joomplu:6380
joomplu:5094

День Сибири в Саргатке

2015110926 октября я участвовал в праздновании Дня Сибири в Саргатке (так, по-простому мы, омичи, зовём наш районный центр, посёлок городского типа Саргатское). Возрождение этого праздника, как мне кажется, – хорошее начинание, которое будет способствовать росту национального и исторического сознания, патриотическому воспитанию молодёжи.

Праздник этот возобновлён недавно, но уже проводится во многих сибирских регионах. А, вообще, он имеет давнюю историю. 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1881 г. на волне всеобщего празднования 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, Россия впервые отмечала День Сибири или, второе его название, – День Благодарение Сибири. Дата не случайна. Ведь именно в конце октября 1581 (или 1582 года, есть уже разночтения) произошло судьбоносное историческое событие: атаман Ермак Тимофеевич вместе с дружиной казаков заняли Кашлык (Искер) - столицу Сибирского ханства. В День Сибири повсеместно проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака и его товарищей, в память первопроходцев и основателей сибирских острогов. В городах Европейской части России сибирские землячества собирались на общие празднества. По всей Сибири губернаторы устраивали торжественные приёмы. «День Сибири» отмечался ежегодно вплоть до 1919 года. О празднике вспомнили уже в конце 1990-х годов, а с недавнего времени снова стали отмечать в ряде сибирских городов и сёл (где-то - 26 ноября, где-то - 8 ноября).

Прав был Михаил Васильевич Ломоносов, провидчески заявивший, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Без присоединения Сибири Россия никогда не стала бы столь великой державой. Сегодня не мешало бы напомнить нашей любимой столице, что именно Сибирью держится вся Россия, и Москва, и Петербург. По-хорошему, именно Москве бы и надо отмечать этот праздник в первую очередь. Мы - патриоты России, никакие сепаратистские настроения здесь не пройдут, но есть серьёзный вопрос к Москве: не пора ли уже больше вкладывать средств в развитие сибирских областей? Или, точнее, меньше забирать в центр денег из Сибири. Ведь отношение к Сибири федеральных властей порой напоминает нерадивого хозяина, который режет курицу, которая несёт золотые яйца. Мы хотим, чтобы не безлюдели наши края, чтобы не тянулась молодёжь в непомерно богатую столицу, а находила работу здесь, в Омске, в Прииртышье. Неплохо бы столичным руководителям вернуть в Омский регион «Газпромнефть», без чего развитие нашей области находится под большим вопросом.

Но вернёмся к главной теме разговора. Меня пригласила на праздник Дня Сибири директор Саргатского музея – Ольга Александровна Очкасова. В 8 утра возле ДК им Малунцева нас уже ждал микроавтобус «Газель». Вместе со мной в нём в Саргатку отправились участники объединения «Кованая рать - Служилые люди Сибири» во главе с их наставником Василием Мининым. За неполные два часа пока ехали (74 км от города, но снега намело очень много), успели выспаться. «Газель» подвезла нас прямо к зданию музея, где нас встречала его хозяйка - директор.

Мы положили вещи в подвальном этаже музея, где располагается чучело большущего медведя, есть и другие экспонаты: чучела и других зверей и птиц, бивни и кости мамонтов, сведения о древнейшей саргатской культуре, найденной здесь археологами. Ольга Александровна пригласила попить чаю. За чаем разговорился с руководителем «Кованой рати» Василием Михайловичем Мининым. Было интересно узнать, как организован его военно-исторический клуб, получает ли поддержку региональных властей. Оказывается, по началу сталкивался он и с недоверием, и с сомнениям чиновников. Идея далеко не сразу была поддержано. Одно время некоторые не в меру «бдительные» люди даже подозревали их в некоем «русском экстремизме». Но, в конце концов, во власти тоже есть умные люди. Они поняли насколько это большое дело: сохранение исторической памяти, воспитание молодёжи на подвигах предков и стали оказывать поддержку. Ежегодно клуб получает финансовую помощь через систему региональных грантов. «Кованая рать - Служилые люди Сибири» является бессменным участником всех важнейших мероприятий и стал уже даже визитной карточкой города, которую с удовольствием демонстрируют гостям. Сегодня в клуб ходят 70 юношей. Этот несомненное достижение.

20151109После короткого чаепития удалось посмотреть музей, который мне понравился. С музеем в Саргатке тоже не всё было просто. В «лихие» 1990- е годы власти района решили, что музей не нужен, выселили музей «в никуда», а здание продали коммерсантам. С огромным трудом удалось сохранить важнейшие экспонаты в «красном уголке» райпо. Когда безумие прошло, уже новый районный глава понял, что музей нужен и построил новое здание, которое стало центром притяжения селян. Здесь проходят многие культурные мероприятия.

Вскоре после осмотра экспозиции мы были приглашены на торжественные проводы саргатских призывников. Каждые полгода такие проводы проводят возле памятника саргатцам, не вернувшимся с войны. На проводы собралось довольно много народу. Когда мы подошли (там всё рядом), уже подтянулось и районное начальство. Приехал и епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. Мероприятие было проработано до мелочей. Сначала перед нами торжественным строем прошли призывники (их было девять) и построились возле вечного огня. Затем прозвучал гимн России. Далее были напутственные слова районных руководителей, епископа Савватия, ветерана Афганской войны, их земляка-саргатчанина, . Звучали стихи детей и девушек, обращённые к будущим защитникам Родины. Была и минута молчания в память павших героев, и клятва призывников быть верными воинскому долгу. Потом всем им вручили по маленькому мешочку родной земли. Это было довольно трогательно.

После этого все прошли к зданию музея, где уже подготовились к своему, без сомнения, яркому выступлению приехавшие из Омска ратники. Историческая реконструкция проведена была вплоть до мельчайших деталей. В костюмах служилых людей XVI века с ружьями (о них отдельная история) ратники построились у музея под руководством Василия Минина.

Руководитель этого маленького отряда, одетый тоже в тщательно выверенный до мелочей исторический наряд, с микрофоном в руках рассказывал об оружии служилых людей, их одежде, назначении разных предметов, привешенных к поясам ратников. Особо много внимания уделялось тому, как устроено оружие и как оно стреляет. К великому удовольствию собравшихся, стрельцы (назовём их так для краткости) палили из своих ружей, периодически меняя строй. Выстрелы, естественно, были холостые, но всё равно это выглядело весьма эффектно. (И уж, конечно, мальчишкам было куда интереснее наскучивших китайских фейерверков). После всем желающим было позволено подойти поближе, подержать в руках и сфотографироваться с воинами. Они ответили на интересующие вопросы.

Оружие довольно тяжёлое и довольно сложно заряжается. Сначала нужно всыпать крупный порох в дуло, затем с помощью специальной узкой палочки забить пыж. После этого мелкий порох засыпается на полку. Далее нужно поджечь фитиль и заложив его тлеющим в специальный паз быть готовым совершать выстрел. По команде нажимается кнопка на ложе, фитиль прижимается к полке с мелким порохом, который, проходя через специальное отверстие, воспламеняет крупный порох в дуле. Вот тогда и звучит громкий выстрел. После чего воины быстро повторяют операцию, готовясь к следующему выстрелу. Скорость в зарядке оружие для стрелков имела действительно жизненно важное значение. Не научишься быстро и ловко перезаряжать, не успеешь отразить неприятеля, значит, потеряешь жизнь. Наши «реконструкторы» действовали довольно ловко. Видно было, что тренируются. Но пуль у них нет: во избежание неприятностей стреляют только холостыми.

Далее мы отправились в музей слушать доклады саргатских школьников. Меня посадили в жюри вместе с начальником ратников Василием Михайловичем, сельским учителем истории Увало-Битинской средней школы Андреем Вильгельмовичем Тиссеном. и игуменом Серафимом (Максимовым). Детки выступали в общем-то неплохо. Были доклады о походе Ермака в Сибирь, о Саргатке, о деревне Кушайлы, об Ачаирском монастыре, святом месте - селе Тамбовка, где было явление Божьей Матери, и омском святом - священномученике Сильвестре. Самые интересные для меня были те доклады, которые касались истории и быта их родной деревни. Особо понравилось, что некоторые учащиеся использовали не только интернет, но и обычные книги и (не без помощи учителей) даже воспоминания и документы.

Никто из детей не остался без грамот и небольших подарков (книг). А занявшие первые места в разных возрастных категориях получили аудиоплееры с записями казачьих песен. Членам жюри подарили книжки М.И. Санькова «Саргантское притяжение» (об истории села Саргатки). Я тоже не отказал себе в удовольствии передать музею пару своих книг.

После обеда, на который нас пригласил отец Серафим, пришло время прощаться с гостеприимной Саргаткой. «Кованая рать», откушав, уехала ещё раньше на микроавтобусе (у их руководителя в городе были занятия с детьми), а меня чуть позже любезно подвёз до города епископ Савватий, который как раз туда направлялся. Поблагодарив организаторов, я отправился в Омск.

Саргатский праздник Дня Сибири оставил приятное эмоциональное впечатление. Уверен, такие мероприятия очень нужны нынешнему подрастающему поколению и хорошо, что есть энтузиасты, которые их проводят. Важно, чтобы и власть, и школа, и Церковь, и общественность такие добрые традиции поддерживали.

20151109

28.10.2015, Омск
Сергей Сизов
С сайта: Литературный сайт «Изба-Читальня»

------------------------------------------

О других поездка по области см. здесь:

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии