Нормативно-правовые основы реализации программы «Социокультурные истоки»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Действующее законодательство Российской Федерации в области образования с 2007 года внесло важные изменения во взгляде на содержание современного образования, которое «должно обеспечивать духовно-нравственное развитие личности» (ст.14, п.2)., утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию. Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2)
указывает на особенности «развития личности на основе социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».Одним из принципов государственной политики, обозначенных в «Законе об образовании в РФ» является «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…» (ст.2, п.2). В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. на воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (2, с. 11).
Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся в образовательных организациях осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
Международный уровень:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., ст. 16,18,19 , 26),
- Конвенция о защите прав и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004),
- Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (Вступила в силу в СССР 15.09.1990),
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений(принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.).
Федеральный уровень:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., ст.13,14,17,19),
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.3, 4, 5 и др.),
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (от 07.05.2018 №204),
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ,
- Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ),
- Письмо Минобрнауки РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» (от 19.03.1993 г. №47/20-11п),
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк.А.И. Кондаков, В.А. Тишков, 2009 г.),
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373),
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г.),
- Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18.10.2013 г., Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт» № 422н от 5.08.2016 г.),
- Кодекс профессиональной этики педагога (Минобрнауки, Положение №241 от 10.01.2014 г.),
- Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (2008 г.),
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018-2027 годы (Указ Президента РФ Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года),
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р),
- Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683),
- письмо Минобрнауки № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»,
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки №08-1803 от 01.09.2016 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»,
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ №1493 от 30.12.2015 г.)
- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ №751 от 04.10.2000 г.),
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.),
- Концепция национальной образовательной политики (Приказ Министерства образования и науки РФ №201 от 03.08.2006 г.),
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приказ Минобрнауки РФ №699 от 09.06.2016 «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения»(Издательский дом «Истоки», Москва, 2011),
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения» (Издательский дом «Истоки», Москва, 2011),
- Письмо Комитета по образованию и науке ГД при поддержке инициативы РАЕН, администрации Вологодской области «О развитии программы «Социокультурные истоки» (от 20.07.1998 №3,5/14),
- Письмо Минобразования России №30-52-460/23 от 19.06.2002 «О присвоении учебно-методическому комплекту «Социокультурные истоки» грифа «допущено Министерством образования РФ»,
- Письмо Минобразования России №27-51-394/14 от 28.06.2002 «О программе «Истоки».
Документы:
- Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803
- Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699
- Темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания, которые целесообразно включить в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей
- Подробнее о программе "Социокультурные истоки"
Вам так же может быть интересно:
- Социокультурный подход в образовании
- Программа "Cоциокультурные истоки"
- Учебный курс "Истоки"
- Программа "Воспитание на социокультурном опыте"
- Программы дополнительного образования
- "Истоки" для дошкольников
- Видео семинара "Программа "Социкультурные истоки": планирование, преимущества, построение занятия", проходившего 14 апреля 2011 г. в рамках проекта "Педагоги Омска - за нравственный город"
- Видеозаписи семинара «Методика преподавания УМК «Социокультурные истоки» (6-8 ноября 2013)
- Межрегиональная методическая школа "Истоки"
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Вопросы реализации предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и курса "Истоки" (10-11.11.2016, г. Вологда)
- Видеоматериалы обучающего семинара «Опыт реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и курса «Истоки» в контексте ФГОС основного общего образования» (29-30 марта 2017)
- Материалы семинара «Истоки» в ДОУ» (5-6 июня 2019 года)
Духовно-нравственное воспитание: