joomplu:6380
joomplu:5094

Во имя святой Параскевы

2015Наши предки - крестьяне из-под г. Орла - поселились в Кутырлах на заимке в конце 1840-х годов, и сегодня старожилы называют эту часть села Саньковским краем. Составляя родословную, я опросил десятки однофамильцев - своих дальних и близких родственников, появившихся на свет в конце 19-го - начале 20-го веков, делал выписки из регистрационных книг Кутырлинской церкви, архивных документов, поэтому изложенные сведения достоверны.

В 1903 году в селе Кутырлы Кабырдакской волости (ныне – Колосовского района) находилась земская станция на тракте Тюкалинск - Тара, по которому местные ямщики возили пассажиров и грузы. В селе имелся хлебозапасный магазин, работали маслозаводы и маслобойки, три торговые лавки и одна казённая винная лавка, 4 водяные мельницы, кузница, собирались две ярмарки: Девятская - на 9-ю Пятницу по Пасхе и 8-го сентября - Богородская. Дети учились в церковно-приходской школе (ЦПШ). На площади в центре села возвышалась церковь, построенная в 1856 году. Эти сведения из «Списка населённых мест Тобольской губернии составлены статистическим комитетом по данным, полученным из волостных правлений Тюкалинского уезда.

Более подробные сведения есть в «Справочной книге Омской епархии» Иоанна Голошубина, изданной в Омске в 1914 году. Он писал, что в селе проживает 830 душ обоего пола; ЦПШ работала с 1886 года в собственном здании; в селе на речках Оше и Кутырлинке крутили колёсами уже не 4, а 5 водяных мельниц о 2-х и 3-х поставах, молоть зерно сюда съезжались крестьяне за сто и более вёрст. От себя добавлю, что мельницы принадлежали зажиточным людям: запрудить реку, поставить водяное колесо, здание и механизмы мельницы - дело затратное, только покупка жерновов обходилась более чем в сто полновесных царских рублей. Кстати сказать, одна водяная мельница в Кутырлах принадлежала моему двоюродному деду Василию Ивановичу Санькову, на Оше у омута, где она стояла, совсем недавно торчали из воды сваи.

Ещё Голошубин писал, что крестьяне засевают от трёх до семи  десятин  преимущественно пшеницей, но из других источников известно, что сеяли также овёс для лошадей, ячмень на пиво, лён. Питьевую воду кутырлинцы брали из озера Круглого, поэтому в нём запрещалось купаться и поить скот, за медпомощью люди обращались в земскую больницу села Баженово (сейчас Саргатский район). И. Голошубин собирал материал для книги по заказу руководства Омской епархии, поэтому большинство сведений в ней касается храмов, причтов (служителей) и прихожан. Так вот, однопрестольная   кутырлинская церковь во имя великомученицы Параскевы построена на средства прихожан из дерева, в одной связи с колокольней на общем каменном фундаменте. Утварью она была достаточна и даже имела 1763 рубля капиталов. Это пожертвования прихожан, которые могли тратиться на ремонт храма, ограды, покупку икон, утвари. Причт Параскеевской церкви по штату состоял из священника, дьякона, псаломщика. Жалования от казны священник получал 300 рублей в год, псаломщик - 100 рублей, дьякону жалования не полагалось. Для причта селяне построили два  «удобных с сельхозпостройками дома».

Кстати, поповский дом до сих пор стоит в старом центре села, недалеко от того места, где находилась церковь, в прежние годы в нём работал сельский совет. Через улицу до недавних пор стоял большой дом моего деда Санькова Ивана Ивановича, его семью раскулачили во время коллективизации, в доме том располагалась больница, потом аптека.  Кроме жалования причт пользовался предоставленной обществом землёй, часть сенокосов и пашни они сдавали крестьянам в аренду по одному рублю в год за десятину.

Прихожане заботились о состоянии церкви и домов причта. На Пасху служители по приглашению ходили с иконами по домам кутырлинцев и жителей окрестных деревень, входивших в приход Параскеевской церкви. Крестный ход бывал весною по полям и в престольный праздник - Девятую Пятницу по Пасхе. «По¬следний установили по случаю того, что 35 лет тому назад в этот день прекратился падёж скота. Этот ход бывает на ключ, что в трёх верстах от села, вода в котором очень вкусная и почитается целебной» - писал Голошубин. И вот мы подошли к главному, дело в том, что 12 июня 2015 года, как и сто лет назад, у тех ключей колосовский священник отец Анатолий будет проводить службу, на которую прибывают православные со всей округи, в этом может убедиться каждый. А мы снова обратимся в прошлое.

Почему торжества на престольный праздник проходят не в селе, а на ключах речки Кутырлинки, в трёх километрах в сторону деревни Чердынцево? Старые люди рассказывали, что именно здесь когда-то нашли чудотворные иконы. Бывало, накануне «Девятой пятницы» в Кутырлы съезжались тысячи православных с округи в сто вёрст, ночевали у родственников, знакомых или в телегах на соломе. В праздничный день к источнику шло крестным ходом огромное количество людей: последние были еще у церкви, а передние уже подходили к ключу. Здесь много больных, калек - они жаждали исцеления. На спуске к месту, где били ключи, выкопаны ступеньки, а ниже стоял столб, выкрашенный в зелёный цвет, в нём углубление, обитое железом, оно закрывалось дверкой с замком. Каждый опускал сюда деньги - кто сколько мог. Над ключами часовенка, из-под пола которой по лотку бежал поток. Люди ждали, когда батюшка освятит воду, и после все спешили наполнить ею кринки, кувшины, деревянные лагушки. А наверху, в сторонке, дьякон укладывал в тарантас подношения верующих: печенье, яйца, маслице.

В самом начале тридцатых богоборческих годов мой отец шестнадцатилетним парнишкой работал в местном колхозе, в страду ночевали они в поле, а воду брали из того ключа. От часовенки тогда оставался лишь лоток.

Недавно прочитал у В.Даля: «Девятая пятница... праздник святой Параскевы», теперь понятно, почему кутырлинская церковь называлась Параскеевской.

М.И. САНЬКОВ, краевед //Новый вымпел, №23(8378), 12 июня 2015 г.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12