joomplu:6380
joomplu:5094

Воспитание мужества у мальчиков и нежности у девочек

С.Л. Шебалина

МОУ ДОД «Городской детский (юношеский) центр»

 Нравственное воспитание с учетом полоролевой культуры

Новые парадигмы социальной и экономической жизни страны заставляют по новому оценивать и решать многие, казалось бы, давно решенные проблемы в системе воспитания и развития молодого поколения, - в том числе, и в системе его физического воспитания. Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитании основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи как социального института становится проблемой государственной значимости.

Николай Александрович Бернштейн, мировой ученый, создатель нового направления в науке – физиологии активности, рассуждая о биологической целесообразности, объясняет идеалы мужской и женской красоты. «В мужчине прекрасны: сила, мужественная осанка, уверенность движений; в женщине – мягкость, изящество воплощения идеального материнства».

Одна из основных задач воспитания, сложившаяся веками, обусловлена традициями – формирование «настоящего мужчины» и «истинной леди». В детских садах программы развития дошкольников недостаточно учитывают половые особенности мальчиков и девочек. Воспитание будущего мужчины из мальчика, это не просто создание человека, а будущего мужа, отца и защитника Отечества.

Агрессивность и доминантность – ярко выраженные мужские качества. На основе этих качеств и воспитывается у мальчиков мужественность, но с одновременным воспитанием достоинства, великодушия, особого отношения к девочкам (женщинам) и осознание себя как защитника Отечества.

Необходимо создавать ситуации, где ребенок может принимать решения самостоятельно. Этому могут мешать как беспрекословный авторитаризм, так и излишняя нежность и жалость. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует.

Родители следят внимательно, чтобы ребенок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы ни ушибся!), и, к сожалению, не очень задумывается о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровее. Все это осложняется ставшим типичным феминизированным воспитанием. Увеличивается число неполных и неблагополучных семей, где зачастую воспитанием мальчика занимаются только женщины – мама и бабушка. А если это дополняется посещением ДОУ, где все воспитатели и работники – женщины, то возможно, что у мальчика не возникнет стереотип правильного мужского поведения.

Одно из доступных решений – гендерное воспитание. На занятиях физической культурой создаются возможности дифференцированного подхода. В большинстве ДОУ физическое воспитание мальчиков и девочек отличается только в тестировании уровня физического развития. Очень редко учитывается двигательные предпочтения мальчиков и девочек. Ярко выраженные отличия, мы можем наблюдать в метании на дальность и прыжках через скакалку. Результаты в метании у мальчиков кардинально лучше, а прирост результатов в 6 раз больше по отношению к приросту результатов у девочек (исследования А.П. Усовой). А мальчики проигрывают девочкам в прыжках через скакалку. Обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, а девочки осваивают разнообразные прыжки.

Развивать в движениях девочек пластичность, выразительность, грациозность и одновременно четкость, ритмичность и силы у мальчиков можно используя на ОРУ различные предметы (например: комплекс ОРУ для мальчиков с гантелями, а для девочек с помпонами). Развивать физические качества у мальчиков и девочек можно разными заданиями (например: у мальчиков выносливость – футболом, а у девочек ритмической гимнастикой). Обучая прохождению по гимнастической скамейке, развивая равновесие, мальчики получают задание пробежать и выполнить соскок в цель, а девочки могут выполнить задание на узкой стороне гимнастической скамейки, выполнить соскок и удержать статическую позу.

На начальном этапе обучения прохождению по узкой стороне, мальчики могут страховать девочек, поддерживая их за руку. Расставляя и убирая инвентарь, мальчикам поручают  крупный и тяжелый (гимнастические маты и скамейки), а девочкам – мелкий (обручи, мячи и т.д.).

Двигательная деятельность помогает активизировать нравственное развитие. Она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувства справедливости, честности, порядочности, решительности, смелости.

Мальчики и девочки могут обладать одинаковыми нравственными качествами, но частота и степень их выраженности могут быть разными. Выделяя и объясняя зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий и соблюдения правил, формируется справедливое отношение к товарищам, создаются ситуации, где мальчик может почувствовать себя «рыцарем».

Преодолевая препятствия, стремясь к  поставленной цели, ребенок (это особенно важно для мальчика) формирует волевые качества – волю. Подвижные и спортивные игры (которые являются двигательным предпочтение мальчиков), длительные физические нагрузки, неоднократное повторение однообразных движений (например – отжимание) – являются основными факторами развития воли.

Упражнения на выносливость содействуют развитию настойчивости, прививают умение преодолевать трудности, позволяют научить ребенка стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, не боясь отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе физической деятельности. Так как трудно себе представить занятия физическими нагрузками только с положительными результатами, без неудач, ошибок, срывов.

Нравственное развитие человека невозможно без патриотического воспитания. Когда у ребенка старшего дошкольного возраста появляется потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, проявляются такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

К сожалению, патриотическое воспитание подрастающего поколения потеряло свое значимое место, отошло на второй план, в последнее десятилетие. И только сейчас об этом стали серьезно задумываться.

Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации». И в решении этой проблемы для дошкольников физическое воспитание выходит на лидирующие позиции. Проведение спортивных, физкультурных праздников и развлечений, где используется символика Российской федерации, родного города, встреча со знаменитыми спортсменами, участие в городских, национальных и международных соревнованиях («Веселый малыш», «Лыжня Росси», «Международный  Сибирский марафон» и др.), все это прививает любовь и гордость к своей большой и малой Родине.

Зажигательно, достойно проводятся мероприятия, посвященные дню защитника Отечества. Зарницы, где мальчики – солдаты, девочки – медсестры, а командиры – курсанты военных училищ, которые после выполнения заданий всех накормят солдатской кашей из большого солдатского котла. «Военные учения», посвященные дню Победы, когда оценивают выполнение заданий  ветераны Великой Отечественной войны.

Стратегический акцент на максимально возможную индивидуализацию технологии процесса физического воспитания и соответственно психологического развития мальчиков и девочек поможет добиваться высоких результатов, формируя полоролевую культуру.

Задача возможно более полного раскрытия природных задатков, выявления генетически детерминированных черт моторики и ее развития будет решена на основе глубокого проникновения в природную и психологическую сущность физической активности мальчиков и девочек, выявления главных факторов, определяющих ход и результаты развития двигательной функции.

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии