joomplu:6380
joomplu:5094

О том, как прп. Сергий помогал строить Вознесенско-Иннокентьевский храм в Таре

Рассказ Марии Ивановны Потаповой (29.08.2006 г.)

Чтобы храм нам разрешили, мы два раза в Москву ездили. Приедем туда в Загорск к мощам Сергия и плачем. Везде храмы Божие, а у нас нету – не можем добиться. Идёт какой-то монах, и мы к нему.

– Батюшка, помолись за нашу бедную Тару!
– А что случилося?
– А такое случилося, что нам в Таре храма никакого нет! Старый храм не дают. Там спортзал теперь. А новый не разрешают строить!

Настя Ведерникова плачет. В ноги ему упала.

– Помолись за нас грешных. Может, тебя Господь услышит?!

А монах нам и говорит:

– Ну ладно. У нас молебен будет, запишем вашу Тару, помолимся.

А в Москве Куроедов – министр такой московский – опять нам только лишь обещает выделить место под храм. А тарские власти – ни в какую. Наконец, говорит, чтобы нас успокоить:

– Не плачьте. Я вот на днях им прикажу, чтобы выделили вам место. Купите там домик и служить будете.

В Омск приехали, в храм пошли и опять плачем. А сторож нам говорит:

– И что вы всё плачете, тарчане?
– А как нам не плакать? Там служба, там служба, а у нас нету. Нам не дают. Поплакали, ну, слава Богу, так надо было.

Потом, когда место нам выделили, купили мы домик на Заводской. Епископ Максим нам дал денег. Я взяла мешочек с деньгами, а в нем бумажки и монеты всякие. У нас, православных, все на доверии построено, деньги не считали, а муж говорит, мол, деньги пересчитать надо – хватит ли на покупку дома? Но этого я делать не стала. Привезли мы их с Колей в Тару и отдали все, как есть. нашему старосте Семену Ильичу. Слава Богу, денег на домик хватило. Мой Николай только зря беспокоился.

Мы в этом месте, на Заводской, хотели и строиться – храм Божий возводить. Но нам сказали – нет, там 2-я школа рядом, и никакого чтоб там колокольного звона вашего не было, ищите себе другое место.

Начали другое место искать. Нашли угловой домик с большим участком. Приехал из Омска епископ и решил брать это поместье и еще два соседних домика под строительство нового храма.

Батюшка Димитрий тут же все размерил. Он был специалист по строительству храмов. Завезли лес, кирпич с тарского завода и облицовочный кирпич из Таллинна. Деньги слали из многих городов на это строительство, когда узнали, что есть такой старинный сибирский город, и без храма совсем. Вот такая была дружба у нас в России. Пришла помощь из Омска, из Владимира партия строителей приехала. Батюшки отовсюду прибыли отцу Димитрию помогать: отец Аким с Алтая, батюшка Зосима из Омска, батюшки Борис, Гавриил….

Тарчане шли на стройку как на праздник. Щас к работе любви такой нет. Бывало, скажет батюшка – кому на раствор становиться, кому кирпич подавать – все придут, народу как мурашей.

А милиция не знает, к чему придраться, чтоб стройку закрыть. Только придут с милиции – опять тянут батюшку Димитрия. Совсем его замызгали. Мы плачем, а батюшка нас успокаивает:

– Не обращайте внимания, работайте, скоро вернусь.

А милиция своё гнёт:

– Пересадить вас надо всех – этих строителей.

У нас батюшка Аким Алтарь ложил, а у него отец на Алтае умер. И он даже отца не поехал хоронить.

– Погода пока стоит, надо Алтарь ложить, – говорит. – Мне Алтарь дороже, а отца уж я не верну.

Алтарь, слава Богу, изделали. Вот и у нас теперь свой Алтарь стал и служба как в других городах. А как службу ведет о. Аким, так я не у кого так не слышала. Бывало, на исповеди так проберёт, так наведёт на грехи наши окаянные, что не покаяться никак нельзя.

– Господи, согрешила я воровством, на чужое добро зарилась, искусу окаянному поддавалась! Прости нас, милостивый Господи! – вот так каждый наш грех исповедует, а мы плачем причитаем:
– Грешна, батюшка, грешна!
– Господи, прости меня маловерием! Нет у меня веры нисколько. Так болтаюся туды-сюды, а истины не ведаю!

И так начитывает, начитывает, сам крестится, и мы крестимся и причитаем:

– Грешна, батюшка, грешна!

И после такой исповеди на душе и легко, и покойно. И такая благодать…

Такой большой Божий храм с тремя престолами всего за восемь месяцев всем миром построили. Ещё местные власти много раз строительство останавливали. Приходилось дежурить, чтоб стройматериал не растащили. Кабы не эти власти, то бы еще быстрее построили.

И освещать храм днём они не дали. Велели освещать ночью, чтоб никто не видел. И все равно народу на освящении было много. Пришли все, кто строил – половина Тары.

Батюшка Димитрий служил здесь не долго – его в Тюкалу отправили строить такой же храм. Потом какое-то время служили батюшки Аким и Зосима.

А из райкома все прибегали и говорили, что храм закроем, под детсадик заберём. Но мы им отвечали:

– Не имеете права. Мы сами строили, вы нам не помогали.

Однажды батюшка Зосима пилил дрова, мы с Настей их таскаем, а двое из милиции приходят и говорят:

– А где у вас поп?
– Вот наш батюшка – пилить согнулся. – отвечаем им.
– Чё пацана нам показываете? Нечева над нами смеяться! Где поп?

Зосима тогда разогнулся. Он был не шибко разговорчивый и росту невысокого:

– Да вот же я!
– Какой ты поп? Пацан какой-то!

А он был в великих для него сапогах, в фуфайке, да худенький вовсе. Они его за пацана и приняли. А когда, наконец, до них дошло, то говорят ему:

– Раз это ты, дак, давай, бросай пилу, пошли.

Они его тогда только в храм завели, в храме допрашивали – откуда всё взял, столь дров напилили? Часа два они его допрашивали. Видим, назад идёт, согнулся и нас с Настей успокаивает:

– Не бойтеся. Да зачем я им там нужен? Отстали.

Уже при Владыке Феодосии отца Зосиму убрали и поставили отца Ивана. Зосима – русский батюшка, а Иван – хохол. Зосима теперь архимандрит Абалакского монастыря, а мой Коля у него водителем работает. И батюшка Димитрий тоже в каком-то монастыре служит, кажется, в Ярославле. Батюшка Аким на Алтай вернулся. Мне тоже в монастырь пора. Вот поправлюсь, к мужу в Абалакский монастырь уеду, когда мне батюшка Василий - нонешний настоятель нашего храма - на то благословение даст.

Потапова М.И.
Составил Владимир Дмитриевич Червенчук (бывший доцент Тарского филиала, прихожанин Вознесенского храма)

Пресс-служба Тарской Епархии

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии