joomplu:6380
joomplu:5094

Георгиевский кавалер - потомкам пример

20150829Георгиевский кавалер Андрей Игнатьевич Кожевин, родом из деревни Мысы, в первую мировую войну служил на «Варяге». Как известно, легендарный крейсер был затоплен, а потом поднят со дна морского и отправлен в Англию на ремонт.

Перегонял его и наш земляк. Во время очередной вахты обнаружил американскую подлодку, за что и был награжден Георгиевским крестом. В качестве поощрения его отправили в кругосветное плавание.

Позже на долю солдата выпала и революция, и гражданская война, и коллективизация, и сталинские репрессии.

Дочь героя, 86-летняя труженица тыла Валентина Андреевна Бороненко, жительница села Новокарасук, очень хорошо помнит рассказы отца. Всех своих детей, а их у него было пятеро, Андрей Игнатьевич учил беречь и любить родную землю, как любил ее он.

- Когда началась Великая Отечественная, - рассказывает Валентина Андреевна, - я четвертый класс окончила. Старших братьев, Матвея и Куприяна, призвали на фронт, едва им по 16 исполнилось. Отец был уже в возрасте, его в трудармию забрали. Но легче там не было. Также гибли и голодали. Мы, правда, дождались своего кормильца. Через год после Победы.

В 41-м закончились все Валины «университеты». Надо было как-то выживать и фронту помогать.

- Сначала наладили меня полевые сводки носить из Мысов в Устьлогатку, - вспоминает пожилая женщина. - А как 15 годов стукнуло – запрягли по полной. Зимой мы рыбачили, работали на лесозаготовках, летом – на колхозных полях. Верите-нет, но даже не знали, что есть такое понятие, как выходной или отпуск. На Октябрьскую дня два-три дадут на отдых – и снова в лямку.

Работали и ждали вестей с фронта. От Матвея так и не дождались.

- Где-то под Омском брат прошел краткосрочные курсы молодых бойцов - и на передовую, - продолжает Валентина Андреевна. - Больше мы о нем ничего не слышали. Мужики, вернувшиеся с фронта, рассказывали, что он погиб, защищая Сталинград. Вроде бы они его там встречали.

Куприяну «повезло» больше. Он воевал на востоке, с японцем. Но домой вернулся нескоро – служил целых семь с половиной лет.

В семье Бороненко бережно хранят память о своих героях. Их портреты – на самом видном месте. А в Книге Памяти – закладка на той самой странице, где о Матвее Кожевина всего несколько скупых слов: пропал без вести в августе 1943-го.

- Хоть бы под конец жизни узнать, где его могилка, - всхлипывает Валентина Андреевна.
Любовь Втюрина

Ваша Сельская трибуна

газета Крутинского района Омской области

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии