Воспитание духовно-нравственной личности - насущная потребность времени
Л.М. Гурова, Л.А. Курдюкова
МОУ «СОШ №7»
Духовно-нравственное развитие современного школьника
Мы не выживем физически, если погибнем духовно.
Д.С. Лихачёв
Трудно говорить о «разумном, добром, вечном» в период масштабных перемен в стране. Специфические проблемы современного мира вызвали и трансформацию системы ценностей. В обществе произошло переосмысление идеалов, приоритетов.
К сожалению, бездуховность, равнодушие стали сейчас привычным явлением. Ш.А. Амонашвили утверждал: «Пессимизм в воспитании и обучении равносилен тому, чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребёнка».
В Концепции модернизации российского образования определены основные задачи современной педагогики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся гражданственности, духовности, культуры.
Важнейшая задача педагога заключается в том, чтобы сохранить в ребенке веру в добро, реализовать заложенное в нём высшее начало.
Ребята получают в школе массу полезной информации, отвлечённых сведений из разных областей знаний. Перед школьником неизбежно возникает проблема морального выбора, необходимости подумать о нравственной стороне применения приобретённых познаний. Личность ребёнка открыта как добру, так и злу. Нужно оживить, раскрыть то хорошее, что таится в нём.
Формирование общечеловеческих качеств, привитие моральных, нравственных норм – необходимость, продиктованная временем, так как вооружённый знаниями безнравственный человек является угрозой для общества.
Разумеется, учебные занятия и различные виды внеурочной деятельности – традиционные формы работы с обучающимися. Обращение к текстам классической литературы помогает развитию эмоциональности ребёнка, способности к состраданию. Школьникам предлагаются творческие задания исследовательского характера, нацеленные на формирование внутреннего мира.
О влиянии литературы на становление личности можно сказать словами М. Горького: «Всем лучшим во мне я обязан книгам».
Не умаляя роли уроков, хотелось бы обратить внимание на ставшие популярными сетевые проекты. В нашей школе успешно работает областная экспериментальная площадка современных инновационных технологий. Дети активно участвуют в различных конференциях, олимпиадах, проектах: «Эрудиты планеты», «Держава», «Судьбы, связанные с Омском». Работая над поставленной задачей, обучающиеся получают возможность проявить свои способности в разных видах творческой деятельности.
В настоящее время возрос интерес к духовной истории и культуре Омского региона. Ребята с энтузиазмом трудились над заданиями муниципального проекта «Мой город – моё будущее» и стали призёрами конкурса.
Ученики победили в номинациях «Моя школа – моя семья» и «Новые лидеры нового тысячелетия».
Школьники выступали на научной конференции для учащихся «Омск и омичи», стали победителями. Дипломом 2 степени награждена команда за участие в областном конкурсе «Твоё святое имя».
Успешной была и работа в проекте «Сильвестровский меридиан».
Результаты работы:
-повышение интереса к познанию мира;
-появление позитивных умений в коммуникативной и эмоционально-волевой сферах деятельности обучающихся;
-развитие эвристических способностей, творческого мышления обучающихся;
-повышение интеллектуальной активности, стремление проявлять инициативу;
-формирование умения работать с источниками информации.
Участие в проекте – одна из замечательных возможностей формирования внутреннего мира школьника. Нравственность, духовность – качества, необходимые для саморазвития личности. Проектная деятельность даёт возможность осознать собственную значимость в решении поставленной проблемы.
Невозможно построить светлое будущее без возрождения основополагающих ценностей. Воспитание духовно - нравственной личности - насущная потребность времени.
Диагностика позволила увидеть положительную динамику развития обучающихся.