joomplu:6380
joomplu:5094

Традиционные ценности как плод познания непостижимого

Рождественские чтения 2013 год_3(Выступлени Епископа Савватия на Рождественских чтениях 10 января 2013 года. г. Омск.)

Совет ООН по правам человека принял к рассмотрению российский проект резолюции, в которой подчеркивается взаимосвязь между правами человека и традиционными ценностями человечества; США и Евросоюз, проголосовали против. Почему? На первый взгляд непонятно.

«В резолюции подтвержден тезис о том, что понимание и уважение традиционных ценностей способствует поощрению и защите прав человека и основных свобод. Важную роль в утверждении этих ценностей играют семья, общество и образовательные учреждения. К государствам обращен призыв укреплять эту роль».

То, что традиционно считалось белым, сейчас нуждается в доказательствах, что оно не является черным и это понимание нуждается в защите.

По федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».

Возникает вопрос: какие же ценности Русской цивилизации, семьи и общества, являются фундаментальными? Традиционными. В первую очередь, это конечно, православные, духовно-нравственные ценности. К ним можно добавить традиционные для исторической России идеалы: идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству.

Всем известно выражение: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». О значении веры для России и о последствиях отпадения от веры, так называемого цивилизованного общества, тема нашего выступления.

Для познания постижимого, Бог дал человеку разум. Для познания непостижимого Бог дал человеку веру. Впрочем, и сама наука, например геометрия, строится на аксиомах, которые не доказуемы и даются на веру.

Истинная вера, дарована человеку Творцом, как возможность объять необъятное, воспользоваться непостижимым, и приобрести вечное. Человек сотворен, всесторонне ограниченным, но посредством веры, допущен к безграничному. Посредством веры, человек прежде своего уподобления Богу, может быть причастен свойствам божественного всесилия, всеведения, все довольства и бессмертия. Есть другая необходимость видеть невидимое. Достоевский, говорил:«дьявол с Богом борется, а поле битвы сердце человеческое». Самое большое достижение дьявола в двадцатом веке, состоит в том, что он внушил людям, что его нет. В «овечьи одежды» благих намерений, рядятся волки хищные. Познать их хищный оскал, можно только по плодам. Только то, что проверено опытом, может быть традиционной ценностью.

Христос родился от Девы, поэтому женам нужно сохранять целомудрие, чтобы стать матерями Христовыми! Но хранить девство, это дело сильных, в прямом и переносном смысле. В прошедшем году мы праздновали 430 лет Сибирскому казачьему войску. Слава Сибирских казаков, а вместе и сибирская локальная цивилизация начинались с обетов целомудрия данных Богу, войнами Ермака. Обет целомудрия – это обет чистоты мыслей, чистоты намерений, чистоты дел. Таким образом, если в основание военных побед было положено целомудрие, то значит и в основании приобретения сибирских богатств, которыми живет ныне вся Россия положено целомудрие. Вот какое значение имеет традиционная ценность - целомудрие!

Святой Благоверный Князь Александр Невский, мощам, которого мы имели в этом году поклониться, во время порабощения Руси, татаро-монголами, отказался от военной помощи запада, предложенной взамен, отказа от Православной Веры, говоря: «Лучше внешне мы будем порабощены, но внутренне свободны, чем внешне свободны, а внутренне порабощены!» Вот Русская тайна, вот национальная идея, вот непобедимая победа – Вера наша! Вера делала нас свободными даже в рабстве, а после осознания всем народом основ русской духовности, помогала побеждать непобедимых поработителей.

Античная философия по внутреннему убеждению, а не под воздействием внешнего давления, победилась учением богопросвещенных отцов, Святой Церкви. В 325 году, лучшие философы по приглашению императора, официально присутствовали, на первом Вселенском Соборе, но побежденные аргументом непостижимости тайн божиих для рассудка и наглядно, познавшие преимущество веры, благодаря чуду, которое совершил Святитель Спиридон Тримифундский, они оставили земную мудрость и подобно волхвам, встали на путь веры.

Только в шестнадцатом веке, при реформации, наука дистанцировалась от католической церкви, отпавшей от вселенского православия, за шесть веков до того. В России же православные ученные, например Ломоносов считали, что наука и религия две дочери одной матери Церкви.

Западная, преимущественно немецкая, философия проникала в Россию и двести лет до революции отравляла интеллигенцию. Когда эта философия достаточно распространилась, и мудрецы с канонической территории восточной Церкви потеряли свет разума «Вифлеемской звезды», как волхвы в Иерусалиме, возникла необходимость рождения «Русской философии» из церковной ограды, родоначальником которой был Соловьев. Он обошел конфликт философии запада и религиозной мысли. Возникла необходимость православной литературы. Создателем этого направления литературы был Гоголь, а продолжателем Достоевский, который говорил, что человек без Бога - дрянь. Православным, общепризнанным мыслителем в области педагогики стал Ушинский, который говорил, что если школа не приводит ребенка в Церковь, то она не выполняет своей задачи. В государственном строительстве, даже до времен Столыпина, реформы хранили цивилизационный код. До ныне, сохраняются церкви, построенные на средства переселенческой реформы. В воинском искусстве величайшим во все времена полководцем стал генералиссимус Суворов, заповедавший: «без молитвы ружья не обнажай, оружия не заряжай, ни чего не начинай»

Традиционные ценности: личностные, семейные и общественные для всего человечества сформировались за последние две тысячи лет под воздействием Христианской веры. Религиозные заповеди, стали общечеловеческими ценностями. Заповедь: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», стала «Золотым правилом нравственности».

Ключ к постижению истории лежит в постижении Божьего замысла о человечестве. История это не то, что мы думаем о событиях прошлого, а то что Бог замыслил, поставляя общество перед выбором возможных направлений развития общества.

Человечество, оставившее веру в Бога, то есть способность познавать не познаваемое, ныне восстает против самой истории как науки. Современная история, это то, что один из историков думает о прошлом. В результате, за последние двадцать лет, написаны сотни учебников, на иностранные гранты, по русской истории. Нет лучшего доказательства бессмысленности такого подхода. Не существует Нобелевской премии по истории, т.к. она не признается наукой. Ученые не могут найти закономерности в развитии истории, ее смысл, как и не могут познать и смысл человеческой жизни. Дезориентированное общество теряет смысл семьи, притом отчасти умышленно. Ключ к пониманию этих институтов лежит в восстановлении общения человека с Богом, в возрождении первозданного Адамова состояния и уподоблении Богу.

К чему же пришли современные представители западной исторической и социологической науки, отпав от способности познавать непостижимое и пользоваться плодами постижения Божественных откровений?

Благодаря Мальтузианской теории исторических циклов, основной причиной нестабильности, кризисов и войн признано увеличение населения. Второй основной вектор научности истории выстраивается по направлению математического метода, цифрового, электронного анализа, так как один из светских мудрецов сказал, что любая теория, на столько научна, на сколько в ней математики. Для математики, милосердие, сострадание, совесть и иные духовные понятия чужды.

В тысячу девятьсот семидесятом году, Американский президент, впервые официально в ООН, поставил вопрос о необходимости сокращения населения. Это напрямую направлено против заповеди Божьей «не убий», а также первой забытой заповеди «плодитесь и размножайтесь». На основании этого иродова мировоззрения появились в нашей жизни понятия однополых браков, ювенальной юстиции, эвтаназии (убийство тяжелобольных родителей по их согласию), гендерной этики, генномодифицированных продуктов, наркотической и алкогольной смертности. Главное, чтобы не рождались дети, а если это случилось, то чтобы жизнь их была короче.

С того времени очень трудно не заметить, как просто маниакально одержимы ограничением рождаемости многие члены мировой элиты. ООН издаёт меморандумы об этом, университеты имеют целые курсы, посвящённые этому. На самые высокие в мире политические посты назначены радикальные сторонники ограничения рождаемости, и некоторые из самых влиятельных людей на планете собираются вместе, чтобы поговорить о необходимости «облегчённого доступа» к аборту, контрацепции, услуг по «планированию семьи», ювенальной юстиции и других методах сокращения населения.

Приводим - шокирующие цитаты мировой элиты о регулировании рождаемости на земле:

Пол Эрлих, советник по науке экс-президента США Джорджа У. Буша…говорил: «Каждый человек, который сейчас появляется на свет, вносит диспропорцию в окружающую среду и системы жизнеобеспечения планеты».

Основатель информационного агентства «Си-Эн-Эн» Тед Тёрнер… «Всё население 250 – 300 млн. человек, сократить 95 % от нынешнего уровня – было бы идеально».

Дэвид Брауэр, первый исполнительный директор природоохранной общественной организации «Клуб «Сьерра»» «Деторождение [должно быть] наказуемым преступлением против общества, если родители не имеют лицензии правительства… Всех потенциальных родителей [обязали бы] использовать контрацептивные химические препараты, правительство выдаёт противоядия гражданам, выбранным для рождения ребёнка».

Билл Гейтс, основатель «Майкрософт»…«Если мы сейчас действительно хорошо поработаем над новыми вакцинами, медико-санитарной помощью, помощью в области репродуктивного здоровья, возможно, мы сможем понизить (численность населения) процентов на 10 – 15».

Основатель Американской федерации планирования семьи Маргарет Сэнджер «Высшее проявление милосердия, которое семья может оказать одному из своих малолетних детей — это убить его».

«Регулирование рождаемости должно привести в итоге к более чистой расе».

Михаил Горбачёв… «Мы должны, говорить более открыто о половой жизни, контрацепции, об абортах, о важности регулирования рождаемости, потому что экологический кризис – это, короче говоря, демографический кризис. Сократите население на 90 % — и просто будет недостаточно людей, чтобы вызвать экологическую катастрофу».

Глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон… «В этом году США возобновили финансирование репродуктивного здравоохранения через Фонд Населения ООН, и ожидается ещё больше капиталовложений. Недавно Конгресс США выделил более 648 млн. долл. иностранной помощи программам планирования семьи и репродуктивного здоровья во всём мире».

Вот плоды отступления от веры. Семью Святые Отцы называют осколком Рая на земле. В наше время она стала последней крепостью нравственности и духовности. Враг враждует не только против сформировавшихся благодаря христианству, традиционных семейных отношений, но и против самой природы, физиологии человека.

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению Карла Мангейма, проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции.

Система ценностей, выполняет роль, повседневных ориентиров, в предметной и социальной действительности человека. Ценности субъективно являются плодом потребностей. Ниже потребности, ниже личная система ценностей. Выше потребности, выше личная система ценностей. Чем выше потребности и система ценностей, тем менее они зависят, от материальных затрат. Это похоже на производство, чем выше технологии тем меньше затрат и больше прибыли. Проще говоря, чем выше система ценностей, тем стать счастливым легче и покоя совести больше. Значит цель общества, не в том, чтобы идти на поводу потребностей, и расширять потребительскую корзину, а в том, чтобы возвышать потребности.

Впрочем, бороться, решительно выступать за веру — не значит, непременно выступать агрессивно. «Обличай, вразумляй, назидай, но с любовью и кротостью». Чтобы не получилось, как в пресловии: «Будет ли война? Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». В докладе на епархиальном собрании Московской епархии Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Руководствуясь святоотеческими наставлениями, необходимо уметь различать грех, нуждающийся в безоговорочном осуждении, и самого грешника, по отношению к которому всегда должно действовать в соответствии со словами Христа Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Благодарю за внимание. Епископ Савватий. 10-01-2013 г.

Пресс-служба Тарской Епархии


Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии