Паломническе поездки

joomplu:8796
joomplu:6380
Благовещение, православная газета
joomplu:5094
joomplu:5095

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Актуальная аналитика

Православный календарь

Образование

Уроки воспитания детей для жизни в гражданском обществе

 

Ю.Г. Борисова

МОУ «Гимназия № 85» г. Омска

 

Становление гражданской компетентности школьников

как приоритетная цель исторического образования

 

В настоящее время в России идет процесс становления гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов.   

Образование должно способствовать укреплению демократического правового государства, становлению гражданского общества в России.

 

Основа гражданского общества – гражданин, полноправный, цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества. Особую роль в воспитании гражданина играет гражданское образование.

 

Гражданское образование на данном этапе развития России должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину государства, нравственные установки и навыки позитивного участия в общественной жизни.

Современное гражданское образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности.

Становление гражданской компетентности школьников связано с формированием у них основополагающих ценностей отечественной и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

 

 Сущностью гражданского образования - является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности как интегративного качества личности.

 

Понятие гражданственности включает в себя:

 

1.понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

2.личную ответственность за свой выбор и своё поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

3.действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

4.способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

5.осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.

 

Общий результат гражданского образования – воспитание современного культурного человека – гражданина и патриота своей Родины. Практический аспект этого результата – подготовка учащегося к ответственности, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции РФ.

 

Внеурочный компонент гражданского образования, ориентированный по преимуществу на формирование гражданских ценностей и навыков гражданского поведения является  гражданским воспитанием. Основная нагрузка в деле гражданского воспитания лежит на учителе обществоведческих дисциплин и классном руководителе.

Конечными результатами гражданского воспитания являются готовность мобилизовать в соответствующей ситуации знания и умения, в том числе, полученные на уроках и чувство патриотизма.

 

Цели гражданского воспитания совпадают с целями педагогического содействия процессу социализации личности.

Эти цели сводятся к формированию и развитию у обучащихся способности, готовности и привычки:

  • самостоятельно осуществлять выбор в трудных ситуациях;
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решений и совместной деятельности;
  • регулировать конфликты ненасильственным путём.

Достижение этих целей гражданского образования возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность - один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

 

В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов - Когнитивный блок, деятельностный компонент, личностная составляющая.

 

Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.

Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний.

 

В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.).

 

Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, Конституция, права и свободы. Особенностью гражданской компетентности является  обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы обучащиеся стали активными участниками процесса передачи и получения знаний. 

 

Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их). Поэтому на данном этапе учителю важно научить ребенка, развить у него способности активно участвовать в жизни.

 

Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию.

 

Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию.

 

Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность.

 

Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей. Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для  их формирования. Каждая из них удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.

 

  • Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
  • Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся. (уроки – ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары…).
  • Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия,  способствует  успешной адаптации к жизненным ситуациям.
  • Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др. 
  • Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях. 

 

Вышеназванные компоненты позволяют говорить о гражданской компетентности как синтезирующей компетентности, базирующейся на целом ряде ключевых компетентностей.

 

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата.

 

Позволю себе остановиться на одном из вариантов уроков истории, на котором ученик  становится активным участником учебного процесса. Такие уроки являются одним из условий формирования гражданской компетентности подростка. На этих уроках учащиеся могут показать свои навыки овладения исследовательской, коммуникативной, учебной и др. компетентностями.

Тема: «Заседание в III Государственной думе» (Ролевая игра).

9 класс, 11 класс (2 часа).

Цели и задачи урока:

- развивать умения анализировать источники и учебный текст, аргументировать свою точку зрения;

- формировать понимание вероятности и мотивов существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам;

- выработать на основе изученного материала свою личностную позицию.

 

Подготовка к уроку:

Повторить темы «Политические партии в России н.XX века», «Первая русская революция 1905-1907 г.г.»;

изучить материал по теме урока и  распределить роли:

 

Ведущий – А.И.Гучков

Премьер-министр – П.А. Столыпин

Представители партий:

Конституционные демократы (кадеты) (4-6 человек)

Социалисты-демократы (большевики) (4-6 человек)

Социалисты- демократы (меньшевики) (4-6 человек)

Социалисты- революционеры (4-6 человек)

Октябристы (4-6 человек).

 

Задание: познакомиться с материалами в соответствии со своей ролью, подготовить выступления и вопросы.

 

Ход урока: Ведущий характеризует историческую ситуацию; знакомит участников с составом думы, объясняет правила работы и порядок обсуждения.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. 1.Политическое устройство России.
  2. 2.Рабочий вопрос.
  3. 3.Национальный вопрос.
  4. 4.Аграрный вопрос. 
  5.  

Ведущий по каждому вопросу представляет слово политическим партиям, далее идет обсуждение, задаются уточняющие вопросы. Каждый вопрос ставится на голосование.

После высказанных предложений по аграрному вопросу каждой партией, слово дается П.А. Столыпину, который выступает с речью по преобразованиям в деревне, показывает основные положения аграрной реформы.

 

Затем идет обсуждение реформы и подводится итог. 

 

В конце работы ребятам ставится задача восстановить историческую действительность, предлагается исправить допущенные в ходе обсуждения  ошибки.

 

http://copy.yandex.net

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru