joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095
Расписание паломнических поездок

Актуальная аналитика

Проповеди

Проповедь епископа Савватия "О значении ответственности для приобретения вечности"

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия на всеночном бдении в Спасском Кафедральном соборе города Тара Омской области 16.06.2018 г.

 


17 июня-день памяти Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок 326 г)

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Святитель Митрофан Константинопольский, патриарх

Святитель Митрофан Константинопольский, патриарх

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, был совре­мен­ни­ком свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337). Отец его, До­ме­тий, был род­ным бра­том рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Про­ба (276–282). Ура­зу­мев лож­ность язы­че­ской ре­ли­гии, До­ме­тий уве­ро­вал во Хри­ста. Во вре­мя же­сто­ких пре­сле­до­ва­ний хри­сти­ан в Ри­ме свя­той До­ме­тий с дву­мя сво­и­ми сы­но­вья­ми, Про­бом и Мит­ро­фа­ном, уда­лил­ся в Ви­зан­тию, где стал обу­чать­ся за­ко­ну Гос­под­ню у епи­ско­па Ти­та (242–272), му­жа свя­той жиз­ни. Ви­дя пла­мен­ное же­ла­ние До­ме­тия по­тру­дить­ся для Гос­по­да, епи­скоп Тит ру­ко­по­ло­жил его во пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти Ти­та на епи­скоп­ский пре­стол был воз­ве­ден До­ме­тий (272–303), а за­тем – его сы­но­вья, Проб (303–315) и в 316 го­ду – свя­той Мит­ро­фан.

При­быв од­на­жды в Ви­зан­тию, им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий был вос­хи­щен кра­со­той и удоб­ным рас­по­ло­же­ни­ем го­ро­да. Уви­дев свя­тость жиз­ни и муд­рость свя­то­го Мит­ро­фа­на, им­пе­ра­тор взял его с со­бой в Рим. Вско­ре Кон­стан­тин Ве­ли­кий пе­ре­нес сто­ли­цу из Ри­ма в Ви­зан­тию и пе­ре­вел ту­да свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. В 325 го­ду для низ­ло­же­ния ере­си Ария в Ни­кее со­брал­ся I Все­лен­ский Со­бор. Кон­стан­тин Ве­ли­кий ис­хо­да­тай­ство­вал у свя­тых от­цов Со­бо­ра для свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ти­тул Пат­ри­ар­ха. Та­ким об­ра­зом, свя­ти­тель стал пер­вым Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Сам свя­ти­тель Мит­ро­фан, глу­бо­кий ста­рец, не мог при­сут­ство­вать на Со­бо­ре, а по­слал вме­сто се­бя хо­ре­писко­па (ви­ка­рия) Алек­сандра. По окон­ча­нии Со­бо­ра им­пе­ра­тор вме­сте с от­ца­ми Со­бо­ра на­ве­стил боль­но­го Пат­ри­ар­ха. По прось­бе им­пе­ра­то­ра свя­ти­тель ука­зал се­бе до­стой­но­го пре­ем­ни­ка – епи­ско­па Алек­сандра, пред­ска­зав, что по­сле Алек­сандра на пат­ри­ар­ший пре­стол бу­дет воз­ве­ден Па­вел (в то вре­мя чтец), а Пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му Алек­сан­дру пред­ска­зал, что его пре­ем­ни­ком бу­дет ар­хи­ди­а­кон Афа­на­сий.

Свя­ти­тель Мит­ро­фан мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 326 го­ду, в воз­расте 117 лет. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме, воз­двиг­ну­том в его па­мять.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Свя­той отец наш Мит­ро­фан жил во вре­ме­на Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го – пер­во­го им­пе­ра­то­ра-хри­сти­а­ни­на. Он был сын рим­ля­ни­на До­ме­тия, про­ис­хо­див­ше­го из цар­ско­го ро­да. Этот До­ме­тий, ина­че на­зы­ва­е­мый До­ме­ти­а­ном, был бра­том Про­ва, неко­гда за­ни­мав­ше­го пре­стол рим­ско­го им­пе­ра­то­ра. Бу­дучи че­ло­ве­ком бла­го­ра­зум­ным, До­ме­тий ско­ро со­знал ложь идо­ло­по­клон­ства, от­рёк­ся от лож­ных язы­че­ских бо­гов и уве­ро­вал в ис­тин­но­го Бо­га – Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. А так как Рим в то вре­мя был ис­пол­нен язы­че­ско­го нече­стия и хри­сти­ане под­вер­га­лись в нем же­сто­ко­му пре­сле­до­ва­нию, то До­ме­тий, по­ки­нув сто­ли­цу им­пе­рии, при­был с дву­мя сы­но­вья­ми сво­и­ми, Про­вом и Мит­ро­фа­ном, в Ви­зан­тию. То­гда в Ви­зан­тии был епи­ско­пом бо­го­угод­ный и свя­той муж Тит (на­зы­ва­е­мый ина­че Тра­том или То­ра­том); при нем-то и ста­ли про­жи­вать До­ме­тий и его сы­но­вья, обу­ча­е­мые ве­ре Хри­сто­вой и за­ко­ну Гос­под­ню и на­став­ля­е­мые в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Ви­дя, что До­ме­тий всем серд­цем и всею ду­шою при­ле­пил­ся ко Хри­сту и по­лон пла­мен­ной рев­но­сти по­тру­дить­ся для Гос­по­да, – епи­скоп со­при­чис­лил его к цер­ков­но­му при­чту, ру­ко­по­ло­жив­ши в пре­сви­те­ры. Ко­гда, на­ста­вив До­ме­тия, Тит скон­чал­ся, то До­ме­тий при­нял по­сле него епи­скоп­ский пре­стол, а по кон­чине бла­жен­но­го епи­ско­па До­ме­тия свя­ти­тель­ский пре­стол при­нял сын его Пров. По­сле же пре­став­ле­ния Про­ва на ви­зан­тий­скую ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру воз­ве­ден был сын До­ме­тия и брат Про­ва – свя­той Мит­ро­фан, о ко­то­ром пред­сто­ит нам сло­во.

В это вре­мя им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий при­был во Фра­кий­скую об­ласть и оста­но­вил­ся в Ви­зан­тии. Уви­дав здесь свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, им­пе­ра­тор из бе­сед с ним по­знал, что он ве­ли­кий угод­ник Бо­жий, и мно­го ди­вил­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­ни свя­ти­те­ля и его пре­муд­ро­сти. Го­ря­чо по­лю­бив его и же­лая на­сла­ждать­ся бо­го­дох­но­вен­ны­ми его ре­ча­ми, он взял его с со­бою в Рим.

Вско­ре по­сле то­го им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­же­лал пе­ре­не­сти свою сто­ли­цу из Ри­ма в Ви­зан­тию. Го­род этот ему очень по­нра­вил­ся как по сво­ей кра­со­те, так и по вы­год­но­му ме­сто­по­ло­же­нию сво­е­му. Он на­хо­дит­ся в юго-во­сточ­ном уг­лу Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва на бе­ре­гу Бос­фо­ра, про­ли­ва, со­еди­ня­ю­ще­го Черм­ное мо­ре с Сре­ди­зем­ным и Мра­мор­ным мо­ря­ми. Пре­крас­ней­шие до­ро­ги с су­ши и с мо­ря ве­ли к это­му го­ро­ду, и вся окру­жа­ю­щая мест­ность изоби­ло­ва­ла раз­лич­ны­ми зем­ны­ми пло­да­ми. Всё это так по­нра­ви­лось Кон­стан­ти­ну, что он ре­шил пе­ре­не­сти сю­да сто­ли­цу им­пе­рии. Но­вую сто­ли­цу им­пе­ра­тор укра­сил пре­крас­ней­ши­ми зда­ни­я­ми и на­име­но­вал ее Но­вым Ри­мом.

