний двунадесятый праздник православного церковного года, который заканчивается 13 сентября по новому стилю.

успениеСвященнослужители отмечают, что в службе Успения Пресвятой Богородицы сложно выделить основную мысль, сюжетную линию, канву или доминирующий образ, так как в ней много действующих лиц: это и вся Святая Троица, и Сама Богородица, и ангельский собор в целом, и некоторые чины его воинства, апостолы и пророки и так далее.

Успенские песнопения открывали сердцу человека всю небесную иерархию, объясняли способ соединения небесного и земного миров, называя местом их соприкосновения – Божию Матерь, выносившую в Своем чреве "Невместимого" Бога.


В канун самого Успения в православных храмах принято совершать всенощное бдение – торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню.

В день Успения во время службы вспоминают жизнь, деяния и кончину Божией Матери — духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.

Успенские паремии (притчи – фрагменты из Ветхого Завета) идентичны паремиям на Рождество Богородицы. Этим подчеркивается образная и фактическая связь между двумя праздниками. Особенность же успенских в том, что их содержание как нельзя лучше соответствует всем праздничным песнопениям и неоднократно перекликается с ними, заставляя молящихся раз за разом обдумывать услышанное во время чтения паремий.

Весь комплекс песнопений пропитан, с одной стороны, глубокой скорбью ангелов и апостолов, участвующих в погребении Богородицы, с другой же – их несказанной радостью, основанием для которой стало Ее воскресение и вознесение на небо.

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru