joomplu:6380
joomplu:5094

Слово Преосвященнейшего Савватия, к участникам III Сильвестровских педагогических чтений г. Тара

3Уважаемый Владимир Ильич, уважаемые преподаватели, представители священства, дорогие студенты, ради которых, в общем-то, и существует это заведение, и которые являются надеждой и смыслом нашей жизни, жизни педагогов и учителей церкви.

Продолжая мысль Владимира Ильича, позвольте привести слова Ломоносова о том, что «правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя». Поэтому, конечно же,  истинная религия и истинная наука не могут враждовать. Вообще, истина, все истинное не враждует, потому что истина есть Бог, истина есть Любовь. А любовь – она созидает, а не разрушает.

И вот, это вполне может быть понятно, почему примиряются и религия, и наука – потому, что Бог сотворил вселенную видимую и невидимую, познаваемую и непознаваемую. Та часть вселенной, которая познаваема, ее как раз и изучает наука – те законы, по которым вселенная создана, существует и развивается. А для познания не познаваемого, Господь дал человеку веру, так, чтобы он, имел возможность объять необъятное, мог этим жить и владеть.

Я рад, что именно в Таре я вошел в лоно церкви, воцерковился (поверил я давно, еще в Мурманской области, будучи военнослужащим). А здесь, проходя военную службу, воцерковился. И еще рад тому, что наша земля Тарская, плодоносная в научном смысле. Я недавно познакомился с университетом, в частности, общаясь с Владимиром Ильичем. И мне на Тарской земле, как некий дар, были даны две мысли. Мысли бывают такие, что посетит и тревожит душу, и как-то душа живится, питается этой мыслью и продолжается жизнь. И вот, две истины открылись мне в последнее время. Одну из них мне высказал Владимир Ильич в простой беседе. О том, что истину нужно поддерживать. Если ее не поддерживать, то она как бы гаснет и перестает быть истиною. А вторую мысль мне предложила директор центральной библиотеки. Как ученый-филолог, культуролог, она говорит, что традиционные ценности нельзя развивать, их можно только восстанавливать. Сейчас я нахожусь под впечатлением от этих мыслей, услышанных на Тарской земле.

Кто-то скажет, подумаешь, мысль да и мысль, мало ли умного сейчас говорится. Однако же надо осознавать силу иной мысли. Вот, к примеру, был некий Гегель, жил в Западной Европе, о чем-то думал, потом его мысли перенял Карл Маркс, потом Ленин и прочие иже с ним… Сделали революцию и такое устроили, что до сих пор как вспомним, так вздрогнем.

Или другой пример. Однажды в Милане в 2007 году, на заседании политического клуба Путин Владимир Владимирович высказал мысль о том, что мир многополярен, и Россия будет развиваться своим путем. Вы слышали, что ранее раздавались голоса, что мол есть только один путь прогресса, где западная культура впереди всех, а мы должны пристраиваться в фарватер западной цивилизации. Внушали, что США – лидер этого прогресса, страна имеющая особую исключительность, и все мы вроде снизу вверх должны на нее смотреть. И вот, Путин (а у него и срок президентства тогда заканчивался, и Россия тогда была слабее) высказал мысль о многополярности. Позже, были дипломатические успехи России, а в последнее время и весь мир соглашается, что самый влиятельный политик – это президент России. Но тогда, до Милана, никаких особенно громких голосов и не было о многополярном мире и о достоинствах каждой отдельной цивилизации. Я говорю не о научной сфере (были и Данилевский, и Леонтьев, и Шпенглер, и Тойнби…), а о практике политики, где идеи воплощаются в жизнь. И вот тогда, когда ценности однополярного глобального мира считались приоритетными, и все молча следовали этим правилам, хотя и были с ними не согласны, но молчали, а один встал и сказал. В прочем не это важно, а то, что через два года и госсекретарь США Хилари Клинтон, и президент Обама, не имея способности сопротивляться силе мысли (слабого, разрушенного российского государства!), поняли, что не могут ее победить, и решили возглавить. Они сами стали говорить о многополярном мире. Такова была сила мысли!

Московский профессор Тростников Виктор Николаевич говорит о том, что в Милане в 2007 году произошло событие, равного по значению которого не было за последних 500 лет. Известно, что пятьсот лет назад в западном мировоззрении зародился протестантизм, из которого впоследствии вышли и немецкая философия, и законы капитализма. Протестовать было за что в Западной Церкви, но вместо того, чтобы вернуться к истокам Апостольской веры протестанты изобрели новое учение. Протестантская мысль породила индивидуализм, рационализм, антицерковность. Приоритет личных целей возобладал над общественными, что в нашем понимании есть антиобщественность. Потом уже появился Ницше, продолжателем идей которого был, как вы знаете, Гитлер, нацизм и прочее, эти идеи до сих пор живы, к сожалению. И вот, не взирая на господство Западной идеологии, вдруг было вслух заявлено, что каждая цивилизация должна развиваться в соответствии со своими законами, своими интересами. У нас, в России, например, коллективизм, соборность всегда преобладали над индивидуализмом. И если протестанты относятся к богатству как к признаку Богоизбранности, то в России чаще называли Божиими людьми нищих, нежели богатых. Русский человек так устроен, что ищет высшей справедливости, ищет великого, высокого, ищет Бога. И если не находит, то может впасть в отчаяние и даже в саморазрушение. Эта особенность русской души, отчетливо выраженная Достоевским, а за ним и прочими нашими мыслителями, конечно не может не сказаться и на всем устройстве общества, хозяйства. У нас другой тип цивилизации, нежели на Западе.

И вот, продолжая, развивать избранное направление, президент недавно (в Валдайской речи) прямо сказал, что у нас появляется своя идеология; это – патриотизм. У нас появляется национальная идея. Наша национальная идея – это традиционные ценности. А министр иностранных дел России С.В. Лавров в недавней лекции, говоря о традиционных ценностях, уточняет, что их существенную часть составляют религиозные ценности Православия и других мировых религий. Заметьте, это говорит не батюшка в деревне, не душа матери, молящейся перед иконой. Это уже говорится на мировой политической арене.

Мы с вами, конечно же, призваны осознать смысл традиционных ценностей, и чем они отличаются от нетрадиционных. И как мне в простоте кажется, что традиционные ценности – это те, которые наиболее продолжительны и близки к вечным ценностям: любовь, честь, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, вера, воздержание, семейные ценности, личностные ценности, дух. В Евангелии сказано апостолам «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:49-50). Это адресовано и всем людям, кто исповедует и воплощает в жизнь традиционные ценности. В другом месте говорится о тех, кто не руководствуется этими ценностями: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Заметьте, что если эту фразу произносишь в либеральной среде, то живо отвечают: «…ну, вот, вы там сразу против…». А ведь не сказано, что мы против… Наоборот, это те, кто не имеет традиционных ценностей, они против нас. А если я имею традиционную ценность, например, любовь (к Родине, к матери, к людям), как я могу быть против того, кто имеет свободу? А Бог нам дал такую свободу, что человек вправе решить: «не хочу в рай, хочу в ад». И вот такая страшная нам с вами дана, такая тяжелая ноша – свобода.

Нам важно понять, что мир и радость, и совместное существование –возможно только при отстаивании этих традиционных ценностей. Среди них и научное мировоззрение – в противовес политизированному, например «научному атеизму» (такое вот гордое название; кому бы пришло в голову подчеркивать «научная математика», «научная физика»?) Нужно отстаивать традиционные ценности и в воспитании, и в образовании, и в культуре.

Позвольте, напоследок, сказать как о некой традиционной ценности, о любви к нашей Таре, к нашим тарчанам, к истории нашего края. Не только потому, что изначально Тара строилась как второй по значению город в Сибири (была тогда Тобольско-Тарская епархия). Но и потому, что тогда Русь называли Святой, то было время расцвета русской культуры и оно запечатлевалось в Сибири. И здесь, в морозах, в отдаленности от центра эта культура человечности хорошо сохранялась. И нам нужно ее, действительно, если не развивать, то хранить. В Раю ведь тоже были ценности, и была заповедь «хранить и возделывать рай». Значит, развивать ценности – это их «возделывать», а проще сказать – делиться этими ценностями друг с другом. Проявлять добрые качества души. Потому что если не будем, как уже говорилось об истине, поддерживать их на должном уровне, на высоте подсвечника, то и не будет от свечи достаточно света. Тогда-то эти истины будут принижаться, и ценности традиционные будут тускнеть. А если мы о них будем говорить и будем к ним стремиться совместно, то это и будет развитие, возделывание и хранение ценностей.

Вот кто-то скажет: «А что хорошего в Таре?». Или: «За что мне любить Родину?» И сразу не найдешься, что ответить. И если исходить из рационализма, из индивидуализма, из антиобщественного какого-нибудь потребительского отношения к миру, то кто тут что докажет… Например, юноша полюбил девушку и женился. Как он может доказать, что эта девушка – лучшая в мире? Или как может доказать дитя, что «моя мама – лучшая в мире»? Поэтому и мы с вами не сможем доказать никому, кто рассуждает холодным, мрачным умом, без света, любви, радости, и благодарности. Мы не сможем доказать, за что нам любить Тару. Но дитя любит мать! И никто ему не докажет, что кто-то есть лучше матери. Вот и мы давайте любить Тару так, чтобы никто не мог доказать, что где-то есть лучшее место, чем частичка нашей Великой Родины город Тара!

Спаси, Господи!

Пресс-служба Тарской Епархии

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии