Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Проповеди

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия на Всенощном Бдении 30 Сентября

30 сентябряЕпископ Тарский и Тюкалинский Савватий в своей проповеди на Всенощном Бдении, произнесенной в Спасском Кафедральном Соборе г.Тара, коснулся темы любви к людям и Господу Богу. 


30 сентября – день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

Первые известные жизнеописания святой Софии и её дочерей относятся к 7-8 векам. Они были составлены на греческом, болгарском, армянском, грузинском и латинском языках. На старославянский житие перевели из греческого до 9 века.

В греческом варианте Вера, Надежда и Любовь именовались соответственно Пистис, Елпис, Агапэ. Эти имена можно увидеть на некоторых иконах святых. Греческое имя София, что значит «премудрость», в переводе сохранилось.

Наиболее полное житие великомучениц составлено специалистом по церковной истории архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским).

История церковного праздника восходит ко временам правления римского императора Адриана, а это 117-138 годы. Христианка София с мужем и тремя детьми жили в Милане. Будучи обеспеченной, семья постоянно занималась делами милосердия.

Дети воспитывались в христианских добродетелях, их учили ценить не материальные блага, а деятельно и с любовью относиться к ближним. Девочки находили примеры для подражания в поведении родителей, черпали знания и мудрость из Священных книг.

Оставшись вдовой, София раздала имущество бедным и отправилась с дочерьми в Рим. Узнав из донесений о благочестивой жизни этой семьи и непреклонной вере в Христа, император повелел привести Софию с детьми во дворец.

Зная, как поступали с христианами в языческой Римской империи, предвидя испытания, мать призвала дочерей не отрекаться от веры ни при каких обстоятельствах и молиться Всевышнему о даровании сил перенести все муки.

Прибыв к Адриану, святые открыто объявили себя христианами и отказались принести жертвы языческой Артемиде. Надеясь образумить Софию и её детей, император поселил их к знатной женщине Палладии, язычнице. Той никакими ухищрениями не удалось склонить семейство к отречению от Христа.

По истечению трёх дней София с 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью снова стояли перед императором. Он приказал привести их на беседу по очереди.

Описание их существования

Сначала говорили с Верой — старшей сестрой. Она поражала правителя своей твёрдостью и разумными ответами. Тогда девочку подвергли истязаниям, отрезая части тела; положили на раскалённую решетку, бросили в горящую печь и кипящий котёл со смолой.

Святая была невредима и радостно воспринимала все муки. Во время казни мать поддерживала дух дочери и вместе с ней молилась Господу укрепить силы в испытаниях. После зверских мучений Веру обезглавили.

По примеру старшей сестры Надежда не отреклась от Единого Бога. Её тоже били и сдирали кожу железными когтями, привязав к дереву. Потом, невредимую, бросили в огонь, не оставивший на её теле следов.

После этого хотели умертвить её в котле с кипящей смолой, но котёл лопнул и обжёг мучителей. Тогда девочке тоже, как и сестре, отрубили голову.

9-летняя Любовь претерпела н е менее страшные истязания. Её привязали к колесу и били палками, после чего безуспешно жгли на костре и в конце концов тоже отрубили голову.

Все пытки происходили на глазах у матери, которая до конца вытерпела душевную муку и вместе с детьми молилась своему Богу. Останки своих дочерей София похоронила 30 сентября на холме у 18-го столба на Аппиевой дороге, в пригороде столицы империи.

Три дня она молилась о детях на их могиле, а потом тихо скончалась. Христиане похоронили её тело возле места погребения Веры, Надежды и Любови.

Подвиг веры трёх девочек и их матери Софии остался в памяти людей и передавался из поколения в поколение.

В 8 веке при папе Римском Павле I святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии перенесли в новую церковь Святого Сильвестра на Марсовом поле в Риме, а в 777 году – во Францию, в бенедиктинское аббатство г.Эшо, что недалеко от Страсбурга. Небольшая часть мощей осталась в монастыре святой Иулии.

Святую Софию стали считать покровительницей аббатства. Паломники со всего мира приезжали поклониться мощам святых Веры, Надежды, Любови и их матери. В 1143 году игуменьей обители была построена гостиница для многочисленных паломников.

Жизнеописание
Во времена французской революции монастырь разорили, а мощи пропали. Восстановление сохранившейся в бывшем аббатстве церкви Святого Трофима началось в 1898 году. В 1938 году епископ Шарль Руш из Рима привёз в Эшо частицы мощей святой Софии.

Одну из них положили в расписанный изображениями эпизодов из жития святых отроковиц и их матери саркофаг 14 века (в нём хранились до исчезновения святые мощи Софии и её девочек). Другая частица мощей была запечатана в реликварий. Здесь хранятся мощи и в наши дни.

Празднуя память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, их матери, мы празднуем торжество христианских добродетелей, стремимся любить друг друга и любить Бога, чтобы окружающий мир стал добрее.

Вспоминаем стойкость веры одних из первых христиан – вдовы Софии и её детей, ужасаясь пережитым ими нечеловеческим мучениям и понимая, что сила не в телесной мощи, а в нисходящей на верующих благодати Святого Духа.

Эта благодать и поднимает человеческий дух над всем мирским, творит чудеса.

Икона и ее значение

Образ Святых сестёр и матери их Софии в Православии один из самых почитаемых. В православной иконописи чаще всего в центре находится младшая из отроковиц Любовь, вокруг неё стоят сёстры, а сзади – их мать.

София изображена укрывающей, обнимающей детей или указывающей путь. Сёстры чаще всего держат в руках крест как символ мученичества. На некоторых иконах Веру изображают с Евангелием в руках, Надежду – с лампадой, Любовь – со свитком, а их мать Софию – с крестом.

Обычно одежды у великомучениц красного цвета, символизирующего пролитую кровь. Есть и одиночные, именные, иконы. Дома их уместнее всего хранить рядом со сборным образом четырёх мучениц

Икона Вера, Надежда и Любовь

В западной иконописи Веру, Надежду и Любовь изображают взрослыми девушками – символами добродетелей христианства. Веру зачастую на иконах пишут с крестом в руках, Надежду – держащей якорь, а Любовь – окружённую маленькими детьми.

Святых Веру, Надежду и Любовь, а также их мать Софию почитают в Православной церкви широко. Имена мучениц имеют символическое значение:

  • София значит «премудрость Божия», она является матерью христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • Вера – это уверенность в том, что судьба человека, препорученная Богу, во благо и спасение самого человека. Это единение с Богом, доверие к Божьим дарам, убеждённость в Его силе и милости.
  • Без надежды не может быть веры, так как это есть переживание уверенности в повсеместной и ежеминутной Божьей защите, если мы соблюдаем Его заповеди.
  • Любовь для христианина – это то, в чём состоит смысл человеческой жизни. Она определяет отношения людей друг с другом, отношение к Богу и к себе как творению Божьему и Его образу. Именно любовь считал апостол Павел главной из всех добродетелей:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Наиболее чтимая в наше время икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (17 века) была написана Карпом Золотарёвым и находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Москва).

Икона неизвестного автора 19 века из Владимирской губернии, хранящаяся в Русском музее Санкт-Петербурга, чудесным образом остановила случаи самоубийств в послереволюционные годы, укрепила отчаявшихся в вере.

В Троице-Сергиевой Лавре находится ныне образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, датируемый 15 веком.

С какими просьбами обращаются?

Молитва

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Церковь Свою святую. Со слезами умиленно припадающее к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru