Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Праздник Рождества Богородицы посвящён воспоминанию земного рождения Матери Господа Иисуса Христа – Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В этот день епископом Тарским и Тюкалинским Савватием в Спасском Кафедральном Соборе города Тара, был прочитан Акафист Пресвятой Богородице, и проведена праздничная Божественная Литургия.
Иконография праздника:
Существует несколько типов икон, посвящённых появлению на свет Девы Марии и Её младенческим годам. Главная особенность этих образов – их лирический характер. Современному человеку они могут напомнить фотографии из альбома дружной любящей семьи.
Вот сюжет “Зачатия праведной Анны” или как его ещё называют “Встреча у Золотых ворот”. Супруги Иоаким и Анна встретились после разлуки, они нежно обнимают друг друга и спешат поделиться радостными вестями. Ведь обоим явился Ангел Божий, который сказал, что бремя их бесплодия закончилось. У супругов родится ребёнок, благодаря которому изменится весь мир.
Или образ “Ласкание Девы Марии”: пожилые супруги держат на руках маленькую дочь. Они приникли друг к другу и с искренним восторгом любуются девочкой, словно не могут до конца поверить случившемуся чуду. Младенец так же ласково льнёт к родителям. Сколько любви, трепета и взаимного тепла в их жестах!
Так и образ «Рождества Богородицы» кажется очень житейским, наполненным трогательными бытовыми подробностями. В центре иконы изображена праведная Анна. Она полулежит или сидит на высоком ложе, к ней пришли с дарами другие женщины. Рядом находится повивальная бабка и служанки, они омывают Богоотроковицу в купели, напоминающей об обновлении и очищении человеческого рода.
Иногда встречаются трогательные подробности, например, на некоторых иконах служанка рукой проверяет воду в купели, так же как это делают все матери мира. Или обмахивает опахалом лежащую в колыбели Младеницу. Иконописцы уделяют внимание бытовым деталям, словно стремясь ввести зрителя в самую глубину события, сделать его участником и свидетелем радостного чуда.
Самые старые из сохранившихся икон или фресок Рождества Богородицы относятся к одиннадцатому веку. Из них наиболее известной является фреска в Киевском Софийском соборе.
Икона Рождества Богородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.).
Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.
Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век
Рождество Богородицы. Болгарская икона
Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.
Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области.
Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией
Рождество Пресвятой Богородицы - Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург
Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге
Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание
Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.
Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.
Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века
Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы Россия. XIX век
Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь
Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни
Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)
Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95x75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории
Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией
Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.).
Находилась в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии Пошехонского уезда с. Исаакова, в урочищах которого Богоматерь благоволила явить свой чудотворный образ.
Святыня монастыря находилась по левую сторону царских врат иконостаса каменного храма Рождества Богородицы (1758). Икона представляла собой изображение Рождества Пресвятой Богородицы, несомого двумя ангелами и окруженного херувимами.
Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300
Рождество Пресвятой Богородицы