joomplu:6380
joomplu:5094

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДУХОВНОСТЬ – ГРАНИ СОВМЕСТИМОСТИ

Монах о. Евфросин. Всякий раз, когда мы слышим или встречаем в тексте слово «цивилизация», в воображении возникает некая формация, выходящая за пределы каких-то территориальных и временных границ. На память приходят древние цивилизации ацтеков, Атлантиды, Рима периода его расцвета и, наконец, внеземные, манящие своим научным и техническим совершенством.

Политический словарь под ред. С. Уткина приводит такое определение цивилизации, которое можно считать стереотипным: «Сегодня развитие человеческого общества характеризуется относительно высоким уровнем образования, быта, социальных структур и научно-технических достижений, существенно уменьшающих зависимость общества от природных факторов, а в области поведения – преобладанием рациональных, рассудочных мотивов над иррациональными. Цивилизация обычно противопоставляется первоначальному состоянию примитивности и варварства».

Бросается в глаза, что на фоне технических и научных приоритетов сознанию отводится вторая роль, а о духовности и вообще нет речи. А ведь именно эти понятия отделяют нас от всего тварного мира, определяя в конечном итоге суть той или иной цивилизации.

Взять, к примеру, инков, владевших бесчисленными богатствами и славящихся высоким уровнем точных наук. Однако мало кто знает о жестокостях, которыми сопровождались их ритуальные службы. Интерес к ацтекам неожиданно обострился пару лет назад, когда вспомнили, что их календари обрываются декабрем 2012 года. Видимо, мало что изменилось в мире с тех пор, потому что множество людей со страхом ожидали в эти дни конца света. Поговаривают, что в некоторых местностях даже шла торговля билетами в рай и в ад. Ну что тут скажешь? Когда лет сорок назад появились первые публикации о пришельцах из космоса, многие думали, что земная наука сделает резкий скачок. Ожидания эти не только не оправдались, но, напротив, выяснилось, что такие контакты для землян просто опасны. Американский православный иеромонах о. Серафим (Роуз), подробно рассмотрев несколько десятков подобных случаев, указал, что практически все «контакты с инопланетянами» обернулись для людей большими проблемами, в связи с тем, что под инопланетянами себя выдают бесы.  Просты людям бесы являются в виде леших и домовят, а тем кто по образованнее, в виде инопланетян на летающих тарелках.

Жак Аттали, директор Европейского Банка Реконструкции и Развития, в начале 1990-х годов говорил, что цивилизация ХХI века – это цивилизация кочевников: «Покончив с любой национальной «привязкой», порвав семейные узы, заменив все это миниатюрными микропроцессорами, такие граждане-потребители из привилегированных регионов мира превратятся в богатых номадов (кочевников, бродяг)» [1, с.18].

«Практикующих христиан уже давно меньшинство», – с горечью говорит представитель Ватикана падре Федерико Ломбарди. – Церковь идет против мэйнстрима (главного течения) в обществе. Теперь каждый имеет свою правду. «Все позиции равны, ни у кого нет привилегий, и ты не можешь претендовать на единственную истину», - вот то, что твердят людям массмедиа. Нет власти, нет авторитета, нет правды, нет света и нет института, который имел бы право учить и наставлять» [2].

Белорусский православный ученый-селекционер М.А. Кадыров-Боровский пишет: «К цивилизованности ведёт поиск Истины. Любая цивилизация, достойная так называться, должна заниматься поиском Истины. И если, по утверждению Святейшего Патриарха Кирилла, мы признаем существование Божественного начала, мы признаем существование абсолютного критерия Истины и нравственного (?) фраза не завершена» [3].

Постигая смысл этих, в общем-то простых слов, мы понимаем, что Человек, плывя в бурном море современной жизни, обретает в нем надежный маяк в виде Заповедей и богатого наследия святых отцов Церкви. Каждый раз, когда перечитываю Послания Апостолов, созданные почти две тысячи лет назад, удивляюсь, насколько востребовано и актуально звучат они сейчас. Новый Завет и многочисленные труды святителей Русской православной Церкви – вот надежный путеводитель в жизни, особенно для молодого поколения. Не секрет, что интернет, любезно предлагая молодежи массивы любой информации, отбивает охоту работы с книгой. А именно это помогало старшему поколению «грызть камень науки», давая при этом прочные знания.

Проблема нанотехнологий – в том, что сами создатели не задумываются, в чьи руки попадет их прибор, почти не видимый на ладони, и чему он будет служить – добру или злу. Над нашей Родиной в очередной раз нависли грозовые тучи. Европа и США, разыграв на этот раз «украинскую карту», ожесточили нападки на Россию, которая всегда была камнем преткновения для мира, живущего по законам коньюктуры. Сейчас, как никогда, наш народ нуждается в единении, причем в духовном – не менее, чем в политическом. Приближается 70-летие Великой Победы, когда страна будет отмечать память тех, чья сила духа остановила немецкие полчища у стен Москвы, прорвала блокаду Ленинграда и завершила самую тяжелую войну у стен рейхстага.

В судьбоносные моменты своей истории русские люди всегда обращались за помощью к Богу, к Заступнице нашей Богородице, к прославленным святым к традиционным ценностям. Задача наша – всеми силами поддерживать духовные традиции нашей русской православной цивилизации, корнями уходящей вглубь веков.

Литература

  1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. Победители и проигравшие наступающего мирового порядка. М., 1993.
  2. Дарья  Асламова. Почему Европе не нужен Бог?//Комсомольская правда, 13.12.2013.
  3. Кадыров-Боровский М.А. Христианство и наука. Вечные проблемы и новые надежды.  Изд-во Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, Минск, 2012 г.

Монах Ефрасин (Садовников)

Подобные материалы:

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12