joomplu:6380
joomplu:5094
joomplu:18549

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Явление Пресвятой Богородицы в Сибири

матушка Евгения у подъезда своего домаВ 2020 году по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия была выпущена книга «Явление Пресвятой Богородицы в Сибири. Тамбовка». В книге рассказывается о явлении в 1943 году Божией Матери девушке Екатерине, будущей монахине Евгении (Бороденко). В книге приводится жизнеописание монахини, воспоминания о ней, письма епископа Венедикта (Пляскина) к ней. Екатерина была духовным чадом владыки. Мы решили опубликовать несколько воспоминаний о монахине Евгении, опубликованных в книге. Начинаем с воспоминаний игумена Серафима (Максимова).

Игумен Серафим (Максимов), благочинный, настоятель храма в честь святителя Николая Мирликийского в районном поселке Саргатка.

Поклонный крест на месте встречи девушки Екатерины (в будущем монахини Евгении) с Пресвятой БогородицейС монахиней Евгенией я познакомился в девяностые годы. Тогда никто не знал, о происшедшем с ней чуде явления Божией Матери. Матушка долго не решалась рассказать об этом, таилась, держала в себе, однако, обличаемая совестью поведала о чудесном случае владыке Феодосию. Владыка вначале отправил в Тамбовку с матушкой Евгенией протоирея Николая Сапижука, а через какое-то время мы с ней вдвоём поехали в те места. И прошли пешком путь, которым она проследовала вместе с Богородицей, направляясь в Новопокровку, родную её деревню.

Новопокровка была основана в том числе переселенцами из Курска, у курян особо почитаемая икона Божьей Матери Владимирская. У сибиряков чаще можно встретить на божнице Казанскую, украинцы-переселенцы привозили Ченстоховскую, а у курян в домах была Владимирская. Молились на этот образ и в родительском доме Екатерины.

Идём мы с матушкой Евгенией к месту явления Божьей Матери, матушка мне рассказывает, что была она девушкой смелой, ничего и никого не боялась, только лишь цыган. Они приходили в эти места, и считалось, цыгане имеют колдовскую власть над людьми, надо держаться от них подальше. Идёт Екатерина в Новопокровку вдруг видит, будто опускается на лес человек со скрещенными на груди руками. Первое, что подумала: «Цыгане колдуют». И стала молиться. Матушка Евгения показала мне место, где она стояла, когда увидела спускающуюся с неба женщину. «И вот, – рассказывает матушка, – выходит женщина из леса. Босиком, в серой юбке до земли, в серой жакетке с большим количеством пуговиц, на голове чёрный платочек». Екатерина решила, глядя на наряд незнакомки: «Точно цыганка!». Тогда уже в таких длинных юбках не ходили. Носили ниже колен, но не до земли. Решила про себя «цыганка» и начала молиться.

Женщина пошла рядом с Екатериной в сторону Новопокровки и стала предупреждать девушку: «Через гриву не ходи, там волки!». Матушка показала мне гриву, через которую незнакомка настоятельно просила не ходить. В войну грива была покрыта густым лесом, березняком, позже его вырубили под сельхозугодия.

«Я про себя молюсь, – рассказывала матушка, – и спрашиваю женщину, откуда она идёт? Она не ответила, но сказала куда направляется – в Коммуну. И начала меня расспрашивать про папу, маму. Причём несколько раз повторила: “Через гриву не ходи, там волки, через гриву не ходи”. И провела меня мимо, а потом мы расстались, она пошла в сторону Преображеновки, а я – домой. До Новопокровки километров восемь оставалось. Пришла домой, мама заохала: “Ой, доченька моя, я не знала, что ты здесь. Сердце у меня вдруг так заболело за тебя, на душе тяжело стало, я так молилась за тебя Божьей Матери! Так молилась”».

Это мне матушка рассказывала, когда мы шли по дороге, по которой она с Богородицей прошла. Почти шестьдесят лет миновало с того чудесного события, а матушка помнила все детали. Рассказывает мне, а сама плачет: «Пресвятая Богородица все мелочи запомнила, о которых я говорила, все жалобы мои учла, а потом утешила меня. Я пожаловалась, что блохи по ночам житья не дают, а спали мы в бараке, прямо на полу. От блох набросали полыни, только это мало помогало, кусали, спасу нет, как кусали. Не давали спать. На следующий день, как я встретила Матерь Божью, разболелось у меня сильно ухо, и меня отправили в Омск, к врачу. Боль сама собой прошла, но меня оставили в городе. Даже о такой мелочи Богородица побеспокоилась».

Прошли мы с матушкой по тем местам. Она рассказала, что ум у неё открылся много позже, когда она поняла, что сама Богородица отвела её от беды. Узнала ту женщину на иконе Божьей Матери «Владимирская». Икону подарила матушке её мама. Небольшая икона, чёрно-белая, выцветшая, металлическое обрамление. Матушка передала её нам.

На гриве в конце войны был обнаружен балаган, в котором жили мужик, его брат дезертир, и ещё один мужик из их деревни. Все местные. Они занимались грабежом, насилием, убийством. У матери Екатерины в тот день сердце заболело за дочку, она начала молиться, обращаться за помощью к Божьей Матери. Пресвятая Богородица по материнской молитве спустилась на землю и девушку Екатерину провела мимо «волков».

На Руси говорят: «Молитва матери со дна моря достанет», - мы теперь можем добавить, – «Молитва матери Богородицу с Неба на помощь призовёт!».

На месте встречи матушки и Пресвятой Богородицы установили Поклонный крест. Мы стали приезжать в Тамбовку, ходить к кресту. И я заметил, матушка Евгения отойдёт от креста, удалится к лесу, к берёзкам и стоит подолгу. Как бы стараясь уединиться для молитвы. Я её спросил: «Матушка, а что вы там постоянно стоите и молитесь?» Она сказала: «Здесь вышла из леса Пресвятая Богородица».

На том месте сейчас стоит часовня из кирпича в честь иконы Божьей Матери «Воспитание».

Её построили позже, а вначале была построена часовня в самой Тамбовке, в честь Владимирской иконы Божьей Матери. На строительство этой, рубленой, часовни матушка Евгения отдала свои сбережения. Финансово помогла строительству часовни раба Божия Елена. В то время она была предпринимателем.

Если смотреть от Поклонного креста в сторону Новопокровки, видна грива, мимо неё Матерь Божья с Екатериной шли, и хорошо просматривается направление, в котором они следовали. Скорее всего, там ничто не смеет расти потому, что стопочки Матери Божьей прошли.

Начали мы ездить в Тамбовку, ходить к Поклонному кресту, стали к нам приходить интересные люди из местных. Одна женщина говорит:

– А можно я буду с вами ходить.

– Можно, а что такое?

– Куда вы ходите, я с той стороны по вечерам слышу колокольный звон.

Прошло какое-то время, ещё одна женщина обращается:

– Можно к вам приходить?

– А что такое?

– По вечерам на закате вижу часовню, купола сверкают.

Я попросил нарисовать часовню. Она нарисовала обычную пятикупольную церковь – четыре купола по углам и большой купол посредине. На мой взгляд, такой храм можно построить у Поклонного креста, там есть для этого подходящая площадка.

Владыка Савватий благословил праздновать икону «Материнское Услышание», написанную в честь явления Божией Матери девице Екатерине, в третий праздник чествования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – 8 сентября.

Почему третий праздник Владимирской был выбран для чествования образа «Материнское Услышание»? Картошку мы копаем когда – в сентябре. Екатерина приехала на помощь совхозу, на сельхозработы в это время. Екатерина была верующим человеком, выйдя замуж (муж у неё был без ног, офицер, участник Великой Отечественной войны), регулярно ходила на службы. Хорошо знала епископа Венедикта (Пляскина). Он был в Омске на покое, но три раза в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов временно управлял Омской епархией. Служил в Крестовоздвиженском соборе, а матушка Евгения была прихожанкой этого храма. Владыка был высокой духовной жизни. Матушка рассказывала, он никогда не сокращал службы. Однажды служит всенощную, время половина одиннадцатого вечера, диакон подошёл и тихонько говорит: «Владыка, а никого нет в храме». На что владыка отвечает: «Они же семейные, у них дети, свои заботы, а нам с тобой надо молиться Богу». И всех священников, кто сокращал службы, не любил. Однажды Екатерина несёт в храм пирожки и как раз священнику, которого владыка не любил за короткие службы. И зашла к владыке, не успела ещё ничего сказать, он говорит: «Аа-а-а, этому несёшь?» И называет священника. С неудовольствием сказал. Екатерина засмущалась.

Матушка рассказывала, владыка Венедикт всегда отвечал на вопросы, предварительно помолившись. Уйдёт в свою комнату, помолится, и только тогда отвечает. Матушка предполагала, что он был делателем Иисусовой молитвы. Часто уединялся и молился.

