joomplu:6380
joomplu:5094

По следам путешествия цесаревича Николая

Путешествие цесаревича НиколаяТарская епархия организовала крестный ход «Царский путь» по пути следования цесаревича Николая Александровича (будущий царь Николай II) в июле 1891 года на пароходе «Николай»: Тобольск - Усть-Ишим - Тевриз - Знаменское - Тара - Большеречье - Омск.

Крестный ход начался 6 июля в Омске в День Владимирской иконы Божией Матери, откуда паломники организованно выехали в Тобольск, и закончится 12 июля в День Собора 12-ти апостолов.

Как сообщает сайт Тарской епархии, иконами Крестного хода стали: икона Государя Императора Николая II, икона Владимирской Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского.

Во время Крестного хода пройдут встречи паломников с населением, будут демонстрироваться просветительские фильмы, а в Таре, куда паломники прибудут 11 июля, запланировано проведение круглого стола с участием историков-краеведов на тему изучения и возможности восстановления утраченных храмов Тарской епархии.

Паломники Крестного хода также должны принять участие в установке памятного знака Московско-Сибирского тракта в нашем городе. Закончится крестный ход «Царский путь"  12 июля благодарственным молебеном в Успенском Соборе г. Омска.

На снимке: пароход «Николай» в Омске.

Наша справка

Фрагмент из статьи «Восточное путешествие Цесаревича Николая», при создании которой использовались и материалы из наследия тарского историка-краеведа А.А. Жирова:

«В Усть-Ишиме (до Тары по Иртышу 365 верст), где Цесаревич останавливался на ночь с 11 на 12 (с 23 на 24) июля, было принято решение подойти к Таре. Промежуточная остановка была в посёлке Тевриз.

Ровно в 9 часов пароход «Николай» подошел к тарской пристани.

Описание князем Ухтомским встречи Цесаревича на тарской пристани: «К счастью горожан погода 13 (25) июля стояла прекрасная. Его Высочество, встав ранее обыкновенного, изволил любоваться при приближении красивым поэтическим видом города, а когда подошли ближе, выразил одобрение усердию горожан, столь красиво убравших пристань».

Жители, ожидая высокого гостя, «не остановились перед расходами и заботами»: дорога к городу была уставлена флагами, близ пристани устроили большую украшенную площадку, вымощенную деревом, а с двух сторон пристани на большое расстояние по воде были поставлены флагштоки, соединённые гирляндами и украшенные иллюминацией. На пристани было собрано духовенство, и выставлен почётный караул.

«Его Императорское Высочество изволил выйти и, приложившись к святому кресту и приняв окропление святою водою, направился к почётному караулу. Проследовав вдоль него и поздоровавшись с нижними чинами, а так же с воспитанниками учебных заведений, собранными на той же площадке, Его Высочество принял депутации с хлебом-солью. Первыми представлялись гласные города Тары с городским головою Пятковым во главе, затем были допущены поднести хлеб-соль старообрядцы Тарского округа, причем блюдо подносил пожилой крестьянин Чинягин; после него приветствовали Его Высочество прибывшие издалека бухарцы Тюменского округа и инородцы Кашегальской волости того же округа, затем бухарцы Тарского округа и инородцы Аялынской волости того же округа».

Тарский городской голова Пятков поднес наследнику золоченое с эмалью серебряное блюдо работы московского фабриканта Шапошникова. Старообрядец Чинягин вручил гостю серебряное блюдо с резьбой и такую же солонку. Бухарцы Тюменского округа привезли блюдо ореховое с отделкой и надписью на мамонтовой кости. Ясачные инородцы-магометане Кашегальской волости подарили фарфоровое блюдо, с отпечатанной золотой надписью. Бухарцы Тарского округа и инородцы Аялынской волости поднесли блюдо оставшегося неизвестным местного мастера из кленового дерева с украшениями.

Тут же на пристани стояли воспитанницы Тарской женской прогимназии и их начальница Ильина с букетом. Начальница прогимназии «от смущения не решилась тут же просить этой милости» — поднесения цветов. После доклада наследник «разрешил пропустить начальницу и несколько девочек на пароход, где г-жа Ильина имела счастье лично вручить Цесаревичу букет и, надо было видеть радостные лица детей, когда Его Высочество несколькими словами и ласковой улыбкой поблагодарил их».

Перед отходом парохода все депутации были приглашены на палубу и старшие депутаты поочередно допускались в каюту, где из рук Николая Романова получали подарки.

Городской голова А.Ф.Пятков получил перстень с сапфиром и брильянтами. Старообрядцу Чинягину были вручены серебряные часы. Серебряные часы с государственным гербом получили тюменцы и татары Аялынской волости. Бухарцы Миршанов и Абейдулин, «равно выборный от бухарцев Тарского округа Начметдин Айтыкин» удостоились получить медали на Станиславских лентах для ношения на груди. Начальница прогимназии Ильина получила кольцо с камнями. Кроме этого, наследник пожаловал деньги на угощение детей, воспитывающихся в прогимназии и в Немчиновском сиропитательном заведении.

Жители Тары, собравшиеся на берегу Иртыша, долго провожали пароход восторженными криками. После чего все отправились в собор. В отправленной в тот же день телеграмме они просили губернатора выразить чувства преданности Цесаревичу.

Это сообщение было получено Николаем 16 июля, и он поручил искренне благодарить жителей Тары. Его ответная телеграмма «подняла радостное чувство тарцев и пароход «Николай», проходя вечером 17 июля мимо Тары, видел город всё еще разукрашенным и иллюминированным».

При поготовки статьи использованы материалы сайта ООО РИА «Тарский курьер»

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12