joomplu:6380
joomplu:5094

Духовное развитие детей путем погружения их в атмосферу времени

Ю.Б. Болдина

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»

 

Проблемы развития эмоционально-ценностных ориентаций школьников средствами исторического краеведения

 

Без краеведения мы бессильны, краеведение - это не только территория, а и символы, память, история народа, ее герои, самобытная тысячелетняя культура народностей России» писал Д.С. Лихачев. Возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности в сознании молодежи - без этого не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно воспитание уважения к своей истории, культуре, родному краю без "любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам».

 

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве.

 

Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы.

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации  2025 в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию  народов России».

 

Решение этой образовательной, личностно значимой задачи не может обойтись без изучения родного края, той наиболее близкой и понятной ребенку социально-природной среды (местности), в которой он родился, растет и приобщается к человеческому сообществу и культуре. Познание края и его совершенствование происходит в результате той человеческой деятельности, которая получила название «краеведение».

 

Высокий смысл краеведения - в социальной (культурной), этнической и экологической самоидентификации личности. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволит растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на примерах из истории своего села или города.

Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний, - нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

 

Б. Блум и Р. Кротвол связывают процесс формирования ценностного отношения с переживанием - эмоциональным откликом. Главная задача учителя - включить учащихся в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Именно  поэтому способы организации познавательной деятельности учащихся рассматриваются как методы обучения. (Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000).

 

Методы получения новых знаний; Методы стимулирования познавательной деятельности; Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств.

 

Исходя из того, что такая совокупность методов организации  познавательной деятельности  учащихся  является оптимальной, так как знание исторических, экономических, культурных особенностей малой Родины эмоционально переживаются, личностно осмысливаются, воспринимаются как ценность.

 

1. Группа методов получения новых знаний включает в себя: Объяснительно - иллюстративные методы: рассказ, беседа, работа с историческим документом, демонстрация (слайдов, кинохроники, фотографий, иллюстраций, музейных экспонатов). Пример беседе по теме «Омск во время Великой отечественной войны».

Учащимся задаются вопросы, по теме и совместные ответы.

1) Что из себя представлял Омск – тыловой?

2) Как встречали омичи новый 1942г и др. вопросы. Методы сбора  краеведческого материала. Встреча с участниками и очевидцами событий, интервьюирование, экскурсия.

 

Например: готовясь к встрече с участником Великой Отечественной войны, учащиеся предварительно собирают библиографические данные о ветеране, и, исходя из полученной информации, совместно с учителем разрабатывают, систему вопросов. Можно проводить интервью по теме: «Экологические проблемы Омска», «Проблемы экономического развития Омской области».

 

2. Группа методов стимулирования  познавательной деятельности  включает: Методы стимулирования познавательного интереса: проблемная ситуация, краеведческая игра (ребятам сообщаются факты из жизни известного человека, они должны определить кто он (Казахский просветитель, исследователь истории и культуры азиатских народов, учился в Кадетском корпусе, в Омске есть памятник и улица, названная в честь него. (Валиханов Ч.Ч.)).

Занимательное содержание (метод заключается в подборе образного, яркого материала из истории края, создающие в классе атмосферу приподнятости и заинтересованности учащихся (примеры, факты, грандиозные цифры). Познавательно-развивающие вопросы, непременным условием их формулировки является наличие «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное, дополнительная конкретизация), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу.

Пример Собор, построенный в 1840г., в 40-50-е годы XXв, в нём размещался кинотеатр «Победа», в 80-е годы – зал органной музыки. (Никольский казачий собор). Это расширяет зону общей культуры, способствует становлению внутреннего мира учащихся, формированию в них важных ценностных ориентаций. Среди учащихся можно проводить, игры, викторины. Такие как «Знаете ли вы…» (по фрагменту схемы города рассказать об истории улицы или площади), «Исторические путешествия» (найти исторические ошибки в рассказе огороде 17в.). К методам эмоционального стимулирования автор относит поощрение.

 

3. Группа методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств: творческие задания представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент. (Наибольший творческий потенциал содержат такие здания как сочинение, рисунок, написание стихов, составление ребусов, кроссвордов). На уроке мы рассматриваем историю создания герба Омска и Омской обл., изучаем смысловое значение каждого его элемента, чтобы в каждой детской душе ярко запечатлелся символ малой Родины. Затем  предлагается детям нарисовать герб своей семьи, как частицы, составляющей Отечество.

 

В курсе историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья, учащиеся 6 класса по теме «Поход Ермака», готовя творческие работы в виде презентаций. На альбомных листах, страница за страницей ребята отражают историю, тех давних времен.

На первой странице тема и эпиграф к теме, далее краткая информация истории России этого периода, наглядное изображение продвижения войска Ермака в Сибирь, описание местности которую проходил Ермак со своим войском, портреты и описание известных личностей (Ермак, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк), описание и изображение оружия, которое использовал отряд Ермака, описание и изображение быта, войска Ермака, результат похода Ермака в Сибирь.

 

На отдельной странице выписываются все даты, глоссарий. На уроках краеведения, также можно использовать, игровой приём озвучивание  фотографий, рисунков (Ермак и Кучум). 

 

В 9-ом классе,  в конце учебного, года ребята выполняют проект «Туристический Омск». Класс делится на группы, распределяются темы. Городок нефтяников, Кировский округ, Центральный округ.

Ребята проводят презентацию проекта, в котором отражают:

1) подборка фотографий,

2)памятники микрорайона,

3) самое старое здание, самое новое здание, 4) самое популярное место, для отдыха, 5) зелёная зона, 6) краткая справка об округе.

 

Несомненно, что такие формы краеведческой работы будут способствовать, повышению эмоционально-ценностных качеств к своему Отечеству, через краеведение.

 

Духовное развитие школьника происходит посредством погружения его в атмосферу исторического времени, определенную эпоху и связанную с ней систему ценностей, отношений, культурных образцов.

 

Краеведение - это не только познание края, но и учебный предмет, который формирует нравственные ценности личности воспитуемого, помогающие ему осознать себя субъектом конкретной социокультурной среды и полноправным гражданином своего Отечества.

 

В этой связи краеведение прочно стало понятием педагогическим, значимость которого определяется присущими ему ценностями для образования, воспитания, развития учащихся.

 

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12