А когда владыка Венедикт умер, отошёл он ко Господу Богу 30 апреля 1976 года, в Светлую Пятницу похоронили его рядом с родителями на Старо-Восточном кладбище. И матушка Евгения взяла на себя послушание ухаживать за этими могилами.

Ещё матушка рассказывала про блаженного Коленьку (Николай Харитонович Москвин), который постоянно находился в Крестовоздвиженском соборе. Смиренный, с чистой душой. У него было две сестры, могли побить его, когда он ничего не приносил домой. Участковый, как рассказывала матушка Евгения, за него печаловался, видимо, Коленька чем-то помог ему. Когда намечались облавы на нищих, он предупреждал Коленьку: уходи, будет облава. И ещё она говорила, что хотя Коленька выглядел блаженным, этаким дурачком, но взгляд его выдавал – умный, спокойный и ласковый взгляд. Однажды Екатерина собралась одарить Коленьку рубашкой, стала выбирать, какую Коленьке отдать? Рубахи от мужа остались. Одна у неё была простенькая – военная, а вторая лучше – чёрного цвета, красивая. Выбрала попроще, военную, принесла к церкви и подаёт Коленьке как милостыньку. А Коленька отворачивается от подарка. Екатерина снова к нему, он снова отворачивается. Она: «Коленка, ты что?» А он: «Лучшее надо Богу отдавать».

«Выходит, – вздохнула матушка, рассказав о том случае, – знал Коленька, что я рубаху, что получше, пожалела Ему?»

Нельзя не рассказать, как мы нашли могилу Коленьки. Я неоднократно был на могиле владыки Венедикта. Служили там панихиды, не сокращали службы, раз владыка этого не любил. Считаю, по его молитвам многое устраивалось. Могила Коленьки затерялась, матушка Евгения уже умерла. Мы как могилу нашли? В Воронеже служил наш священник, до этого служил он в Крестовоздвиженском соборе, потом переехал в Воронеж. И вот идёт Причастие, последним к Святой Чаше подходит Коленька. Священник говорит: «Коленька, ты? Ты же умер!» А он отвечает: «Я не умер, я живой, передай, чтобы нашли мою могилку». Священник позвонил в Омск. А где искать могилу? Знаем, что похоронен Коленька на Старо-Восточном кладбище. Пошли на могилу епископа Венедикта. Отслужили панихиду, я Псалтирь начал читать. Были две певчие, которые со мной в Саргатку ездили – Валентина и Галина. Я Псалтирь читаю, а певчие пошли искать могилку Коленьки. Идут и поют «Богородицу». И подходят к могилке, в отличие от других на ней травка росла, будто посеянная, невысокая ровненькая. Чистенько, мусора нет, крест и фотография Коленьки, фамилия его. Так выполнили просьбу Коленьки. Волю Божью мы не знаем. Возможно, надо было прославлять Коленьку.

Матушка Евгения очень любила Божью Матерь. Её мысли всегда были о Богородице. Сама была смиренная, молчаливая, старалась держаться в сторонке, не на виду. Постоянно молилась. Улыбалась редко. И всегда оставалось тёплое чувство после общения с ней.

В 2003 году матушка заболела и стала умирать. Она жила недалеко от Крестовоздвиженского собора, на первом этаже. Однокомнатная квартирка, голые стены, только иконы да фотографии святых отцов на них, аналой перед молитвенным уголком. А ещё напоминанием о бренности земного жития висел погребальный саван. Кровать была без перины. Одним словом, жильё монахини. Стала матушка умирать, и вдруг вспомнила грехи неисповеданные. Взмолилась Матери Божией, дескать, нельзя ей, не покаявшись в тех грехах, умирать. После этого поднялась и жила ещё месяца три. При этом постоянно плакала. Она знала день своей смерти, перед этим простилась со всеми. Умерла первого июня, отпевали матушку третьего июня, в день чествования иконы Владимирской Божьей Матери.

Когда возникла идея написания иконы, прославляющей чудо явления Пресвятой Богородицы девице Екатерине, мы обратились с этим к владыке Савватию. До этого обсудили название иконы. Мать молилась за свою дочь, Богородица услышала её молитву. Посчитали название «Материнское Услышание» наиболее соответствует новому образу. Владыке идея и название понравились, он благословил написание иконы. Так появилась новая икона «Материнское Услышание».

На фотографии матушка Евгения у подъезда своего дома,
Поклонный крест на месте встречи девушки Екатерины (в будущем монахини Евгении) с Пресвятой Богородицей.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru