joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия 13.05.2018г

проповедь 14.05.201813 мая 2018 г. Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий произнес после окончания Божественной Литургии перед прихожанами Спасского Кафедрального собора проповедь, в которой рассказал о беседе Господа Иисуса Христа с Самарянкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неделя о слепом6-я Неделя  по Пасхе— о слепом

Неде́ля о слепо́м (греч. Κυριακή τοῦ Τυφλού) — шестая Неделя (воскресение) по Пасхе в Православной церкви. Название воскресения происходит по причине того, что в этот день на литургии читается Евангелие от Иоанна, 34-е зачало, о чуде исцелении Иисусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения к всеобщему удивлению стал зрячим:

  1. "И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
  2. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
  3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
  4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
  5. Доколе Я в мире, Я свет миру.
  6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
  7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
  8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
  9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
  10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
  11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
  12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
  13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
  14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
  15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
  16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
  17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
  18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
  19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
  20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
  21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
  22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
  23. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
  24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
  25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
  26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
  27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
  28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
  29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
  30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
  31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
  32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
  33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
  34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
  35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
  36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
  37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
  38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.»
    Евангелие от Иоанна, 9:1-38

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом слепорожденного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день в Православной церкви. Для этого в богослужебных текстах применяется приём противопоставления или антитезы. Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Иисусом Христом, обрёл зрение не только телесное, но и духовное — он уверовал в то, что Христос это великий пророк и Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, называя Его грешным человеком, не веря в величайшее чудо: исцеления слепорожденного, и негодуя по поводу того, что Иисус сотворил чудо в субботу.

Кроме того, в богослужебных текстах всё время проповедуется следующая мысль: от грехов люди становятся духовно слепыми, и для того чтобы прозреть необходимо обращение в молитве к истинному врачу и истинному свету — Иисусу Христу.

Святитель Иоанн Златоуст
(Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, Беседы 56, 59):

Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно, было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким–то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота не зло.

Видишь ли, что эта частица везде указывает на последствие? Как отличный домостроитель, построивши одну часть дома, другую оставляет недоконченной для того, чтобы остальными постройками защитить себя пред неверующими в устройстве всего дома, так и Бог укрепляет и исправляет тело наше, как бы некоторую обветшавшую храмину, — исцеляет иссохшую руку, укрепляет расслабленные члены, выпрямляет хромых, очищает прокаженных, воздвигает больных, восстановляет расслабленных голенями, воскрешает мертвых, отверзает смежившиеся очи, дает зрение тем, которые никогда его не имели. Исправляя, таким образом, все эти недостатки нашей немощной природы, Он являет Свое могущество. Когда же (Христос) говорит: да явится слава Божия, говорит о Себе, — не об Отце, потому что слава Отца была явна. Так как знали, что Бог создал человека, взяв персть от земли, то и Христос поступил таким же образом. Если бы сказал Он: Я — Тот, Кто взял персть от земли и создал человека, то это показалось бы невыносимым для слушателей; а когда Он показал это на деле, — они уже не могли оскорбляться. Вот почему, взяв персть и растворив ее слюной, Он таким образом обнаружил сокровенную Свою славу. Не малая слава в том, чтобы Его признали за Содетеля твари. А из того действительно следовало заключать и о прочем: часть служила ручательством за целое; несомненность большего удостоверяла и в меньшем. Ведь человек превосходнее всей твари, а глаз превосходнее всех наших членов. Вот почему Христос создал зрение не просто, а вышесказанным образом. Глаз хотя по величине и малый член, но необходимее всего тела.

Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким–либо бедствиям и терпят поношение, удостаиваются за это и особенных почестей. Как тот особенно приобретает имущество, кто тратит его ради Бога, и тот особенно любит душу свою, кто ее ненавидит, так, равным образом, тот особенно удостаивается почестей, кто подвергается оскорблениям. Так было и со слепым. Изгнали его иудеи из храма, но обрел его Владыка храма; он удален был от заразительного сонмища, и очутился у спасительного источника; был обесчещен обесчестившими Христа, и почтен Владыкою ангелов. Вот каковы награды за истину! Так и мы, если здесь раздадим имущество, обретем там дерзновение; если здесь дадим пособие страждущим, получим успокоение на небесах; если потерпим поношение ради Бога, удостоимся почестей и здесь и там. Когда изгнали слепого из храма, его нашел Иисус. Евангелист показывает, что (Христос) для того и шел, чтобы встретиться с ним. И смотри, чем награждает его: первым из благ. Открывает Себя слепому, который прежде не знал Его, и включает его в число своих учеников. Но ты заметь, с какою подробностью повествует евангелист. Когда Христос спросил:

«ты веруешь ли в Сына Божия»

слепой отвечает:

«а кто Он?»

Он еще не знал Его, хотя и получил от Него исцеление; прежде чем приступил к Благодетелю, был слеп, а после исцеления влачим был теми псами. Итак, (Христос), как некий подвигоположник, принимает его, как подвижника, много потрудившегося и увенчанного. И что говорит?

«Веруешь ли в Сына Божия?»

Что это значит? После такого состязания с иудеями, после стольких слов (слепого), спрашивает: «веруешь ли»? (Спрашивает) не по неведению, но желая открыть Себя и показать, что высоко ценит его веру. Столько людей, говорит, поносили Меня, но Я не обращаю на них никакого внимания; об одном у Меня забота, чтобы веровал ты. Лучше один, творящий волю Господню, чем тысячи беззаконных. «Ты веруешь ли в Сына Божия»? Спрашивает так, давая разуметь, что Он находится здесь и слышит ответ, и уже наперед возбуждает в нем любовь к Себе. Не сказал вдруг: веруй, но предложил вопрос. Что же слепой?

«А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»

Глас души любящей и усиленно ищущей! Не знает Того, кого столько защищал, — чтобы ты познал отсюда его любовь к истине. Он еще не видел Его.

«Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою»

Не сказал: это — Я, но скромно и смиренно: «и видел ты Его». А как это еще было не ясно, то и прибавил яснее:

«Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему»

Не сказал: Я — тот, кто исцелил тебя, кто сказал тебе: иди, умойся в Силоаме; но, умолчавши обо всем этом, говорит: «веруешь ли в Сына Божия»? Тем не менее слепой, в знак великого расположения, тотчас поклонился, что сделали немногие из исцеленных, как то: прокаженные и некоторые другие. Этим он исповедал Его божественную силу: чтобы не подумали, что сказанное им только слова, он присоединил и дело. Мф 1:15

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии