joomplu:6380
joomplu:5094

«Церковь никогда не находится в привилегированном положении»

Святейший Патриарх отметил, что даже во времена, когда Церковь внешне пользовалась привилегиями, ее положение оставалось уязвимым … Вчера, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru.

Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении протодиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».

По завершении чина умовения ног Предстоятель взошел на амвон и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Угодно было Спасителю нашему, чтобы Жертва, которую Он принес на Голгофе ради спасения мира, спасла не только тех, кто был соучастником и свидетелем этой Жертвы, как то было в Ветхом Завете, когда люди окроплялись кровью жертвенного животного, тем самым соучаствуя в жертвоприношении. Господу и Спасителю было угодно, чтобы в любой момент человеческой истории всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа и являющийся членом Церкви, то есть причастный к созданной Им общине верных, мог соучаствовать в Его голгофской Жертве, не окропляясь человеческой кровью, но принимая в себя Тело и Кровь принесенного в жертву Сына Божиего и Сына Человеческого. И в преддверии Своих страданий Господь учреждает Таинство Евхаристии или благодарения.

Невозможно назвать это Таинство иначе, как Таинство благодарения, ведь что еще могут сказать люди пред лицом Жертвы, принесенной Спасителем? Какие слова соучастия? Какие слезы сострадания? Ничто не достойно той Жертвы, и сострадание не может быть той же силы, что было у тех, кто стоял рядом с голгофским Крестом. И для того чтобы соучастие в Жертве Спасителя не было лишь эмоциональным воспоминанием, но было духовной, мистической реальностью, Господь и совершает Таинство благодарения на последней Пасхальной вечере и, благословляя хлеб и вино, дает их ученикам, говоря: "Это есть Тело и кровь Моя, которые приносятся и изливаются за вас, ради вашего спасения; сие творите в Мое воспоминание" (см. Лк. 22:19-20). И всякий раз, когда мы причащаемся Тела и Крови Спасителя, когда мы соучаствуем в Таинстве благодарения, в Таинстве Святой Евхаристии, и вкушаем Тело и Кровь Христову, мы становимся соучастниками Его голгофской Жертвы.

Все то, что последовало за этой Жертвой, — спасение мира, возвышение человеческой личности, освобождение от греха, прощение грехов, — все это даруется нам через Святую Евхаристию. В ней мы получаем прощение собственных грехов, в ней и через нее искупляются наши грехи, она дает нам надежду на спасение. Вот почему без причащения Тела и Крови Христовой не может жить христианин. Без Таинства Святой Евхаристии нет Церкви, потому что это главное действие, которое Церковь совершает, и не может быть ничего превышающего это действие, ибо через него силой благодати Божией мы действительно приобщаемся Тела и Крови распятого Спасителя, становимся соучастниками Его жизни, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восшествия на небеса и страшного и славного второго пришествия.

Многие задают вопрос: как могло случиться так, что некая общность людей, сформировавшаяся две тысячи лет назад, продолжает существовать, несмотря ни на что, и в наши дни? Ведь даже тогда, когда Церковь внешне пользовалась привилегиями, на самом деле ее положение оставалось очень уязвимым, потому что Церковь призвана благовествовать правду Божию, в том числе сильным мира сего. И очень часто в ответ на эту правду Церковь и служители ее подвергались гонениям, даже когда правители называли себя православными государями. Наверное, самым ярким тому примером является история святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который говорил Божию правду, а правда уязвляла императора и императрицу. Мы знаем, что великий святитель и угодник Божий закончил дни свои в ссылке, не перенеся всех тяжестей того наказания, которому его подвергли.

Иначе говоря, Церковь никогда не находится в привилегированном положении — уже только потому, что она призвана говорить правду, а правдой этой уязвляются те, кто не живет в соответствии с ней. Вот и удивляются люди, наблюдая двухтысячелетнюю историю Церкви, — как же эта общность смогла сохраниться, несмотря на гонения, несмотря на провоцируемые разделения, несмотря на расколы и ереси, несмотря на страшные политические катаклизмы, которые стирали с лица земли целые империи и цивилизации, перекраивая мировую карту? Как могло быть, чтобы Церковь сохранилась? Она бы никогда не смогла сохраниться, если бы не совершала Божественную Евхаристию. Именно потому, что в центре жизни Церкви — Таинство благодарения, через которое люди соприкасаются с подлинной реальностью страданий и Воскресения Спасителя, Церковь и может существовать.

Таинство Евхаристии являет нам Божественную природу Церкви. Мы с вами — это ее человеческая природа. Мы можем жить более или менее праведно, мы совершаем грехи и каемся, мы подвержены многим влияниям извне, в том числе страхам и ложным радостям. Но Божественная природа Церкви, являемая в Таинстве Святой Евхаристии, как столп, поддерживает всех, кто собирается вокруг нее, чтобы жить по Божией правде.

Да поможет нам Господь хранить веру, исповедовать искренне пред Богом свои грехи, причащаться Святых Христовых Таин так часто, как мы можем причащаться, не погрешая против святыни, но приуготовляя себя к этому великому событию. И верим, что Господь будет с нами и не оставит Свою Церковь, несмотря на многие опасения и страхи, которые поселяются в сознании современных христиан. Мы должны помнить, что Господь основал Церковь, и врата ада никогда ее не одолеют (см. Мф. 16:18). И эти слова особенно сильно отзываются в наших сердцах сегодня, в Великий Четверг, в день, когда мы вспоминаем установление великого Таинства благодарения, Таинства Святой Евхаристии. Аминь».

Русская народная линия - Статьи о России и Церкви

Подобные материалы:

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12