Но, по име­ни сво­е­го со­зда­те­ля, го­род ча­ще на­зы­ва­ли Кон­стан­ти­но­по­лем, то есть го­ро­дом Кон­стан­ти­на, а как ре­зи­ден­ция им­пе­ра­то­ров он име­но­вал­ся еще Ца­рь­гра­дом. Пе­ре­нес­ши в Ви­зан­тию сто­ли­цу им­пе­рии, Кон­стан­тин пе­ре­вёл сю­да так же из Ста­ро­го Ри­ма свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, на­рек его сво­им от­цом и ис­хо­да­тай­ство­вал ему у со­брав­ших­ся в Ни­кее на Пер­вый Все­лен­ский Со­бор епи­ско­пов ти­тул Пат­ри­ар­ха. Мит­ро­фан был, та­ким об­ра­зом, пер­вым Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

По при­чине глу­бо­кой ста­ро­сти и те­лес­ной немо­щи сам Мит­ро­фан не был на Со­бо­ре в Ни­кее. Вме­сто се­бя он по­слал сю­да сво­е­го хо­ре­писко­па Алек­сандра – му­жа по­чтен­но­го, свя­то­го и пре­ста­ре­ло­го, подъ­яв­ше­го мно­го тру­дов на поль­зу цер­ков­но­го ми­ра во Фра­кии и Ил­ли­рии. Он на со­бо­ре за­ни­мал ме­сто сво­е­го Пат­ри­ар­ха Мит­ро­фа­на и про­ти­во­сто­ял Арию.

По­сле окон­ча­ния се­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий упро­сил всех свя­ти­те­лей, быв­ших на со­бо­ре, от­пра­вить­ся вме­сте с ним в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы на­ве­стить там боль­но­го Пат­ри­ар­ха Мит­ро­фа­на, ле­жав­ше­го на смерт­ном од­ре. В од­но из вос­кре­се­ний от­цы вме­сте с ца­рем при­шли к Мит­ро­фа­ну и дол­го бе­се­до­ва­ли с ним. При этом им­пе­ра­тор ска­зал свя­то­му:

– Чест­ней­ший от­че! Я ви­жу, что ты из­не­мог от ста­ро­сти и бо­лез­ни. Итак, про­шу те­бя, ска­жи нам, кто до­сто­ин стать тво­им пре­ем­ни­ком?

На эти сло­ва свя­той Мит­ро­фан с ра­до­стью во взо­ре от­ве­чал им­пе­ра­то­ру:

– По­ис­ти­не тво­и­ми уста­ми го­во­рит ныне Свя­той Дух. Дей­стви­тель­но, ко­гда я за семь дней до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни раз­мыш­лял об этом, Гос­подь от­крыл мне, что по ис­те­че­нии де­ся­ти дней я уда­люсь из это­го ми­ра. И ко­гда я окон­чу жизнь свою, пусть по­сле ме­ня всту­пит на пре­стол со­слу­жи­тель мой Алек­сандр – по­ис­ти­не до­стой­ный из­бра­ния и да­ра Ду­ха Свя­то­го. По­сле же него име­ет быть на­след­ни­ком пре­сто­ла Па­вел, со­сто­я­щий в на­сто­я­щее вре­мя чте­цом.

За­тем, взгля­нув на бла­жен­но­го Алек­сандра, Пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, он ска­зал ему:

– Брат! и ты оста­вишь по­сле се­бя пре­вос­ход­но­го на­след­ни­ка.

И, взяв­ши за ру­ку ар­хи­ди­а­ко­на его, Афа­на­сия, про­из­нес:

– Вот доб­лест­ный во­ин Хри­стов; он бу­дет на­след­ни­ком по­сле те­бя, и не толь­ко твёр­до вос­станет, вме­сте с мо­им бра­том Алек­сан­дром про­тив ари­ан­ско­го нече­стия, но и пре­успе­ет в ве­ли­ких по­дви­гах, так что его вме­сте с му­же­ствен­ным Пав­лом ожи­да­ют мно­гие стра­да­ния.

Так свя­той пред­ска­зал о бу­ду­щем, и спу­стя де­сять дней по­сле от­кро­ве­ния Гос­под­ня в ми­ре скон­чал­ся в чет­вер­тый день июня ме­ся­ца, про­жив­ши со дня сво­е­го рож­де­ния все­го сто сем­на­дцать лет. Ныне же свя­той пре­бы­ва­ет в бес­ко­неч­ной жиз­ни, пред­стоя пре­сто­лу Ве­ли­ко­го Ар­хи­ерея, про­шед­ше­го небе­са, – Хри­ста Спа­са на­ше­го; Ему сла­ва во ве­ки. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий цар­ство­вал о 306 г. по 337 г.

[2] Пров или Проб цар­ство­вал с 276 г. по 282 г.

[3] Св. Тит за­ни­мал ви­зан­тий­ский епи­скоп­ский пре­стол с 242 г. по 272 г.

[4] До­ме­тий был епи­ско­пом Ви­зан­тии с 272 г. по 303 г.

[5] Пров свя­ти­тель­ство­вал с 303 г. по 315 г.

[6] Св. Мит­ро­фан, пер­вый Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­ни­мал Кон­стан­ти­но­поль­ский пре­стол с 315 г. по 325 г.

[7] Фра­кия на­хо­ди­лась в во­сточ­ной око­неч­но­сти Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и при­мы­ка­ла к мо­рям Чер­но­му и Мра­мор­но­му. В на­сто­я­щее вре­мя это во­сточ­ная Ру­ме­лия, ту­рец­кая про­вин­ция.

[8] Со­бор про­ис­хо­дил в 325 г. и со­зван был для об­ли­че­ние ере­си Ария, учив­ше­го, что Сын Бо­жий не еди­но­су­щен, а толь­ко по­до­босу­щен От­цу и есть твар­ное Су­ще­ство, сто­яв­шее, од­на­ко, вы­ше про­чих тва­рей. На этом Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ло 318 епи­ско­пов, съе­хав­ших­ся из раз­лич­ных стран, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах Рим­ской им­пе­рии.

[9] Хо­ре­пископ – сель­ский епи­скоп, быв­ший в под­чи­не­нии у го­род­ско­го.

[10] Ил­ли­рия – про­вин­ция, об­ни­мав­шая всё во­сточ­ное при­бе­ре­жье Адри­а­ти­че­ско­го мо­ря с ле­жа­щи­ми за ним мест­но­стя­ми. Те­перь на ме­сте этой про­вин­ции – Ал­ба­ния, Дал­ма­ция и Бос­ния.

[11] По­сле св. Мит­ро­фа­на Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­по­ля, дей­стви­тель­но, был свя­той Алек­сандр (с 325 г. по 340 г.), а по­сле него св. Па­вел, за­ни­мав­ший пат­ри­ар­ший пре­стол с неко­то­ры­ми пе­ре­ры­ва­ми с 341 г. по 350 г.

[12] Св. Алек­сандр за­ни­мал алек­сан­дрий­ский пре­стол с 312 г. по 326 г.

[13] По­сле св. Алек­сандра Пат­ри­ар­хом алек­сан­дрий­ским, дей­стви­тель­но, стал свя­той Афа­на­сий, за­ни­мав­ший алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру с 326 г. по 373. На его до­лю вы­па­ло мно­го пре­сле­до­ва­ний от ари­ан и ари­ан­ству­ю­щих им­пе­ра­то­ров. Несколь­ко раз он скры­вал­ся из го­ро­да, спа­са­ясь на За­па­де; ино­гда его из­го­ня­ли из Алек­сан­дрии ари­ане. Та­кую же участь раз­де­лил с ним и св. Па­вел, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский.

МОЛИТВЫ

Кондак святителю Митрофану Константинопольскому

глас 4

От младенства явился еси честен сосуд,/ святитель быв избран Богу, Емуже с веселием взывал еси:// равен еси, Христе, Отцу и Духу.

Кондак святителю Митрофану Константинопольскому

глас 2

Веру Христову ясно ты проповедал еси/ и, сию соблюдая,/ во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./ Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,// Христу моляся непрестанно о всех нас.

Источник: azbyka.ru

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru